WELCOME, ABROAD! (ПРИВЕТ, ЗАГРАНИЦА!) Ростову-на-Дону, светлому городу моего рождения, Лев Ио Часть 1 Ион, привет! Ион бросил взгляд на циферблат часов - 8.47, день "18" - до отправления последнего на сегодня самолета в Париж оставалось не более четырех часов, на более ранний утренний он уже не успевал…("Ну, Квин, что ж ты вчера вечером на мобильник позвонить не мог, если к тебе "чрезвычайка" пришла", - зло чертыхнулся Ион). Это - во-первых, во-вторых, есть ли действующая французская виза у Коваля? Совершенно случайно у Одрова виза еще работала … А теперь, в-третьих (главное!), что могло случиться с лопатками SARU, который спроектировал отдел 11 три года назад? Ион почти бегом добрался до группы "Охлаждение", возглавляемой Ковалем, и, бросив на ходу - "Всем привет!", обратился к начальнику группы: "Володя, утреннюю почту смотрел?" Ион молчал, ожидая, пока Владимир прочтет послание Квина. Владимир, уроженец срединной России, иногда напоминал Иону и по стилю работы и по внешнему виду типичного рассудительного и основательного русского крестьянина, "на коем земля держится", с одной стороны, а с другой - человека, для которого смысл жизни и конкретной деятельности был временами абстрактен и туманен. В то же время Ион, отцовские предки которого попали на Дон из Персии (транзитом через тат-горский район Дагестана) и Одессы, а материнские - из Литвы, был весьма реактивным, деятельным, временами суетливым и торопливым субъектом, но при этом - ярко целе-ориентированным прагматиком. - Слушай, не знаю, что и делать: у меня
действующей визы нет…, а у Федотова (одного из основных авторов разработки
лопаток SARU - прим. автора) и быть не может, он последние годы с немцами
работает, - растерянно произнес Владимир. Через минуту он набирал телефон отдела Логистики. - Мне билет экономкласса до Парижа на сегодня с возвратом… в воскресенье, - с тоской произнес Ион конец фразы ("так будет экономнее всего, "Customer Focus" - флаг отдела Общего качества", - будет опять гордо реять, а мне на дачу к семье хочется", - подумал Ион) и стал писать ответ Квину. Ответный звонок девушки из "Логистики" последовал быстро: "Ион Александрович, на сегодня есть только бизнес-класс. Вам это не положено по компанейским правилам, а Г-НО (Генеральный - Начальник верхнего - во всех отношениях - Отделения - прим. автора) отсутствует, так что…" - Наденька, а кто там за него? - Коммерческий директор Промкин. - Надюша, заказывайте, но с возвратом завтра, т.е. в пятницу (цена уже та же самая!) - я уже звоню Промкину, - и Ион набрал промкинский номер, одновременно перебрасывая ему письмо Квина по компьютерной связи… Коммерческий директор фирмы Промкин, которому звонил Ион, был человеком неплохим, но несколько заторможенным и неторопливо-сложно рассудительным. Случалось, он выпивал в рабочее время, но дисциплинированно - дома. Затем садился (или ложился?) на телефон и начинал трезвонить подчиненным, раздавая поручения большей частью бессмысленные и бестолковые, поскольку и в трезвом-то виде звезд ниоткуда не хватал… - Доброе утро, Ион Александрович, мне уже доложили о возникшем затруднении, - как всегда вежливо-рассудительно произнес в трубку Промкин. - Письмо прочел, но помочь ничем не могу: Вам бизнес класс не положен, а Г-НА нет и его мобильник не отвечает. - Во молодцы-то, всем Верхним Отделением в организации моей командировки участвуют, совсем с утра нечем заняться - подумал Ион, а вслух сказал - Совершенно с Вами согласен, Николай Сергеевич, нечего законы компании нарушать, к тому же мне самому под выходные лететь неохота, но теперь, благодаря Вам, я отпишу г-ну К. Ввола, что наш коммерческий директор Промкин не разрешил мне лететь за его, Вволы, счет бизнесом из-за нашего внутрилагерного распорядка, вот и делу конец. - Подождите, так нехорошо, - заволновался Промкин, испугавшись тяжелого груза ответственности… - Да нет, это Вы подождите, у меня вторая линия звонит, - углядев красный мигающий сигнал на своем многоканальном телефоне ответил Ион и переключил связь на вторую линию, оставив Промкина в датском раздумье. - Ion Odrov is speaking. - Ион, доброе утро, это Квин, - по-французски заговорила трубка, а затем перешла на общепринятый в концерне английский. - Звоню из дома, ты письмо мое получил? - Привет, Квин, получил, - по-английски же ответил Ион. - Но могу прилететь лишь один, в 14.40 по Вашему времени буду в Париже. - Отлично, спасибо, - повеселевшим голосом ответил Квин. - От аэропорта возьми такси, чтобы к семи быть на фирме. Мы будем ждать твоего приезда, тогда и начнем совещание. - А что случилось с лопатками SARU? - спросил Ион. - Потом, на месте, сейчас некогда, до встречи, - Квин положил трубку… - Ну и дела, эк их разобрало, такси от аэропорта де Голля до Лиона обойдется Квину в пару тысяч франков, почти полбилета за полет бизнес-классом, - подумал Ион, возвращаясь на первую линию. - Извините, Николай Сергеевич, это как раз Заказчик звонил, просит-таки приехать… - Конечно, конечно, Ион Александрович, - запричитал Промкин, решив, видимо после тягомотного размышления ("как бы мозги не повредил квадратными мыслями своими", - веселясь, подумал Ион), что это зло Г-НО ему простит скорее. - Только можно получить письменное согласие Заказчика на Ваше такое путешествие? - Этого нельзя, - строго ответил Ион. - Г-н Квин еще дома, но могу Вам отписать, что устно он согласен. - Хорошо, даю распоряжение о заказе Вам билетов, - закончил разговор Промкин. Ион, конечно, и не думал спрашивать никакого разрешения у Квина: бизнес-класс как раз и предназначен для срочных деловых перелетов. - Не хватало еще французам знать о наших российских дикостях - подумал Ион, управившись с внутренними заморочками и входя уже вновь в группу "Охлаждение", где его ждали Коваль и Федотов с копиями документации по сопловым лопаткам SARU. Слушая толковые и четкие пояснения Федотова к функциональной схеме работы системы охлаждения лопаток и уместные комментарии Коваля, Ион не мог не восхититься решением группой "Охлаждение" трудной задачи. - Все же опасность нагрева существует, - объяснял Федотов, - несмотря на обеспечение всех существующих норм прочности, мы не контролировали качества изготовления этой охлаждаемой структуры, нас же Заказчик не подпускает к португальской фирме, производящей лопатки SARU… Ион кивнул, вздыхая, - отдел 11 держали на расстоянии от западных производителей. В результате, проекты изготовлялись полувслепую. Да и сами Заказчики были далеко не окончательно "удовлетворены" (термин Системы Качества, одной из заповедей которой было "повышение степени удовлетворения Заказчика"), поскольку отдел 11 не нес, да и не мог нести полную ответственность за разрабатываемые изделия. …Часа через полтора подоспел и курьер с билетом. Ион собрал подготовленные коллегами материалы, позвонил в свой любимым лионский отель "Верасон" и, помучив свой жалкий французский, забронировал себе номер на ночь. Дом Одрова находился, слава богу, по пути в Шереметьево. Собрав нужные в путешествии мелочи за пятнадцать минут (дорожная сумка у него всегда была наготове - "ну точно "ДОПРовская корзинка" у героев "Двенадцати стульев", - подумал Ион), он погрузился в ждавшую его компанейскую "десятку". Машина Surсom RU согласно лейблу на стекле была застрахована страховщиками "О…во". Это напомнило Одрову его тяжбу с топ-менеджерами этой гоп-организации… Как-то клиент этой фирмы стукнул "иономобиль" в зад. Результат уже первого звонка в эту страх-компашку был настораживающим. В соответствии с их правилами Одров посетил страх-компанию и взял запрос в ГИБДД. Одно из "Правил…" оказалось довольно мудрым: "Отдел выплат ведет прием с 10.00 до 15.00 с понедельника по пятницу (по предварительной записи), тел./факс 105-05-75", - ну как удобно для населения! Следующий звонок в "О…во" был Ионом проконтролирован путем магнитофонной записи. В результате его так и не соединили с нужным реципиентом. Потом еще минут 10 продолжали "соединять", но опять не с отделом выплат: ну не получалось у них. В 14.31 Одров был, наконец, по его повторному запросу сконтачен с ГМ (или ИО ГМ) Титовым Алексеем Витальевичем. Выразив сожаление по поводу бардака во вверенной ему организации, г-н Титов вновь устно извинился перед Ионом. "Нет", - ответил тот, - "теперь этого мало. Ваши представители приедут ко мне на работу и возьмут у меня подготовленные мной бумаги, нужные для страховой выплаты, я к Вам теперь, извините, больше ни ногой, и так много времени потерял". - Но у нас нет свободного транспорта. - Ничего, на такси доехать от Пресненского Вала (местожительства "О…ва") до моей конторы у ВВЦ можно за 20 минут, не разоритесь. К сожалению, никто ему и не перезвонил и не приехал. Тогда Ион их письменно предупредил, что открывает преследование "О…ва" личными, но законными средствами. Что и делает сейчас. …За час до отлета Одров уже прошел таможенный контроль в аэропорту. "Может, удастся, хотя вряд ли, дожить до времени, когда весь мир будет не то что ничейной, а наоборот, "всейной", землей…" - грустно размышлял считавший себя в нечастые периоды душевного подъема гражданином Мира Ион, одновременно разглядывая уютно расположившихся прямо на полу у бара интер-бомжей (то есть граждан, по различным причинам не впущенных в Россию и не могущих, либо не желающих вернуться в края исхода). - "Как сюда попали и чем питаются - неизвестно", - вспомнился отец Федор на скале вблизи замка царицы Тамары из тех же "Двенадцати стульев". "Однако некоторые уже гнезда вьют", - заметил про себя Одров, углядев смачно целующуюся явно разноплеменную пару. - Вот они, оказывается, какие - будущие жители всейной Планеты, - развеселился Ион, проходя на посадку в самолет компании "Эр-Франс" (билеты французской авиакомпании стоили пока еще дороже, чем у российских, но по устному соглашению французского и московского отделений "Surcom" при полетах за счет инопартнера россияне должны были покупать билеты "Эр-Франса"). Несмотря на очевидные потери, экономные французы с чувством платили больше, осуществляя тем самым помощь своей национальной компании. У нас бы так. В полете Ион решил еще раз просмотреть материалы по лопаткам SARU. Раскрыв бумаги, он погрузился в изучение, но странное дело: то, что казалось ему очевидным в аргументированном изложении Федотова и Коваля, вдруг перестало быть таковым, а, наоборот, превратилось в набор неясных положений… "Все это потому, - подумал почти впадающий в панику Ион, - что ты, дружок, никакой не специалист в охлаждении, им можно быть лишь трудясь ежедневно в этой, как и в других сферах деятельности. А ты, собственно, вообще - кто такой? Полутехнарь, полукоммерсант, хрен поймешь…" Раньше (лет пять назад) Ион чувствовал себя достаточно уверенно, будучи вполне добротным специалистом по математическому моделированию движения газа, но теперь, не занимаясь давней специальностью, ее, как считал сам, сильно потерял. Это понятно: в рабочее, да и частью в свободное время Ион занимался вниканием во все области деятельности отдела, да еще и вел технико-коммерческие переговоры с Заграницей, никогда последнему специально не обучаясь… На отправляемые неоднократно на Верхний этаж просьбы организовать такое обучение для него и других руководителей крупных проектов следовал неизменный же отлуп: "Вы и так неплохо справляетесь, а нам учить производственные отделы нужно"… Сейчас-то, конечно, получше, чем пять лет назад, но и теперь Ион испытывал затруднения с приборами в ресторанах. Ион просил у Верховных организовать курсы французского языка и этикета, но получил совсем уже твердое: "Нет, пусть на английском твои Заказчики разговаривают и принимают нас такими, как мы есть…" Времени учиться языку у преподавателей Ион не имел, вот и приходилось ночами изучать французский. ….В такси, взятом, как и просил Квин, для путешествия по маршруту "аэропорт де Голля - контора фирмы в Лионе", Одрову удалось немного подремать, а проснувшись, он уже через пару минут входил в приемную Квина. 2. …Кроме Квина в кабинете расположился длинноногий и такой же, как Квин, высокий, Мауро Лойола, бывший начальник отдела 11 фирмы Surcom RU, командированный для этих целей в Россию на два года как предтеча ионовому водительству. Низкорослый Ион решил постоять, опираясь задом на стол, чтобы быть на одном уровне с сидящими высокими французами. - Отлично, вот и Ион здесь, можно начинать совещание, - радостно произнес Лойола с такой интонацией, что можно было подумать, что по делу они только Одрова ждали, и вот сейчас Ион все объяснит и расставит точки куда нужно. "Да что они здесь, обалдели совсем на благословенной французской земле, особенно Мауро, знавший Иона еще по совместной деятельности в Surcom RU", - с медленно падающим в желудок сердцем успел подумать садившийся-таки Одров. Мауро Лойола, жесткий прагматик, многому научил Иона и рекомендовал руководству всего "Surcom"'а Одрова как своего преемника. Поэтому он хорошо знал возможности Иона и никак не мог держать последнего за специалиста по охлаждению. "Может, переоценивает меня, считая, что я за два года всюду проник и все познал? Да нет, не должен, он же сам, талантливый мужик, за два года, проведенных им в Surcom RU, научился только бабки из рублей во франки и доллары лихо переводить, да диаграммы разные красивые строить", - зло подумал Одров. Ион был, конечно, не совсем прав. Чересчур увлекаясь иногда формальной стороной инженерной работы, Мауро все же (как все толковые менеджеры) тянулся и к объяснению результатов инженерии, добываемых специалистами. Успокоившись, Ион выбрал тактику "молчание с важным видом". Временами такое поведение действительно помогало, поскольку иностранцы были снисходительны как к слабому знанию русскими языков, так и вообще к деловой недокультуре russian partners. Конечно, всегда платить немногословностью в ответ на разгоряченные речи французов было нельзя: те могли попросить прекратить пускать к ним этого тупоголового, но Мауро это нравилось, поскольку сам он слушать кого-бы-то-ни-было совсем не любил, и вообще совещания с участием Лойолы всегда напоминали Одрову театр одного актера. Вот и сейчас с места в карьер Мауро потащил к проектору слайд. "Итак", - начал он веселовато, - "в Роквеле (Австрия) накрылся медным тазом наш сопловой аппарат ТВД SARU (Иону сразу понравилось, что Лойола сказал "наш", а не, скажем, "русский" - уже легче). Мауро убрал первый слайд, на котором собственно была изображена вся газовая турбина SARU на фоне живописных альпийских пейзажей Роквеля. Философия западных инженеров базировалась на небезосновательной логике, мол, если даже презентация неубедительна, то, что ж там за ерунда истинные результаты? Тем временем Лойола извлек второй, более содержательный слайд с подзаголовком Т1 = 1650К ? Т2 = 1700К. - Это значит, - сказал Мауро, - что вначале ТВД SARU эксплуатировалась на пониженной входной температуре газа Т1, поэтому расход на охлаждение лопатки был соответственно снижен. Потом температуру газа повысили до расчетной (Т2), а расход на охлаждение до номинального же не увеличили. - Почему? - перебил ошарашенный таким поворотом дел Одров. - Да подзабыли, - опять со смехом сказал Мауро, одновременно с легкой ненавистью посмотрев на молчавшего до сих пор Квина. Ион спокойно встал. Причина появления дефекта была предельно понятна: грубая ошибка Квина или его сотрудников. "Зачем же меня и Коваля было сюда звать, еще кучу бабок тратить?" - хотел спросить Одров, но опыт менеджера подсказал ему, что лучше пока промолчать. Все ясно, проектант лопаток SARU - Surcom RU - здесь вообще ни при чем, их никто не обвиняет, но есть причины их вовлечения в работу, не на общий же позор и порку Квина его позвали… Тем более, что наметанный глаз Одрова узрел некую философическую неясность второго слайда. Информация Т1 = 1650К ? Т2 = 1700К не сопровождалась прямо ссылкой на недостаточность расхода на охлаждение, а лишь содержала всякие мудреные, но к делу не относящиеся формулы. "Ага, готовят презентацию для руководства и замыливают основную причину, - подумал Ион. - Видимо, Лойола не хотел "сдавать" виноватого Квина, а может, и сам замазан был. Что ж, послушаем", - уже спокойно развалясь в кресле размышлял Ион. Вместо третьего слайда Ввола вытащил из под стола две сопловые лопатки с огромными дырами по бокам. "Вот из-за этой ерунды половина Австрии была без электричества три часа. Пока нашли причину, пока резервные турбины включили…", - грустно констатировал Ввола. Все ясно, придется тащить завтра
через границу этот мусор. Мало того, что тяжело, так еще и с погрантаможвойсками
объясняйся. Как будто просканировав мысли Одрова, Франк добавил: "Обязательно
завтра дадим тебе сгоревшие лопатки с собой, хотя бы одну, хорошо, Квин?"
Ввола согласился, но как-то неубедительно, чем очень обрадовал Одрова... Ну вот, наконец, все ясно: демонстрирует руководству интернациональный мозговой штурм, который требует Система Качества. Эта Система Качества, собственно и породившая разные отделы "Общего качества" в крупных компаниях по всему миру и вносящая, конечно, некоторый упорядок в производственные отношения, таила в самой себе и много вредоносного, и, как любая непроизводственная структура, народившаяся в большой компании, быстро вовлекала и рабочие отделы в свою деятельность. К тому же в Surcom RU эта вредная деятельность усугублялась еще и личностью руководителя (что вообще очень важно в таких вот малополезных отделах). Так, начальник отдела Общего Качества Surcom RU Болеев ("сам себе Кустомер" (от англ. Сustomer - Заказчик), как звал его Ион про себя), не произведя за свою жизнь ни одного инженерного расчета, не выпустив также и простейшего чертежа, высоко держал флаг с девизом "Сustomer focus", групповым образом (т.е. с участием своей подчиненной челяди) насилуя Иона и его сотрудников самым извращенным способом, а именно пропагандой и внедрением своих полубезумных процедур типа "Постоянные Улучшения" …Его (Болеева) иностранный контрагент, исключительно толковый специалист (штат которого был втрое меньше болеевского, обслуживая при этом вдвое большее количество инженеров французской Surcom), как-то попросил Иона: "Сделай так, чтобы в Москве я поменьше встречался с Болеевым... Я раньше обращался к нему с различными вопросами, а теперь перестал, потому что в ответ получал какой-то бред, не относящийся к существу дела, а вследствие моего молчания приходили его многочисленные настойчивые предложения с просьбами о "продолжении банкета".
| ||