Юрий Елисеев, генеральный директор ФГУП "ММПП "Салют" Не существует ни одного предприятия авиационного двигателестроения на территории бывшего Советского Союза, которое не было бы в настоящее время связано самыми тесными узами с Центральным институтом авиационного моторостроения. И все же только ФГУП "ММПП "Салют" может гордиться тем, что его творческие и деловые отношениями с ЦИАМ установились непосредственно с момента рождения последнего. 3 декабря 1930 г. Реввоенсоветом СССР было принято решение об объединении отдела авиамоторов ЦАГИ и отдела опытного машиностроения завода № 24 (так в те годы называлось ФГУП "ММПП "Салют") в единый институт авиационных моторов, которому в 1932 г. было присвоено наименование ИАМ. Его начальником был назначен Н.И. Побережский, до этого работавший директором завода № 24. В дальнейшем этот институт стал именоваться Центральным институтом авиационного моторостроения (ЦИАМ).
Серийное производство этого двигателя с 1931 г. осуществлялось на заводе № 24 (с 1942 г. на московской площадке предприятия был организован завод № 45), и с этого времени творческое содружество института и завода еще более укрепилось. В конце войны в ЦИАМ начались работы над отечественным турбореактивным двигателем ТР-1, а в первые послевоенные годы институт полностью переключился на реактивную тематику.
ММПП "Салют" в те годы осваивал производство все более сложных в технологическом отношении двигателей. Начав в 1947 г. с изготовления первого отечественного турбореактивного двигателя (ТРД) ТР-1, коллектив завода последовательно наладил крупносерийный выпуск ТРД четырех поколений:
Для успешного создания конкурентоспособных перспективных авиационных двигателей несомненной является ключевая роль опережающего научно-технического задела в форме критических технологий, реализуемых в экспериментальных элементах, узлах, газогенераторах. В этой связи творческое содружество с ЦИАМ - головным институтом по двигателям, 75-летие которого мы отмечаем, - является важнейшим шагом в реализации концепции развития ММПП "Салют", которая нацелена на организацию проектных и производственных структур, обеспечивающих поэтапную модернизацию АЛ-31Ф, а также разработку новых двигателей в условиях полного отсутствия финансируемых государством программ. Работы, проводимые ЦИАМ в интересах создания научно-технического задела для модернизации двигателей АЛ-31Ф на договорной основе с ММПП "Салют", помогли сохранить кадровый состав института и вести собственные научные разработки, не связанные с проведением совместных работ. При модернизации двигателя АЛ-31Ф большое внимание было уделено повышению надежности, производственной и эксплуатационной технологичности, ресурса. Новые конструкторские решения связаны
с применением более совершенных материалов и технологических приемов,
с повышением уровня термогазодинамического совершенства узлов двигателя.
Эти работы проводятся в тесном сотрудничестве с ЦИАМ как по линии проектно-конструкторских
разработок, так и в отношении экспериментальных исследований. Особенностью его конструкции является применение широкохордных бесполочных лопаток и ротора типа "блиск", что в совокупности обеспечивает сокращение числа лопаток примерно в 1,6 раза. В результате применения этого вентилятора и выполнения ряда других мероприятий тяга модернизированного ТРДДФ возрастет на 17 %. При разработке проекта трехступенчатого
вентилятора специалистами ЦИАМ были использованы наиболее современные
технологии проектирования и численного моделирования рабочего процесса.
Оптимизация и расчет характеристик этого вентилятора выполнялись на
основе сквозного трехмерного расчета вязкого течения в рамках уравнений
Навье-Стокса. Как одно из важнейших направлений совместной работы ЦИАМ с ММПП "Салют" следует рассматривать решение задач создания конструкции турбинных лопаток с транспирационной схемой охлаждения. Потребовались годы, чтобы понять и реализовать основные моменты технологии их изготовления и получить первые образцы таких лопаток, но сегодня уже ясно, что такие лопатки делать можно как в равноосном, так и в монокристальном варианте. Работы по созданию устойчивой серийной технологии, проводимые совместно с ЦИАМ, ВИАМ и нашим заводом, успешно развиваются, и в ближайшее время можно ожидать, что эта технология будет внедрена в производство одного из разрабатываемых изделий. Важным направлением сотрудничества коллективов ЦИАМ и ФГУП "ММПП "Салют" является научно-техническая экспертиза ведущими специалистами института новых разработок конструкторов предприятия, спектр которых охватывает как авиационные двигатели различного назначения, так и энергетические ГТУ наземного применения. Так, значительный интерес вызвал проект высокотемпературной парогазотурбинной энергетической установки сложного цикла МЭС-60 мощностью 60 МВт, в которой предполагается применение ряда перспективных технологий для обеспечения высокого к.п.д. К числу новых технологий, примененных на МЭС-60, относится: охлаждение высокотемпературной турбины по специальной схеме, утилизация "тепловым насосом" остаточного тепла выхлопных газов и тепла, выделившегося при конденсации и др. Применение принципиально новых технологий при создании перспективных двигателей различного назначения позволит в несколько раз увеличить ресурс двигателей, на 15…30 % повысить экономичность, на 25…50 % снизить массу , уменьшить число деталей в 1,5…2 раза, удовлетворить перспективным требованиям по безопасности и экологии. Плодотворное творческое и деловое содружество ММПП "Салют" и ЦИАМ, проверенное совместными работами на протяжении многих десятилетий, служит дальнейшему укреплению и развитию отечественного авиадвигателестроения. Коллектив ММПП "Салют" поздравляет
всех сотрудников ЦИАМ со знаменательным событием, желает успехов в их
плодотворной деятельности и продолжения нашей совместной творческой
работы.
| ||