Поиск по сайту


Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал

ИНФОРМАЦИЯ

 

В нашей стране не раз предпринимались попытки создания монографии, отражающей историю отечественного авиационного моторостроения. По-видимому, первой из них была книга Велижева, изданная в 1930 г. Далее можно упомянуть тематические разделы в книгах "Самолетостроение в СССР" (два тома, издание ЦАГИ) и в так называемом "третьем томе Шаврова". Но в этих работах описывалась только "генеральная линия развития", т.е. серийные моторы. Справочник "Авиационные, ракетные, морские, промышленные двигатели" является всего лишь справочником, к тому же не исчерпывающим, он посвящен главным образом послевоенному периоду (только серийные моторы) и содержит немало ошибок. Книга "Отечественные авиационные двигатели - ХХ век" хотя и охватывает гораздо более широкий временной интервал, чем все предыдущие, очень ужата по объему и не свободна от ошибок. В связи с этим представляет значительный интерес новая работа известного авиационного историка В.Р. Котельникова "Russian piston aero engines", что в вольном переводе можно интерпретировать как "Укор российскому авиационному двигателестроению". Укор потому, что издателя (и спонсора для издания) книги на русском языке не нашлось, несмотря на высокое качество материала, исчерпывающий характер приводимой информации и массу оригинальных, ранее не публиковавшихся фото. Книга представляет собой действительно полный и тщательно выверенный труд, посвященный истории отечественных авиационных ДВС. Вышла она в 2005 г. в издательстве "Кровуд" (Великобритания). На английском языке, естественно.

Несомненными достоинствами работы является то, что в ней:

  • впервые широко показана общая картина развития отечественного поршневого авиационного моторостроения "от мамонтов" до наших дней;
  • автор не ограничился серийными моторами, в книге описано большое количество не только неизвестных модификаций, но и различных опытных двигателей;
  • приведена краткая история заводов и КБ, систематизирована информация об общем состоянии промышленности, дано описание структуры опытно-конструкторских работ;
  • собраны данные не только о самих моторах, но и об их применении на различных летательных аппаратах;
  • имеются разделы о системе обозначений двигателей и об иностранных моторах в России.

В книге описаны все авиационные ДВС, выпускавшиеся в бывшей царской России (включая Прибалтику и Украину) и в Советском Союзе. Моторы, разрабатывавшиеся не в России после распада СССР, в книгу не включены.

Как известно, недостатки в ряде случаев есть продолжение достоинств, поэтому можно упомянуть и о некоторых слабых сторонах работы. Прежде всего, это связано с ограниченным объемом разделов, посвященных дореволюционным моторам и последнему десятилетию. Кроме того, позиция издательства привела к тому, что в тексте много иллюстраций размером со спичечный коробок, а качество их воспроизведения в ряде случаев не соответствует возможностям современной полиграфии. Можно заметить ряд ошибок в подписях к фотографиям (например, "Райт-Рига" приписан заводу РБВЗ), но это следствие работы заморского редактора, в недостаточной степени владеющего материалом (что и понятно). Маловато материалов о любительских конструкциях, схем и чертежей.

И все же, как принято писать в отзывах на диссертацию, в целом работа представляет законченный научный труд, а ее автор достоин… Жаль только, что книга, полезная в первую очередь для российского читателя, для него фактически недоступна: во-первых, из-за языка (которым у нас толком владеют немногие) и, во-вторых, из-за непомерной цены (почти 30 фунтов плюс пересылка не менее 5 фунтов). В России ее распространяет интернет-магазин "От винта". Остается надеяться, что, подержав в руках английский "первоисточник", какой-нибудь российский издатель все же отважится на отечественный вариант книги. Разумеется, изданный на русском языке.




Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал