ЧТО
БЫЛО, ЧТО БУДЕТ… Александр Бажанов
Во всех павильонах "Экспоцентра"
и на прилегающих к ним площадках размещались стенды участников и автомашины.
Внимательно изучить все представленное не представлялось возможным из-за
огромных масштабов экспозиции и большого числа посетителей. Удивило
и отсутствие "дня прессы", который ранее непременно устраивали
специально для журналистов. Наибольший интерес вызывал, естественно, крупнейший наш производитель автомобилей - ОАО "АвтоВАЗ". Завод представил много красивых машин, в том числе и наконец-то сошедшую с конвейера "Калину". На ее модификациях в моторном отсеке устанавливаются три типа двигателя: 2- и 4-клапанные объемом 1,6 л и 4-клапанный объемом 1,4 л. На "Приору" поставили 4-клапанный двигатель объемом 1,6 л, а на "Ладу 112 купе" - такой же, но объемом 1,8 л. Последняя модель оснащена электронной системой управления двигателем, которая позволила двигателю удовлетворить нормам по токсичности на уровне Euro-3. Как мы уже ранее отмечали, ОАО "АвтоВАЗ" является единственной корпорацией, на предприятиях которой разрабатываются и изготавливаются как автомобили, так и двигатели к ним. Возможно, это будет способствовать удержанию корпорации в числе лидеров российского автопрома. Очень сложно обстоят дела на таких известных в прошлом предприятиях автомобильного двигателестроения, как ОАО "Волжские моторы" и "Уфимский завод автомобильных моторов". У первого проблемы с количеством востребованных двигателей, а у второго совсем не осталось потребителей их моторов после того как прекратил свое существование "Москвич" и перешел на выпуск иномарок "ИжАвто". Не удалось в эти дни побеседовать и с представителями этих двух моторных заводов. Времена наступили такие, что все очень быстро стало меняться. Раньше мы привыкли, что "ГАЗ" - это прежде всего "Волга" и различные грузовики, предназначенные в основном для армии. Но сегодня ОАО "ГАЗ" является производственным холдингом, объединяющим автопромышленные активы группы компаний ОАО "Русские машины". И теперь ОАО "ГАЗ" - это не только "Волги", "Газели" и грузовики, но и автобусы (ПАЗ, ЛиАЗ и др.), ярославские дизели и топливная аппаратура. Рассматривается вхождение в состав холдинга и ОАО "УралАЗ". Вполне возможно, что аббревиатура "ГАЗ" станет достоянием истории, и холдингу будет дано другое имя. Видимо, изменится и номенклатура производимой им продукции. По крайней мере, в начале декабря прозвучало сообщение о возможном прекращении выпуска "Волг". Среди множества вопросов тут же появился и такой: а на чем будет ездить чиновничий аппарат средней руки - на "Жигулях" или "Мерседесах"?
По оценкам различных источников, среднегодовой рост потребления нефти для автотранспорта составляет 2 %. Уровень добычи нефти в мире пока справляется с таким ростом, но это только пока. По одним оценкам добыча нефти начнет сокращаться уже после 2010 г., по другим - после 2040 г. Однако сути это не меняет, и поэтому возникает вопрос: что делать? Пока представляется выход в использовании в автомобилях комбинированных энергетических установках, использующих водород, который предполагают получать из топлива не нефтяного происхождения. Быстро создать такой автомобиль не удастся, поэтому придется двигаться поэтапно, внедряя в производство отдельные элементы, готовые для коммерческого использования.
Возможен перевод дизельных двигателей
на метан с воспламенением от искры. Обеспечение такими двигателями экологических
норм Euro-2 и Euro-3 возможно при применении микропроцессорной системы
управления топливоподачей, зажиганием, а также окислительным нейтрализатором.
Уже созданы опытные образцы микропроцессоров для серийных двигателей
ЯМЗ и КАМАЗ. Если в докладе представителя НАМИ были озвучены общие проблемы автомобильного двигателестроения, то в последующих выступлениях шла речь о производстве конкретных двигателей. Так, моторостроители ОАО "КАМАЗ" выполнили вместе со своими партнерами большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке, доводке, подготовке и освоению производства новых моделей двигателей, отвечающих современным требованиям по экологии, надежности и экономичности. Проведены сертификационные испытания и изготовлена опытно-промышленная партия двигателей Euro-3 моделей 740.60-360, 740.61-320 и 740.62-280 с традиционной топливной аппаратурой и электронным регулятором. У этих двигателей минимальный удельный расход топлива составляет 150…152 г/л.с.·ч.
Ориентация предприятия на двигатели собственного
производства обусловлена тем, что освоение этих двигателей другим производителем
увеличивает стоимость не менее чем на 15 %. К цене двигателя здесь подходят
очень внимательно. Подсчитано, что только уменьшение межцилиндрового
расстояния с 95 мм до 89 мм снижает цену на 4 %. А вот применение 4-клапанной
схемы вместо 2-клапанной приводит к удорожанию 4-цилиндрового двигателя
на 8 %. Научно-технический центр ОАО "АвтоВАЗ" разработал
концепцию производства на период 2005-2014 гг. семейства перспективных
двигателей с максимально возможной конструкторско-технологической унификацией
на базе межцилиндрового расстояния 89 мм.
Казалось бы, что можно радоваться успехам двигателестроителей "АвтоВАЗа". Но, анализ ситуации, сложившейся в автопроме в целом, переводит настроение на более минорный лад. Падение производства, закрытие одних предприятий и переход других на выпуск иномарок (отверточная сборка) свидетельствует о том, что дальнейшее развитие российского автопрома, вполне возможно, пойдет не по считающемуся "оптимистическим", и даже не по "пессимистическому" пути развития, а по сценарию еще худшему. В первый же день проведения XIV Международной автомобильной конференции прошло заседание Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в автомобильной сфере, который отметил, что ситуация в российском автомобилестроении в 2005 году характеризуется существенным усложнением условий работы для отечественных производителей автомобильной техники. Углубление интеграционных процессов в автомобильной сфере способствовало резкому усилению конкуренции на автомобильном рынке и расширению ввоза импортной техники. В связи с этим усилились тенденции снижения продаж и темпов производства автомобильной техники на российских заводах, возобновились случаи остановки конвейеров, создаются предпосылки для обострения социальной обстановки. За 10 месяцев текущего года существенно уменьшился выпуск автомобильной техники - до 1104 тысяч единиц, что на 5,2 % ниже, чем за соответствующий период в 2004 г. Падение в секторе легковых автомобилей составило 6,3 %; в секторе автобусов - 6,1 %. Особую тревогу вызывает состояние дел на рынке легковых автомобилей. За 9 месяцев 2005 г. в целом российский рынок легковых автомобилей вырос до 1326,5 тыс. единиц, или на 14 %. Однако автомобили собственно российской разработки потеряли на нем 13,4 %, а "российские" иномарки приросли только на 1,2 %. В то же время доля импорта новых и подержанных автомобилей выросла на 12,2 % и превысила уже 40 %. Объем продаж новых иномарок в этом году составит более 600 тысяч единиц.
Комитет ТПП РФ по предпринимательству в автомобильной сфере, учитывая сложившуюся в 2005 г. ситуацию в автомобилестроении России, считает возможным обратиться к правительству РФ с предложением о мерах по обеспечению стабилизации работы российского автопрома и ускорению процессов повышения конкурентоспособности его продукции. Предпринимая действия, направленные на поощрение углубления интеграционных процессов, необходимо, по мнению Комитета, обеспечить создание равных конкурентных условий для отечественных производителей. Комитет считает необходимым: 1. Принять реальные меры по снижению налоговой нагрузки на предприятия, реализовав предложения, выдвинутые на различных этапах совершенствования налоговой системы с тем, чтобы предприятия имели достаточные собственные средства для модернизации производства и обновления модельного ряда продукции. При этом снижение налогов должно быть увязано с комплексом мер по улучшению инвестиционного климата. Высвободившиеся средства предприятия должны направлять преимущественно не на увеличение оборотных средств, а на аккумулирование их для осуществления в дальнейшем развития производства. Обсуждение и поиск новых эффективных направлений изменения российской налоговой системы, обострившиеся в последнее время, показали, что позиции бизнеса и власти сегодня далеки как никогда. Для властей налоги - это в основном фискальные рычаги, для предпринимателей - инструменты стимулирования экономики. Длительные споры по поводу снижения НДС до 13…14 %, ECH до 18 %, об увеличении порога доступа к упрощенной системе налогообложения с 20 до 60…100 млн рублей и других мер по снижению налоговой нагрузки на предприятия пока реальных результатов не дают из-за жесткой позиции федеральных органов исполнительной власти. 2. Стимулировать разработку и реализацию инвестиционных проектов за счет бюджетных средств по наиболее важным направлениям (развитие электронных систем управления, разработка и освоение комбинированных силовых установок, использование альтернативных видов топлива, достижение высоких экологических норм и норм безопасности). Выполнить это можно за счет льготных кредитов, гарантий, налоговых каникул, снижения до нуля ставок таможенных пошлин на импортное оборудование (не имеющее внутренних аналогов), активного развития различных форм частно-государственного партнерства. 3. Обеспечить защиту отечественного производителя путем введения таможенных тарифных и нетарифных мер с учетом ограничений, налагаемых предстоящим вхождением России в состав ВТО. 4. Продолжить совершенствование государственной политики в области ценообразования на продукцию (работы, услуги) естественных монополий и отраслевых монополистов, что должно стать важнейшим фактором стабилизации российской экономики. Цель - предотвращение безудержного роста потребительских цен и потери конкурентоспособности отечественной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Проект закона о замораживании на 2006 г. тарифов естественных монополий (введение так называемой "тарифной паузы"), внесенной рядом депутатов Госдумы, направлен именно на решение этой задачи и должен сыграть основную роль в повышении темпов роста экономики. Положение дел в российской автомобильной
индустрии таково, что откладывать введение перечисленных выше мер на
неопределенные сроки недопустимо.
| ||