Анатолий Маркуша - П-прочли бы, а? Пожалуйста, мы все п-просим. Честно говоря, мы не с каждой с-строчкой согласны, но все равно... Он писал книгу! П-понимаете? Разговор не получался. Ребята заметно нервничали. Их волнение каким-то неведомым образом действовало и на меня, хотя я мало понимал, о чем речь. Не без труда удалось выяснить: неделю назад Вундеркинд был, с ним спорили, ссорились, соглашались или не соглашались, иногда - правда, не слишком часто - им восхищались, он постоянно вызывал удивление, и вот - нет Вундеркинда. Нет. Больше ни подраться, ни помириться. Осталась эта синяя папка, набитая разрозненными листками, исписанными его аккуратным, похожим на девчоночий почерком, наблюдения, мысли, его, Вундеркинда, радости и обиды. Все-таки это непостижимо - был человек - и нет человека, осталась только фотография. Он смеется, показывает белые, ровные, как на подбор зубы... Рукопись вундеркинда 1. Допустим, я прихожу в редакцию и кладу на стол папку, и покорно кланяюсь: - Вот, написал книгу, пожалуйста, познакомьтесь. Они, в редакции, оборжутся: нахал, мальчишка! Книгу сочинил. Что ты видел, а туда же - в писатели?.. Уморил: "Будьте любезны, пожалуйста, прочитайте..." Делать нам нечего?! Может, в глаза ржать не станут, но спровадят обязательно. Почему-то все взрослые всех подряд ребят считают дураками, а себя, наоборот, умными. Как закон! Не спорю, среди взрослых умные, конечно, есть, но это еще вопрос: а какой они составляют процент от общей массы? И потом, правильно ли думать, если кто-то закончил институт, пусть даже заделался кандидатом каких-нибудь наук, так он уж обязательно и очень умный? Могу привести пример. Приходит в дом гость, дядя Лева. У хозяина сын. Так? Ребенку пять лет. Он нормально читает - хоть букварь, хоть газету. - Здорово, барин! Как звать? - голосом петрушки выкрикивает дядя Лева (барин - для шутки, наверное). Получив ответ на свое "как звать", интересуется: - А почему у тебя глазки черненькие? Или не моешь? - Мою, - говорит парнишка, а сам думает: "Ну, идиот!" - А кого ты, барин, больше любишь - маму или папу? - не успокаивается дядя Лева. "Болван!" - снова непочтительно думает мальчишка, но отвечает. Попробуй не ответь - скандала не оберешься: старших уважать полагается. Это как дважды два! - Больше всего я люблю подарки. - Во дает! - то ли изумляется, то ли восхищается дядя Лева и тут же начисто про мальчишку забывает. Знаю! Сейчас мне скажут: пятилетний мальчик думать так не может - мал. Еще как может! Этим пятилетним был я и думал точно так. А дядя Лева - родственник моего отца, какой-то "юродный" мне дядя. Он закончил Московский автомобильный институт, работает в НИИ и, между прочим, очень гордится своим верхним образованием. Когда я тут недавно спросил у него, кто первым и в каком году перелетел через Атлантический океан, так дядя Лева не ответил, а начал заводиться - пусть яйца курицу не учат! Это правильно? Если я знаю, а он - нет, так почему бы у меня не поучиться? Одного примера мало? Могу привести еще сто! Было мне десять лет. Начался третий класс. Зимой родители прибавили мне самостоятельности - разрешили без сопровождения взрослых ходить на каток. Вот и пошел... С Олей. Ей тоже десять лет было. Мы в одном классе до сих пор учимся. И ее мама попросила мою маму, чтобы я Олю взял с собой - у них папа болел и всякое такое. Мне это не очень понравилось, но как сказать тут "нет"... То есть сказать проще всего, а объяснить - почему? Мы накатались и пришли с катка к нам. У меня ключ был. Сначала думали чаю попить, но нам так спать захотелось - может, мы перекатались, - что не успели на диван прилечь, захрапели. Как мама пришла, как пледом нас накрыла, не слышали. Накатались, спим. Теперь вопрос: чего тут особенного? Правда, ничего? Я тоже так считаю. Но притащилась соседка из сто восьмой квартиры. Марья Алексеевна. Между прочим, лаборантка, химик! Она тогда еще работала в научно-исследовательском институте... Мы с Олей только-только стали глаза продирать, лежим на диване и не поймем толком, где находимся, а эта Марья Алексеевна как понесет: - Ангелочки, маленькие мои! Ну прямо молодожены... Не дура? Дура! Оля вся красная стала, готова зареветь. А я так прямо и сказал тогда: - Вы, Марья Алексеевна, дура! На мое счастье, как раз в этот момент отец домой вернулся. Представляю, какой бы разнос учинила мне мать без него! Отец Марью Алексеевну аккуратно под уздцы из квартиры вывел, а мне только и сказал: - Нехорошо, Кирюха. Пожилой все-таки человек. Правильно. Старых, много наработавших людей, которые в жизни опыт и все такое имеют, уважать надо. Никто не спорит! Но ведь пожилой человек - еще не профессия.. И что это будет, если все старики станут лезть во все дела, давать советы и "ЦУ"?! Старики, между прочим, тоже разные. Наверное, вам показалось, что я терпеть не могу взрослых. Это верно. Но не всех подряд. И эту книгу я решил написать, чтобы те, кто считает себя над нами, увидели и поняли, как мамы, папы, учителя, соседи, продавцы магазинов, контролеры в кино, милиционеры, буфетчицы и многие другие-прочие портят нам, ребятам, жизнь, хотя в нашей стране существует только один привилегированный класс - дети. Значит, мы! Пишу и переживаю: а кто поймет, кто откликнется? Но вообще-то я зря волнуюсь - скорее всего, никто не захочет напечатать мою книгу и понимать будет нечего. Но кое-какая надежда у меня все-таки есть:
мы растем и вырастем, станем взрослыми, и, может, тогда люди меня услышат! На некоторые мои личные наблюдения и вопросы хотелось бы получить откровенные ответы старших товарищей. Кто-то - чаще это женщина - собирается выйти из дома, например, в гости, в театр или на какое-нибудь собрание. И три часа собирается: специально моется, шикарно наряжается, причесывается (бывает, даже в парикмахерскую по такому случаю тащится), пудрится и душится... Правильно? В то же самое время этот человек, находясь дома, разгуливает перед своими в старом, застиранном халате, на халате не хватает штук трех пуговиц, на ногах растоптанные, как лыжи, тапочки, волосы врастрепку и тэ дэ. Можно ли из этого наблюдения сделать вывод, что чужие очень многим куда ближе, чем свои... ну-у, члены семьи, дети? Или еще так посчитать можно: вы нафуфырились перед уходом из дома, чтобы посторонним пустить пыль в глаза - знай наших! Это что - тщеславие? Другое наблюдение. Около нашего дома, с его внутренней стороны, сделаны довольно высокие железные козлы из водопроводных труб. Каждую субботу и каждое воскресенье кто-нибудь из жильцов непременно часиков в шесть утра вытаскивает и развешивает на козлах ковры и принимается выколачивать из ковров пыль. Бум-бум-бум! Нажаривают так, что стекла в окнах третьего этажа вздрагивают и жалуются. У многих для выбивания пыли имеются даже специальные выбивалки - такие, плетеные, по виду напоминают саперную лопатку, только закругленную. А у кого специального инструмента нет, те лупят палками. Становится ли обработанный таким способом ковер много чище, не знаю. Куда девается пыль из ковра - тоже, между перчим, задача. Поглощается окружающей средой? Возьми, Боже, что нам негоже?! Сомнительно... Очевидно другое: один ухаживает за своим ковром, пусть даже и очень дорогим его сердцу, а тысяча человек должны не спать. Подъем! На зарядку выходи! И это в нерабочий день, это чуть свет. О какой же справедливости можно говорить тогда в более серьезных масштабах, а? Может, я чего-то не понимаю? Еще один вопрос. Меня рано стали учить шахматам. Название фигур, правила их расстановки я запомнил сразу. Начал двигать: пешка с е-2 на е-4... Не скажу, что научился играть всерьез, но такие штуки, как длинная и короткая рокировки и киндермат, освоил. И мне стало интересно: можно ли в шахматах предусмотреть все возможные варианты? Стал спрашивать у знатоков. И один сообщил историю мудреца - перса, изобретателя шахматной игры, который попросил в награду у своего шаха столько пшеничных зерен, сколько получится, если на первое поле положить зернышко, на второе - два, на следующее - четыре и так далее, на все клетки. Самые главные ученые считали-считали, пока оказалось - никаких богатств всей персидской земли не хватит, чтобы отвалить мудрецу этакую премию. Рассказывал мне эту байку с гордостью: вот, мол, какая неисчерпаемость таится в шахматах? Понял? Чувствуешь? Понять-то я понял, но думаю, а для чего вообще играть в эту игру, если никакой жизни не может она прибавить? Жалко, не могу спросить у Каспарова об этом - не знаю, как к нему подкатиться... Ну и последнее наблюдение. Один раз я был в гостях у бабушки. Она старенькая, ее все считают очень разумной, ходят советоваться к ней, по всяким делам -.тоже. Когда я у нее был, зашел сосед и стал просить сколько-то денег взаймы, до получки. - Небось на водку просишь? - Это бабушка, слышу, спрашивает. - Не буду врать, Михайловна, выпить охота: все горит внутри, честно говорю. - И опять напьешься, и опять будешь скандалить, а виноватой окажусь я? Тут сосед начинает клясться, что лишнего не позволит, что все будет шито-крыто, никакой комар носа не подточит, и в таком же духе еще много чего наговаривает. Бабушка выслушивает - надо же! - и давай соседа учить: если перед выпивкой проглотить грамм сорок масла или стакан жирного мясного бульона, тогда водка его не возьмет и он будет, как она выразилась, "в порядке". И требует: сделает сосед так - она ему в долг даст, а не сделает... Ничего, дескать, не поделаешь. - Так для чего тогда, Михайловна, пить, если не забалдеешь? Выходит, зря мучиться? Слушал я этот разговор и думал: как же так - взрослые нас день и ночь учат, что правильно, а что нет. Так? А сами не знают, где хорошо и где им бывает плохо? Эти вопросы вам, тем, кто будут читать эту книгу. Подумайте, одни ли глупости занимают нас, ребят, как вам кажется? 2. Будь у меня старший брат или сестра, я бы, пожалуй, лучше себе представлял, что происходит в школе, но у меня никого не было, и про школу я сам себе навыдумывал черт-те что. Например, я нисколько не сомневался, будто в школе живет всякое зверье: волнистые попугайчики, морские свинки, белочки, золотые рыбки... Почему-то я твердо верил: каждый день начинается чем-то вроде общего спортивного праздника, когда ученики выполняют под красивую музыку всякие упражнения, а потом только разбегаются по своим классам - писать, считать и учиться всем другим наукам. Я рвался в первый класс, чтобы быть учеником, получить ранец, быть среди других ребят, носить форму. И день наступил. Накануне меня заставили хорошенько вымыться, утром надели все чистое и новое. Мама сказала: - Перед школой полагается как следует покушать. - Если не заправишься, ослабеешь,- подтвердил папа. С ним я не спорил, во всяком случае тогда. Я даже не могу объяснить почему. Ну, отец - авторитет... Хотя я этого авторитета никогда не боялся. Честно. Может, потому не боялся, что он меня не пугал, за уши не таскал и вообще не имел дурацкой привычки показывать, какой он важный... Скорее всего, я за это его и уважал - человек как человек. Все понимает. Если говорит - по делу, не обманывает. Чего обещал, допустим, сделает, а не может сделать, так и обещать не станет... И мне говорил: "Не можешь - скажи: "Я постараюсь", - но не больше, а если уверен, что можешь, тут уж, извини, умри, а выполни. Слово - закон!.." Только я пока подожду про отца писать, а то боюсь, как начну, не остановиться... Мамина мама, то есть моя бабушка, обожает напоминать: "Смотри не безобразничай: Бог все видит и спасибо за твои фокусы не скажет". У бабушки в комнате красивая большая икона висит, вообще божественный дух имеется. А у нас в доме - ни икон, ни духа. Для меня вроде бога всегда был отец - все видит, все понимает. ...Но есть мне совершенно не хотелось - что тут сделаешь? Горло сухое, слюна не идет... только я привык верить отцу и боялся ослабеть, поэтому через силу, можно сказать, поднаперся овсянкой и чаем. Подзаправился так, что за живот было не ущипнуть, а в глотке булькало и переливалось сладкое. Когда я был совсем готов, оказалось, что в школу идти еще рано. Как-то странно начинался день: и мы торопились, и часы шли не как надо, и у мамы голос вдруг делался хриплым... В конце концов я сказал: - Пошли уж, чего там мучиться! И мама сказала: - Правильно. Лучше прийти на десять минут раньше в школу, чем так страдать. И мы выкатились из дому. На улице стояла легкая прохлада. Когда мы с мамой вышли, мне показалось, что буквально со всех сторон прут ребята, все - с цветами. Мне тоже всучили гладиолусы - целый веник. Для чего? Но тащить пришлось. Держать цветы было трудно: ветер норовил растрепать букет. Наконец мы пришли в школу. Тут нас всех построили во дворе. Разные взрослые нас поздравляли и долго говорили: не балуйтесь, учитесь хорошенько, слушайтесь старших, не деритесь... И для чего они все это рассказывали, когда каждый дурак понимает: в школе не полагается баловаться, а полагается слушаться! Потом нас повели по классам. Здесь, в первом "А", мне понравилось гораздо больше, чем во дворе. Я разглядел нашу учительницу. Она была красивая. От нее вкусно пахло. Наша учительница смеялась и не злилась на ребят, если мы во время урока вели себя не очень-то на "отлично". Наша учительница замечательно все понимала: как мы могли сразу заделаться настоящими учениками, если никогда раньше не ходили в школу? Ну, кто-то вскакивал с места, вертелся - и что? Не террористом ведь был человек - просто еще не привык долго сидеть неподвижно. И она никого не ругала, а, наоборот, всех успокаивала. Теперь, когда я уже повидал разных учителей, когда могу кое-кого сравнить кое с кем, скажу так: если человек не любит ребят и все время только и делает, что злится, лучше ему в школе не работать. А то и самому, и другим от такого человека никакой радости не будет. А у французского писателя Анатоля Франса я недавно прочитал, что учиться надо обязательно весело. Не знаю, читала наша учительница Анатоля Франса или сама догадалась, как надо учить, но в первом классе у нас всегда было легко и весело, как будто мы не работали, а играли. И все шло очень хорошо. Никто из ребят сильно не нарушал порядка, все старались. Когда Оля притащила с собой на урок котенка и тот вылез из сумки и побежал по классу, тоже ничего страшного не случилось. - А этого ученика как зовут? - спросила учительница. - Брешка,- сказала Оля, - он мой. - Очень хорошо. Только лучше Брешку не приноси пока в школу: он еще мал, может заболеть в непривычной обстановке. Ясно, Оля?
Допустим, у меня все идет нормально: четверки, пятерки, иногда попадается нечаянный трояк... Никто не делает большого шума и не портит никому жизнь. Но вот мне нарисовали в дневнике пару. Справедливо или нет - не главное. Двояк схвачен! Какое это может оказать на меня воздействие? Давайте разберемся. Если человека за двойку дома лупят, хотя официально такое запрещено, а в Швеции даже считается уголовным преступлением, едва ли отметка улучшит мои успехи. Ради чего стараться? Скорее я начну хитрить: подделывать, "терять" или прятать дневник, возможно, стану расписываться за родителей и... копить в себе злобу. А если пары пойдут одна за другой, очень иного шансов - плюну, махну на самого себя рукой и стану медленно, но верно погибать от равнодушия к жизни. Удивительно, как взрослые не понимают, что системой отметок они нам и себе только портят жизнь! Вот свежайший пример. В параллельном классе Кисяк (их классный руководитель Кирилл Сергеевич) влепил всем мальчишкам за поведение по единице. Сам ребят довел, и они стали тогда мычать с закрытыми ртами. Он к одному подходит, тот смолкает, он - к другому... ничего сделать не может. И влепил! Думаете, воспитал?! Ни фига, извините за выражение, никого он не воспитал. Ребята только смеются и, очень возможно, станут теперь нарочно доводить и злить Кисяка, чтобы не вредничал. Подумайте - всем по колу! Эт-т-то же выходит круговая порука! Нет, людей надо любить, а не злобить их дурацкими отметками и несправедливыми наказаниями. Только тогда люди и к вам станут относиться по-человечески. Попробуйте - спасибо мне скажете. В первом классе было хорошо: Лилия Андреевна нас любила. Может, конечно, и не всех поровну, но доставалось от ее любви каждому. Один раз я сам слышал, как она чьей-то мамаше рассказывала: - Вместо завтрака в половине восьмого я обед ем. С супом, со вторым и с компотом, чтобы уж потом, в школе, ни о каком буфете не думать. Мое время - их время, ребячье. Потом она уехала за границу. Ее директором русской школы послали работать. Мы понимали - ей нужно: она жила без мужа, дочка выросла, в квартире стало тесно, в кооператив вступать дорого. Вот и поехала. Это мы понимали и все равно жалели. Дураки: жалели ее, хотя жалеть надо было себя. Правда, тогда мы еще не знали, что нас ждет. Во втором классе к нам, пришла новая учительница. Толстая - невозможно представить! Идет - колышется студнем. Платья на ней просто лопались и были в пятнах, как будто она жиром потела. Но этого мало. Она еще и злющая оказалась! Чуть что - орать! Да как - дурным голосом: "Я вам покажу! Я вас научу! Марш в угол!.." Меня она почему-то не очень доставала, но все-таки. Один раз стала Лилию Андреевну поливать: вроде Лилия Андреевна плохо нас учила, избаловала. Я тогда поднял руку и подрыгал пальчиками: в туалет можно? - Приспичило? Десять минут всего прошло... В перемену не мог управиться? Ладно, ступай, только живо. А мне ничего не надо было, но все равно я просидел в уборной до конца урока: не хотел слушать, как она Лилию Андреевну поливает. Торчал у окошка - оттуда тополь виден. Старый, скоро, наверное, свалится: весь ствол в дырках. Такие глубокие дупла... Из них воробьи вылетали. А я глядел и думал: им хорошо - не надо никого ненавидеть. Чирикают, и все дела! А Фаину Исааковну эту я и сегодня ненавижу. Ну для чего ей было на маленьких детей орать, топать, грозить, подзатыльники отвешивать? И не потому я ее ненавижу, что очень расстраивался из-за наказаний, нет! Мы когда с ребятами возимся, бывает, больнее затрещины друг другу отпускаем - и ничего. Но подло орать на человека, когда точно знаешь: он на тебя крикнуть не смеет! Или: ты ему по шее, а он - молчи! Кто это только придумал - орать? Умные люди? Образованные педагоги, да? Правда, на птиц глядеть - удовольствие! Свободные - куда хотят, летят, когда пожелают, сядут. И никто над ними не начальник...
Ну пусть почти на всех - обязательно орут. Вы прислушайтесь - и сразу убедитесь: орут. А вот я совершенно не переношу, когда на человека подымают голос. Фактически из-за этого я и в милицию первый раз попал. Выхожу на станции "Маяковская" из метро: вижу, военный патруль с бляхами в половину груди, при штыках стоит. Старшим - майор. Сухой-сухой. Глаза у него тусклые. Губы тоненькие - в ниточку. И весь из себя такой, что страх наводит. Смотрю, патруль задержал солдатика. Тот роется в карманах - наверное, документы ищет. А майор его про что-то спрашивает. Ну, я подкатываю поближе, встаю рядом - интересно. Подумал еще: "Мне ведь тоже в армии служить, так что интересно узнать, какие там дела бывают. Если по газетам судить, так жутковато. А тут случай самому послушать". Но ничего толкового я не услышал. Майор меня заметил и с таким презрением в голосе говорит: - Давай, пацан, отваливай! Нечего тут ушами хлопать. Ты что, не слышишь? - Вы мне? - спрашиваю, вроде не понял, и рожу скорчил - полного придурка работаю. Люблю позлить, когда на меня как на инфузорию смотрят, тем более я майору ничего плохого не сделал. - А кому же? - Странно. Ушами обыкновенно ослы хлопают. Потому у них уши и отрастают... - Очень, я смотрю, ты грамотный, - окрысился майор. - Отваливай, тебе сказано! - Неужели это плохо - грамотным быть? Вот и нам в школе все время толкуют: учись, учись, а то дураком помрешь или прапорщиком станешь. - Ну насчет прапорщика я, конечно, чтобы позлить его, ввернул. - Что, неправильно нас, товарищ майор, учат? И тут замечаю: солдатик напрягся, глаза вправо, глаза влево... Ну, ясно - прицеливается дерануть от патруля. И сделалось мне страшно, и помочь солдатику охота. Ну, я и давай нахальничать напропалую. Майор цыкнул на меня: ах, так! И я не смолчал. Словом, пошло-поехало, а пока мы беседовали таким оживленным образом, солдатик не растерялся и дал деру. Майор как увидел, что рядовой тю-тю, можно сказать, из рук у него ушел, как на меня разорется. А мне что?! Я тоже ему объяснил: не дело старшему офицеру паршивыми словами погоны свои позорить... Короче, солдатика он упустил, а меня, как лицо исключительно гражданское, спровадил в милицию. Правда, милицейский капитан попался хороший. Для порядка мозги припудрил: вот, мол, ты способствовал смотаться нарушителю, а вдруг он дезертир? Замаскированный шпион? - Вы серьезно про шпиона, товарищ капитан? Тогда и я, может, из ЦРУ? Не допускаете? Тут капитан как засмеется на все тридцать два зуба. - С тобой все, - говорит, - прозрачно ясно: ты трепло и нахал! Вот ты кто. А теперь не отсвечивай: ноги в руки - и чеши отсюда... Мне от этого капитана даже уходить не хотелось: понимающий человек! И веселый, и подход у него нормальный. (Продолжение
в следующем номере)
|