ЦИАМ И "САЛЮТ" - СЕМЬДЕСЯТ ПЯТЬ ЛЕТ ВМЕСТЕ Юрий Елисеев, генеральный директор ФГУП "ММПП "Салют" Не существует ни одного предприятия авиационного двигателестроения на территории бывшего Советского Союза, которое не было бы в настоящее время связано самыми тесными узами с Центральным институтом авиационного моторостроения. И все же только ФГУП "ММПП "Салют" может гордиться тем, что его творческие и деловые отношениями с ЦИАМ установились непосредственно с момента рождения последнего. 3 декабря 1930 г. Реввоенсоветом СССР было принято решение об объединении отдела авиамоторов ЦАГИ и отдела опытного машиностроения завода № 24 (так в те годы называлось ФГУП "ММПП "Салют") в единый институт авиационных моторов, которому в 1932 г. было присвоено наименование ИАМ. Его начальником был назначен Н.И. Побережский, до этого работавший директором завода № 24. В дальнейшем этот институт стал именоваться Центральным институтом авиационного моторостроения (ЦИАМ). В первой половине тридцатых годов прошлого столетия ЦИАМ объединил несколько конструкторских бюро, которые создали первые мощные поршневые двигатели в стране (АМ-34, АЧ-30). Двигатель АМ-34 оказался очень перспективным; он сам и его модификации имели долгую жизнь, начиная с обеспечения беспосадочных перелетов через Северный Полюс в Америку и кончая использованием на знаменитом штурмовике Ил-2. Серийное производство этого двигателя с 1931 г. осуществлялось на заводе № 24 (с 1942 г. на московской площадке предприятия был организован завод № 45), и с этого времени творческое содружество института и завода еще более укрепилось. В конце войны в ЦИАМ начались работы над отечественным турбореактивным двигателем ТР-1, а в первые послевоенные годы институт полностью переключился на реактивную тематику. Главным событием пятидесятых годов минувшего века в жизни ЦИАМ стало создание национального экспериментально-исследовательского комплекса, предназначенного для испытаний всех создаваемых в стране авиационных двигателей и их основных элементов в имитированных высотно-скоростных условиях полета. Этот крупнейший в Европе испытательный комплекс вошел в строй в 1955 г. и стал филиалом ЦИАМ (сейчас - НИЦ ЦИАМ). Испытательный комплекс был спроектирован и построен с такой перспективой, что вплоть до настоящего времени при относительно небольшой модернизации он обеспечивает необходимые испытания и доводку всех отечественных двигателей. Именно в пятидесятых годах, в "золотой" период советского двигателестроения, ЦИАМ принимал непосредственное участие в создании легендарных двигателей главных конструкторов В.А. Добрынина, А.Г. Ивченко, A.M. Люльки, А.А. Микулина. По рекомендации ЦИАМ были созданы первые в мире ТРДФ со сверхзвуковыми ступенями компрессоров. ММПП "Салют" в те годы осваивал производство все более сложных в технологическом отношении двигателей. Начав в 1947 г. с изготовления первого отечественного турбореактивного двигателя (ТРД) ТР-1, коллектив завода последовательно наладил крупносерийный выпуск ТРД четырех поколений:
Создание
многорежимного двухконтурного форсированного двигателя четвертого поколения
АЛ-31Ф при непосредственном участии и научном обеспечении ЦИАМ явилось
крупным научно-техническим достижением отечественного авиадвигателестроения.
Высокие качества этого двигателя - малый удельный вес и габариты, газодинамическая
устойчивость при полете с большими углами атаки, широкий диапазон условий
устойчивой работы камеры сгорания, хорошая динамика и отсутствие ограничений
на перемещение РУД - позволяют говорить об этом двигателе как об одном
из наиболее совершенных двигателей, предназначенных для высокоманевренных
самолетов, имеющем значительный потенциал дальнейшего развития. Для успешного создания конкурентоспособных перспективных авиационных двигателей несомненной является ключевая роль опережающего научно-технического задела в форме критических технологий, реализуемых в экспериментальных элементах, узлах, газогенераторах. В этой связи творческое содружество с ЦИАМ - головным институтом по двигателям, 75-летие которого мы отмечаем, - является важнейшим шагом в реализации концепции развития ММПП "Салют", которая нацелена на организацию проектных и производственных структур, обеспечивающих поэтапную модернизацию АЛ-31Ф, а также разработку новых двигателей в условиях полного отсутствия финансируемых государством программ. Работы, проводимые ЦИАМ в интересах создания научно-технического задела для модернизации двигателей АЛ-31Ф на договорной основе с ММПП "Салют", помогли сохранить кадровый состав института и вести собственные научные разработки, не связанные с проведением совместных работ. При модернизации двигателя АЛ-31Ф большое внимание было уделено повышению надежности, производственной и эксплуатационной технологичности, ресурса. Новые конструкторские решения связаны
с применением более совершенных материалов и технологических приемов,
с повышением уровня термогазодинамического совершенства узлов двигателя.
Эти работы проводятся в тесном сотрудничестве с ЦИАМ как по линии проектно-конструкторских
разработок, так и в отношении экспериментальных исследований. Особенностью его конструкции является применение широкохордных бесполочных лопаток и ротора типа "блиск", что в совокупности обеспечивает сокращение числа лопаток примерно в 1,6 раза. В результате применения этого вентилятора и выполнения ряда других мероприятий тяга модернизированного ТРДДФ возрастет на 17 %. При разработке проекта трехступенчатого
вентилятора специалистами ЦИАМ были использованы наиболее современные
технологии проектирования и численного моделирования рабочего процесса.
Оптимизация и расчет характеристик этого вентилятора выполнялись на
основе сквозного трехмерного расчета вязкого течения в рамках уравнений
Навье-Стокса. Как одно из важнейших направлений совместной работы ЦИАМ с ММПП "Салют" следует рассматривать решение задач создания конструкции турбинных лопаток с транспирационной схемой охлаждения. Потребовались годы, чтобы понять и реализовать основные моменты технологии их изготовления и получить первые образцы таких лопаток, но сегодня уже ясно, что такие лопатки делать можно как в равноосном, так и в монокристальном варианте. Работы по созданию устойчивой серийной технологии, проводимые совместно с ЦИАМ, ВИАМ и нашим заводом, успешно развиваются, и в ближайшее время можно ожидать, что эта технология будет внедрена в производство одного из разрабатываемых изделий. Важным направлением сотрудничества коллективов ЦИАМ и ФГУП "ММПП "Салют" является научно-техническая экспертиза ведущими специалистами института новых разработок конструкторов предприятия, спектр которых охватывает как авиационные двигатели различного назначения, так и энергетические ГТУ наземного применения. Так, значительный интерес вызвал проект высокотемпературной парогазотурбинной энергетической установки сложного цикла МЭС-60 мощностью 60 МВт, в которой предполагается применение ряда перспективных технологий для обеспечения высокого к.п.д. К числу новых технологий, примененных на МЭС-60, относится: охлаждение высокотемпературной турбины по специальной схеме, утилизация "тепловым насосом" остаточного тепла выхлопных газов и тепла, выделившегося при конденсации и др. Применение принципиально новых технологий при создании перспективных двигателей различного назначения позволит в несколько раз увеличить ресурс двигателей, на 15…30 % повысить экономичность, на 25…50 % снизить массу , уменьшить число деталей в 1,5…2 раза, удовлетворить перспективным требованиям по безопасности и экологии. Плодотворное творческое и деловое содружество ММПП "Салют" и ЦИАМ, проверенное совместными работами на протяжении многих десятилетий, служит дальнейшему укреплению и развитию отечественного авиадвигателестроения. Коллектив ММПП "Салют" поздравляет
всех сотрудников ЦИАМ со знаменательным событием, желает успехов в их
плодотворной деятельности и продолжения нашей совместной творческой
работы.
| ||