 
 
          
 
 
           
        МЕТОДЫ 
          ИЗМЕРЕНИЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
         ФГУП 
          "ЦИАМ им. П.И. Баранова": Геннадий Афанасьев, инженер 
          1 категории
ФГУП 
          "ЦИАМ им. П.И. Баранова": Геннадий Афанасьев, инженер 
          1 категории 
          Владимир Маслов, начальник сектора 
          Борис Минеев, начальник отдела, к.т.н. 
          Марк Шехтман, ведущий инженер
         
         Для 
          повышения точности и достоверности данных, получаемых в натурном эксперименте, 
          приходится применять все более сложные и дорогостоящие методы измерений. 
          Иначе не получается добывать информацию, которая была бы сопоставима 
          с теоретическими построениями и результатом экспериментов компьютерных. 
          Методы, разработанные ЦИАМ, с успехом применимы как на предприятиях 
          авиадвигателестроения, так и в смежных отраслях.
Для 
          повышения точности и достоверности данных, получаемых в натурном эксперименте, 
          приходится применять все более сложные и дорогостоящие методы измерений. 
          Иначе не получается добывать информацию, которая была бы сопоставима 
          с теоретическими построениями и результатом экспериментов компьютерных. 
          Методы, разработанные ЦИАМ, с успехом применимы как на предприятиях 
          авиадвигателестроения, так и в смежных отраслях.
        Традиционный вид измерения при испытаниях 
          авиационных двигателей и их узлов - контактная термометрия. В ЦИАМ принято 
          вести исследования с помощью высокоточных и стабильных термопар. Каждый 
          такой измерительный прибор индивидуально градуируется в печи, и его 
          характеристика аппроксимируется в зависимость, используемую при машинном 
          сборе и обработке информации. При этом для измерений температур до 1900 
          К применяются специальные термозонды с охлаждаемым корпусом, несущие 
          термопары типа ТПР (ПР30/6), а термопары из сплавов Ir-Ir/Rh могут применяться 
          до температур 2400 К. Это практически перекрывает весь существующий 
          в ГТД диапазон температур.
        На базе миниатюрных термометров 
          сопротивления из вольфрама созданы термозонды для высокоточных измерений 
          невысоких температур -50...150 °С. При проведении индивидуальных градуировок 
          инструментальная погрешность датчиков не превышает 0,04...0,06 °С.
        Измерение переходных процессов в 
          диапазоне 50...400 °C производится с помощью малоинерционных хромель-копелевых 
          термопар с достаточно высоким временным разрешением. Термометрирование 
          миниатюрных деталей осуществляется кабельными термопарами.
        С целью определения температурных 
          полей на поверхности деталей сложной конфигурации в ЦИАМ разработаны 
          многопереходные термоиндикаторные краски, применяемые в диапазоне температур 
          от 140 до 1520 °С с погрешностью 6 °С на изотерме.
         Для 
          бесконтактного измерения температуры в ЦИАМ используются тепловизоры 
          и пирометры разных типов. Пирометр спектрального отношения разработан 
          для измерения температуры газового потока в диапазоне 1500…2500 К по 
          излучению паров воды в близкой ИК-области спектра. Погрешность измерений 
          - менее 4 % на уровне 2000 К. Для высокочастотного (500 кГц) измерения 
          полей температур поверхностей рабочих лопаток турбины применяется оптический 
          многоканальный пирометр. Диапазон измеряемых температур прибора 700...1100 
          °C, погрешность ~6 °C. Для повышения точности измерения температуры 
          поверхности оптическим пирометром проводятся измерения излучательной 
          способности реальных лопаток турбины с использованием оригинального 
          метода калибровки образцового пирометра по реперной точке плавления 
          чистого серебра. Используется также комплект градуировочной аппаратуры, 
          включающий образцовый пирометр и различные модели абсолютно черного 
          тела.
Для 
          бесконтактного измерения температуры в ЦИАМ используются тепловизоры 
          и пирометры разных типов. Пирометр спектрального отношения разработан 
          для измерения температуры газового потока в диапазоне 1500…2500 К по 
          излучению паров воды в близкой ИК-области спектра. Погрешность измерений 
          - менее 4 % на уровне 2000 К. Для высокочастотного (500 кГц) измерения 
          полей температур поверхностей рабочих лопаток турбины применяется оптический 
          многоканальный пирометр. Диапазон измеряемых температур прибора 700...1100 
          °C, погрешность ~6 °C. Для повышения точности измерения температуры 
          поверхности оптическим пирометром проводятся измерения излучательной 
          способности реальных лопаток турбины с использованием оригинального 
          метода калибровки образцового пирометра по реперной точке плавления 
          чистого серебра. Используется также комплект градуировочной аппаратуры, 
          включающий образцовый пирометр и различные модели абсолютно черного 
          тела.
        Еще один наиболее часто встречающийся 
          вид измерений - измерения давлений. Особенную сложность всегда представляли 
          измерения переменных давлений. Для дистанционного измерения переменного 
          давления (например, в высокотемпературных средах) используются зонды 
          переменного давления специальной конструкции, обеспечивающие малую неравномерность 
          амплитудно-частотной характеристики измерительного канала в заданном 
          частотном диапазоне.
         Для 
          отработки математических моделей, облегчения понимания физического механизма 
          того или иного явления в сложных трехмерных турбулентных течениях в 
          ЦИАМ применяются различные виды визуализации течения. Модификации традиционной 
          визуализации с помощью лазерного ножа (визуализация потока в сечении 
          световой плоскости) позволяют просто и надежно получать интересные результаты.
Для 
          отработки математических моделей, облегчения понимания физического механизма 
          того или иного явления в сложных трехмерных турбулентных течениях в 
          ЦИАМ применяются различные виды визуализации течения. Модификации традиционной 
          визуализации с помощью лазерного ножа (визуализация потока в сечении 
          световой плоскости) позволяют просто и надежно получать интересные результаты.
        Лазерный нож может использоваться 
          и для визуализации фронта пламени при исследовании течений в модельных 
          камерах сгорания.
        Цифровая регистрация визуализационных 
          картин позволяет ввести изображение в компьютер и получить количественную 
          информацию, обработав картинку по специализированной программе.
         Для 
          изучения турбулентных течений активно используются такие методы как 
          термоанемометрия и лазерная доплеровская анемометрия. Принцип действия 
          термоанемометра основан на зависимости сопротивления проволочного или 
          пленочного чувствительного элемента от его температуры, которая в свою 
          очередь зависит от скорости, температуры и плотности обтекающего датчик 
          потока. В основе лазерного доплеровского измерителя скорости (ЛДИС) 
          лежит измерение скорости специально подмешиваемых в исследуемый поток 
          частиц, имеющих те же мгновенные скорости, что и газовая среда.
Для 
          изучения турбулентных течений активно используются такие методы как 
          термоанемометрия и лазерная доплеровская анемометрия. Принцип действия 
          термоанемометра основан на зависимости сопротивления проволочного или 
          пленочного чувствительного элемента от его температуры, которая в свою 
          очередь зависит от скорости, температуры и плотности обтекающего датчик 
          потока. В основе лазерного доплеровского измерителя скорости (ЛДИС) 
          лежит измерение скорости специально подмешиваемых в исследуемый поток 
          частиц, имеющих те же мгновенные скорости, что и газовая среда.
          В ЦИАМ ЛДИС нашел применение в основном для измерений характеристик 
          струй, параметров течения внутри вращающихся рабочих колес лопаточных 
          машин и при исследовании высокотурбулентных, закрученных потоков: за 
          пылезащитными и шумоглушащими устройствами, фронтовыми устройствами 
          камер сгорания.
         ЛДИС 
          оказался незаменимым инструментом при исследовании механизмов развития 
          неустойчивости горения.
ЛДИС 
          оказался незаменимым инструментом при исследовании механизмов развития 
          неустойчивости горения.
          Применение лазерного анемометра для измерения скорости в аэродинамической 
          трубе сделало возможным детальное изучение особенностей обтекания решеток 
          профилей различных конфигураций, и сравнение их по величинам потерь, 
          а также позволило решить задачу построения решетки, парирующей возмущение, 
          распространяющееся вверх по потоку.
         При 
          исследованиях процессов распыливания и испарения жидкого топлива в камерах 
          сгорания необходимо знать средний размер капель топлива, их концентрацию, 
          а также функцию распределения плотности вероятности по размерам в различных 
          областях потока. Кроме того, полезно иметь информацию о скорости капель 
          отдельных размерных групп (величина скорости, усредненная по всем измеренным 
          частицам данного размера). Наиболее удобен для этих целей фазо-доплеровский 
          метод измерения скорости и размеров частиц (Phase Doppler Particle Analyzer, 
          PDPA). Метод позволяет проводить высокоточные, локальные измерения распределений 
          частиц по размеру в диапазоне от 0,5 мкм до нескольких миллиметров без 
          градуировки оборудования. В ЦИАМ этот метод применялся для исследования 
          характеристик распыла топливных форсунок камер сгорания.
При 
          исследованиях процессов распыливания и испарения жидкого топлива в камерах 
          сгорания необходимо знать средний размер капель топлива, их концентрацию, 
          а также функцию распределения плотности вероятности по размерам в различных 
          областях потока. Кроме того, полезно иметь информацию о скорости капель 
          отдельных размерных групп (величина скорости, усредненная по всем измеренным 
          частицам данного размера). Наиболее удобен для этих целей фазо-доплеровский 
          метод измерения скорости и размеров частиц (Phase Doppler Particle Analyzer, 
          PDPA). Метод позволяет проводить высокоточные, локальные измерения распределений 
          частиц по размеру в диапазоне от 0,5 мкм до нескольких миллиметров без 
          градуировки оборудования. В ЦИАМ этот метод применялся для исследования 
          характеристик распыла топливных форсунок камер сгорания.
          Для измерения размеров частиц в ЦИАМ используются методы и аппаратура 
          собственной разработки. Ранние разработки основаны на особенностях малоуглового 
          рассеяния света, что позволяет измерять средний заутеровский диаметр 
          частиц и усредненную вдоль луча концентрацию частиц. В последние годы 
          нами разработан планарный моноимпульсный метод измерения мгновенных 
          распределений размеров и концентраций частиц на основе одновременного 
          измерения рассеянного на частичках лазерного излучения и флуоресцентного 
          излучения красителя, предварительно подмешанного к распыливаемой жидкости.
           
         
         
 
          
