УМПО - ЦИАМ Юрий Пустовгаров, генеральный директор ОАО "УМПО" Коллективы ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" и ФГУП "Центральный институт авиационного моторостроения" связывают многолетние плодотворные деловые отношения. Многие выдающиеся деятели, в разные годы возглавлявшие Уфимский моторостроительный завод, работали и в Центральном институте авиационного моторостроения. Это Иосиф Израилевич Побережский, первым возглавивший вновь созданный институт, Гавриил Дмитриевич Брусникин, работавший в 1932-1937 гг. инженером ЦИАМ по нефтяным двигателям, а затем возглавивший Уфимский моторный завод, это и Владимир Яковлевич Климов, бывший главный конструктор Уфимского моторного и другие. В трудные годы Великой Отечественной войны проектное бюро Центрального института авиационного моторостроения было эвакуировано в Башкирию и работало бок о бок с уфимскими моторостроителями, приближая победу нашей страны над фашизмом. Именно в Уфу был в 1941-1942 гг. эвакуирован ЦИАМ, и именно здесь, в самую суровую зиму 1942 года, он продолжил начатые в Москве работы над повышением высотности авиационных моторов. Здесь сотрудники ЦИАМ продолжали активные исследования, доводку и сборку нагнетателей В.А. Доллежаля. Впоследствии их установили на моторах М-105, что существенно повысило боевые качества "ЛаГГов" и "Яков". Оснащенные собираемыми циамовцами в Уфе нагнетателями, двигатели проходили испытания на заводе № 26 и отправлялись в 12-й гвардейский полк 1-й Воздушной армии. Разработки института прямо со стенда внедрялись в сборочные цеха завода. Тесное сотрудничество ЦИАМ и заводских инженеров не прерывалось и в последующие годы. Практически все двигатели, выпускаемые в Уфе в разные периоды времени, проходили доводку с участием московских ученых. Еще не окончилась война, а завод - первым из советских серийных предприятий - при самом активном участии ЦИАМ начал заниматься реактивной техникой. Руководил этим направлением известный конструктор В.Я. Климов, долгое время работавший в ЦИАМ. И не удивительно, что знаменитые климовские двигатели ВК-1, в создании которых принимал участие весь ЦИАМ, выпускались именно здесь. И в последующие годы многие двигатели, бывшие гордостью нашей авиации (РД-9Б, Р11-300 и более поздние разработки) выпускались серийно именно здесь. Все вопросы, связанные с научным сопровождением серии, решались на заводе именно с учеными из московского центра авиационной науки. Не удивительно потому, что рекордный двигатель АЛ-31ФП с поворотным реактивным соплом вышел в серию именно из стен нашего завода. При этом мы тесно сотрудничали с ОКБ, опытными и серийными заводами, на которых создавалась вся эта техника: московскими, ленинградскими, запорожскими, пермскими. Методики, созданные ЦИАМ для оценки надежности и ресурса отдельных деталей и узлов, легли в основу современных методов контроля стабильности серийного производства и качества выпускаемой продукции. Это является одной из ведущих составных частей базы для выпуска конкурентоспособной продукции. По проектам Центрального института авиационного моторостроения на базе Уфимского моторостроительного производственного объединения была создана лаборатория прочности. И сегодня ФГУП "ЦИАМ" помогает ОАО "УМПО" повышать надежность и ресурс выпускаемых изделий. В декабре 2005 г. исполняется 75 лет со дня образования ФГУП "ЦИАМ". Центральный институт авиационного моторостроения прошел славный трудовой путь и внес большой вклад в развитие отечественной авиации. Этот головной институт авиадвигательной подотрасли - единственная в Российской Федерации организация, осуществляющая комплексные научные исследования и разработки в области авиадвигателестроения. Результаты его труда во всем: начиная от фундаментальных исследований физических процессов до совместных работ с опытно- конструкторскими бюро по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, а также научного сопровождения их производства. В качестве приоритетных направлений
своей деятельности ОАО "УМПО" всегда выбирает активное внедрение
достижений науки в производство. Тесное сотрудничество с ФГУП "Центральный
институт авиационного моторостроения" позволяет моторостроителям
всегда находиться на острие научно-технического прогресса. А за этим
- будущее.
| ||