Анатолий Маркуша (Продолжение. Начало в № 1 - 2005) А вы замечаете, как мало на свете веселых людей? Про Хазанова и вообще про артистов, что смешат нас со сцены, не говорю, у них смех - профессия. А возьмем хотя бы нашего Дира, хотя бы завуча - много они смеются? Ходят по школе, озираются... Сами не улыбнутся и нам не дают. А чуть на уроке фыркнешь, сразу - цыть! И пошли-поехали накручивать: надо иметь сознание, надо укреплять, а не расшатывать дисциплину - основу основ... Господи, помилуй Акулину милую!.. Теперь я как-никак подрос, могу за себя постоять, а во втором или в третьем классе мы же крупой были. Как пискнешь? Фаньку я, конечно, на всю жизнь возненавидел, но кое за что и благодарен: она помогла мне характер выработать. Помогла развить сопротивляемость внешним силам. Вот велит писать русский в тетрадках с зеленой обложкой. Пишу нарочно в розовой тетрадке. Она злится, двойку лепит, а я все равно зеленую тетрадку презираю. Оставляет после уроков, приказывает: Фанька на стенку лезет: не рассуждать! Дескать, не мое дело - умничать. Сказано - исполняй! И не разрешает вставать, пока не перепишу. Кончилась эта дурацкая война тем, что она отца вызвала в школу, а пока он не придет, запретила показываться в классе. Какой у них разговор был, я не знаю: под дверьми пасся, ждал, позовут, но никто меня не потребовал. Отец вышел задумчивый, а потом, когда мы уже к дому подходили, улыбнулся и говорит: - Не повезло тебе, Кириллец, с учительницей.
Жаль... Ты лучше с ней не связывайся: не переделаешь. Мертвый номер. Видно, посещение школы и беседа с Фаиной
Исааковной крепко запомнились отцу, потому что месяца через полтора
или даже два он вдруг говорит: 3. Тут я должен про отца рассказать. Он у меня - не как все люди. Во-первых, без нервов. Что бы ни случилось, отец спокоен - не дергается, не размахивает руками, не кричит зря. Самое большее, что можно от него услышать: "Минуточку, дайте сообразить". Во-вторых, он не пьет. Ничего - ни водки, ни пива, ни вина. И пусть сто человек станут его уговаривать, угощать, упрашивать - "Я шофер. Мне нельзя". Ему, конечно, начинают доказывать: а как же другие? Не меньше твоего, мол, шоферы, однако позволяют. Но он железно: "У них и спрашивайте, почему позволяют". В-третьих, как отец стал загранрейсы выполнять, взялся иностранные языки учить. Сперва польский, потом английский. Спросил его: для чего? Это ведь трудно пожилому человеку - отцу скоро сорок! - чужие слова задалбливать, произношение отрабатывать, не говоря о грамматике. А он: В-четвертых, отец абсолютно все умеет делать собственными
руками: звонок починить, подметку приклеить, стекло заменить, сварить
суп, наладить радиоприемник - все это для него не проблема. В крайнем
случае, покрутит головой и скажет: В-пятых,
он самый честный человек на свете. Вот подхожу я к нему - задача не
получается: так, вроде все понятно, а с ответом не сходится. Если решит,
растолкует. А нет - такое тоже бывает,- вздохнет и признается: "Не
тяну, сынок..." Сколько себя помню, мы с отцом дружим. И он меня всему, что сам знает и может, учит. При том приговаривать любит: "Если у мужчины руки-крюки, это не мужчина. Пусть он хоть профессор или даже член-корреспондент Академии наук, а все равно - шмече! Что по-польски означает "мусор". А теперь разговор про Олю: она тоже ближайшее окружение. С детского садика мы рядом существуем. После третьего класса Олю увезли на дачу. Точно не знаю, но, кажется, дача эта была где-то на Истре. Все лето я Олю не видел. Когда она вернулась и стала про лето рассказывать, самое странное, что я услышал, как там елки пилили. Лес стал засыхать и падать. Решили ели свести. Ну и пошли электрической пилой их крушить, а елки визжат и плюются осколками железа! Оказалось: лес был в войну ранен и потому своего срока не выжил, а начал сохнуть и умирать... Оля про это рассказала - и в слезы! Она жутко впечатлительная девчонка. Но слезы - не главное в Олином характере. В четвертом классе нам учительница сказала: - Завтра принимаем гостей! К нам приедут писатели. Ну и давай объяснять, какие писатели приедут, что за книжки они сочинили, как их надо будет встретить. Ленке Коротеевой, как всегда, поручили гостей приветствовать, а Саше Саблину - благодарить. Это - в конце, понятно. Что Коротеева, что Саблин - главные мастера у нас в разговорном жанре и специалисты пускать пыль в глаза... А мы, толпа, должны были хлопать, улыбаться, подносить цветы на предстартовую линию, а еще раньше - хорошенько убрать класс. Да, чуть не забыл! Еще "люди из толпы" должны были надеть на гостей пионерские галстуки. В
назначенный день с небольшим опозданием прибыли наши гости. Их было
трое. Один - главный. Он загораживал собой остальных и больше всех разглагольствовал.
Двое других не обижались - охотно поддакивали главному и все время "лыбились". Она сидела задумчивая-задумчивая и рисовала на клетчатом тетрадочном листочке толстого котяру, похожего на медвежонка, в здоровенных очках. Как увидел я этого карикатурного кота, так сразу вспомнил: недавно я читал про кота, который якобы лучше любой служебной собаки брал след и мог в переполненном зале кинотеатра за пять минут отыскать человека, если только этому коту давали понюхать какую-нибудь из вещей того типа... Извиняюсь, но я что-то не верю, будто такие сказочки могут быть кому-нибудь из ребят интересными. Муть это. И надо прямо сказать: у нас есть всякие книжки! Попадаются на пятерку. Есть на четверку и на тройку, и даже на чистую двойку тоже имеются. Я еще раз поглядел на Олиного очкастого кота и заметил, что на листке было написано: "Джек Лондон "Мексиканец", а рядом: "Куприн "Слон"... Интересно, о чем думала Оля? Может, она собиралась выступить? Но тут главный писатель вдруг пискнул: Оля не сразу сообразила, что это к ней обращается наш
важный гость и поинтересовалась: По-моему, она здорово разозлилась. Но и писатель тоже запустился: ему Олино "не смешно"
против шерсти пришлось. А потом, когда гости ушли, началось второе действие этого представления. Первой вызверилась и накинулась на Олю Ленка Коротеева: Спросил: Коротеева, почувствовав поддержку, надулась еще больше
и спрашивает, как прокурорша какая-нибудь: Настроение в массах изменилось: только что было в пользу
Ленки, а тут поползло, поползло от нее. А Оля посмеивалась и читала:
4. Наверное, это ничего, что я рассказываю про жизнь не совсем по порядку - даже в настоящей автобиографии люди не описывают день за днем и год за годом. Лично я стараюсь писать "по мыслям" - вот вспоминаю что-то, на мой взгляд, важное и думаю: а с чем это важное было связано, как оно развивалось, какие в дальнейшем имело последствия?.. Ясно? Когда я учился в четвертом классе и в школу ходить сделалось уже не так интересно, мать вдруг решила с отцом развестись. Сперва я ничего не знал, ни о чем не догадывался. Да и не удивительно: никаких скандалов в нашем доме никогда не бывало, мама ни в кого другого не влюблялась, все шло тихо-мирно, обыкновенно, и вдруг решила: разводимся! Не помню, по какому поводу она начала со мной этот разговор,
но первую фразу ее запомнил. Я отпал. Наверное, приблизительно так должен чувствовать себя человек, когда у него в квартире ни с того ни с чего обваливается вдруг потолок, падает стенка, взрывается газовая плита... Мать говорила еще какие-то слова, но я никак не добирал: что же все-таки случилось? - Мы будем жить с тобой, как жили, Кирюша... Тут я сделал
над собой некоторое усилие, чтобы все же понять, что она толкует. Она не поняла меня и насторожилась - я сразу это заметил. И тут началось!.. Все-таки одного я добился - личной встречи с отцом. Это была довольно странная встреча. Сперва папа позвонил по телефону и назначил мне свидание - сразу после школы, у памятника Пушкину. Он пришел минута в минуту, как всегда приходил. На нем
был новый синий костюм, красивая голубая рубашка с большими модняцкими
карманами. Мы поздоровались за руку, и папа первым делом спросил: Что мне было отвечать? Я еще ни разу в жизни не был в настоящем ресторане. Знал, понятно, что там едят, пьют, танцуют... что там все жутко дорого. Наверное, это меня смущало больше всего, но я ничего толком отцу не сказал, промямлил что-то неопределенное. Ресторанный зал оказался большим, с высокими сводчатыми потолками. Стены расписаны, как будто это какая-нибудь Третьяковская галерея. Кругом зеркала, в них все отражается, и от этого и столиков, и окон делается вроде еще больше... На полах ковры, красные и очень толстые. В здоровенных кадках, расставленных по всему залу, разная растительность. На столиках скатерти белые, как снег. Словом, все очень шикарно выглядело. Не понравился мне только официант: молодой, упитанный,
говорил чудно, вроде подлизывался к отцу: Ели мы вкусно. Только очень долго. Но главнее еды был для меня разговор. Все подробно, чтобы по словам, я, конечно, не запомнил, а смысл был такой - первым делом я спросил: почему все-таки они с матерью решили развестись? Он подумал немного, достал ключи из кармана и стал их не спеша вертеть на пальце. Примерно обороте на седьмом заговорил. Сразу пообещал, когда придет время, рассказать все подробно, а пока просил понять: есть в жизни такие важные вещи - дружба, долг человека по отношению к другим людям... Здесь он подумал еще, вроде сомневался, говорить или нет,
но сказал: деньги - тоже серьезная и подлая материя... Расспрашивать его дальше я не стал: у меня возникло такое
ощущение, что большего отцу говорить не хочется. Но он помолчал и сказал
все-таки: Но спрашивать не стал, а поинтересовался, почему они решили,
что я должен оставаться с матерью? Отец как-то странно взглянул на меня
и быстро-быстро закрутил ключи на пальце. Отец долго молчал. Позвякивал ключами. Похоже было, подбирал
слова поскладнее, вроде прицеливался, чтобы не промахнуться. Наконец
стал мне втолковывать, что рад бы жить со мной, но есть много "но"...
Первое: он подолгу отсутствует, а оставлять меня одного рано, к тому
же ему бы не было покоя в дороге. Второе "но", пожалуй, еще
главнее: как станет мама обходиться без мужчины в доме? Кто ей по хозяйству
поможет, кто, в случае чего, придет на помощь и выручку? Тут я аж глаза
вытаращил: Он снова помолчал и снова поиграл ключами, потом попросил
меня остаться с матерью. Обещал, что будет держать со мной постоянную
связь, еще сказал: Эти слова очень меня обрадовали, и я стал по-идиотски клясться, что никогда и ни за что никакого ее выбора не одобрю. Вероятно, я выступал достаточно глупо: отец засмеялся и посоветовал мне не суетиться, так как, насколько ему известно, пока у мамы никаких кандидатов на его место нет. Потом, когда я шел домой, почему-то начал вспоминать,
что уже было, ну-у раньше, и чего больше не будет. И первым пришло в
голову, как отец учил меня забивать гвозди. Он притащил откуда-то березовое
полено, поставил его на попа, объяснил, как правильно надо держать молоток,
сказал, что глядеть надо исключительно на шляпку гвоздя, а не на молоток,
еще кое-что растолковал, а потом скомандовал: Оказалось, полено - и есть "полигон". На нем
я должен был упражняться. Сначала все шло хорошо, но когда гвозди стали
поменьше, попадать им по головке сделалось труднее, и раза два я заехал
себе по пальцам. А отец посмеивался и похваливал меня: Стыдно! Мне не было, по правде сказать, стыдно. Почему - я не знаю, но до сих пор жалею: все-таки должно было стать хоть как-то неловко за себя. Одно оправдание - возраст. Пять или пять с половиной лет. 5. В тот год, понятно, тоже было первое сентября. И скорее всего, малыши, как и в прошлые годы, толпами шли, подняв глаза на других мам, и выставлялись: наши-то цветочки побогаче ваших! Только я ничего этого не видел. В школу пошел, потому что надо. А интереса и охоты не было. Если бы по своей воле жил, остался бы с удовольствием дома, валялся на диване и читал книжки. Но воля была не моя. Я постепенно втянулся в школьный омут, день потащился за днем: уроки, отметки, выволочки... Вскоре на этом унылом фоне со мной стали твориться
странные вещи. Сперва я не понял - что, но на уроке истории Юрий Павлович
спросил у меня: Услышав такое, Юрий Павлович сперва просто-таки
офонарел. А потом спрашивает: И до меня доходит, вроде из тумана проступает: этот текст я случайно видел в "Настольном энциклопедическом словаре" издания 1892 года. Москва, товарищество "Гарбель". Видел. А почему запомнил, как и для чего? Застрелите
- не знаю! Но как бы там ни было, с этого началось: я стал видеть тексты.
Какие? Этого я объяснить не мог и угадать тоже не мог. Просто мне время
от времени стало отчетливо представляться то, что я раньше читал. А
читал я много. И получалась сплошная ерунда: я мог запросто "уложить"
учительницу природоведения такой приблизительно цитатой: Но подобные "выступления" совершенно не помогали мне на уроке математики, где я с великим трудом соображал, как нарисовать двойку в виде неправильной дроби, если в знаменателе будет пять. И тем не менее кто-то прозвал меня Вундеркиндом. Бывают вундеркинды скрипачи, художники, артисты, и это, хоть удивительно, но понятно! А мой конек - память: где-то в черепушке остается вроде бы отпечаток, копия текста. Как это выходит, не знаю, но получается. Что делать с такой странной способностью, я не знал. (Продолжение
в следующем номере)
|