Дмитрий Боев Рабочий и сын рабочего, грамотный и толковый мальчишка из самой, что ни на есть российской глубинки, недавно окончивший институт, становится руководителем производства. Сюжет для производственного романа советской поры? Да нет, обычное обстоятельство той необычной жизни руководителя производства, когда все приходилось осваивать заново. Это не случайные слова досужего журналиста: даже в министерствах, а уж тем более по авиационной отрасли Ферина (а именно о Михаиле Алексеевиче хотим рассказать в этой короткой журнальной статье) за глаза называли "командармом". Именно "за глаза": в открытую Михаил Александрович такого возвеличивания ни за что не потерпел бы. Человек, в котором сочетались исключительная техническая грамотность, непревзойденный талант организатора и руководителя, умение самому жить тем делом, которому служил, и привлечь к этой миссии всех своих сотрудников - завидный объект для любого очеркиста. Известного романиста Вальтера Скотта спрашивали, почему героями всех его романов становятся только исторические лица. "Почему бы не взять современного делового человека, капиталиста, предпринимателя, рассказать о его жизни". Писатель на это ответил: "Мне трудно написать что-нибудь про такую личность, кроме тире между двумя датами". Когда пройдет в России блажь "монетаризмов" всякого рода, мы вновь вспомним известное, что сколь денег ни копи - жизнь не вечна. И остается от тебя только то, что сумеешь оставить другим. Так пусть после нас будут капиталы доброй памяти людей, города, заводы, машины, спокойная и сильная родная страна. И это - достойно любого романа. …Рыбинский авиационный завод № 26 был головным в конце 30-х годов прошлого века по выпуску самого современного климовского мотора М-105. Созданный в 1931 г. (на базе завода, существовавшего с 1925 г.) большой авиамоторный завод близ Уфимского села Богородское (с 1931 г. - поселка Моторный) должен был стать его дублером. Инженер, а позже - начальник центральной лаборатории и главный металлург Рыбинского завода, недавний выпускник Института Стали Михаил Ферин, "металлург с железной фамилией", был одним из самых известных работников завода. Знанием дела, умением работать, огромной технической эрудицией он добился уважения сотрудников завода, был на хорошем счету у его руководства. Поэтому, когда перед самой войной группа сотрудников завода № 26 была переведена в Уфу для организации производства М-105, в нее вошел и Ферин. С началом войны в Уфу из западных областей страны было эвакуировано более 40 промышленных предприятий, в том числе несколько заводов, подчиненных наркомату авиапромышленности. Новый огромнейший завод по наследству получил номер 26. И главным металлургом его с января 1942 г. стал Михаил Алексеевич. В напряженных условиях (мороз в Уфе зашкаливал за -50 °С) сложнейшей задачей было обеспечить работу производства, "сшитого" из разнородных частей многих предприятий. Однако уже в середине 1942 г. был превзойден предвоенный уровень выпуска моторов. Уфимский моторный стал одним из крупнейших авиамоторных заводов Советского Союза, изготовившим за годы войны почти четвертую часть от суммарного объема выпуска авиационных двигателей. Металлургия всегда определяла успех авиамоторного производства. В военное лихолетье создание условий для нормального выпуска моторов было очень непростой задачей. За это Ферин дважды получил высший для производственника орден Трудового Красного Знамени, а в 1946 г. - Сталинскую (ныне Государственную) премию. Еще не окончилась война, а Уфимский завод первым в нашей промышленности начал осваивать производство газотурбинного двигателя. Им стал РД-10, аналог трофейного ЮМО-004. В 1946 г. были выпущены первые двигатели, а через год на них уже взлетела первая опытная машина КБ Яковлева. Новая техника требовала новых подходов, новой технологии, нового отношения к применяемым материалам. Это - одна из немаловажных причин, по которой в июле 1947 г. М.А. Ферин (ему еще не исполнилось и сорока лет) назначается директором Уфимского моторостроительного. Зная производство завода досконально, он не без опасений взял на себя тяжелый груз многообразного хозяйства крупного завода. Требовались коренная перестройка завода, изменение порядка ведения дел, определение четкой перспективы, укомплектование кадрами и техническое перевооружение производства для выпуска новой продукции. Однако же, "дорогу осилит идущий": Михаил Алексеевич уверенно справился, как показало время, со всеми этими задачами. Как вспоминал об этом периоде бывший генеральный директор ОАО "УМПО" Владимир Паращенко: "Во многом благодаря большим организаторским способностям М.А. Ферина, его воле и высокой требовательности коллектив завода успешно завершил первую послевоенную пятилетку. Со всеми государственными заказами Уфимский моторный справлялся в срок. Через десять лет М.А. Ферину было присвоено звание Героя Социалистического Труда". В том же 1947 г. Ферин сумел завершить свой более чем десятилетний научный труд, защитив кандидатскую диссертацию. Тема "азотирование коленчатых валов", которая была актуальной в свое время в авиадвигателестроении, стала не менее насущной для автомобильных моторов. Таким образом, авиационные "высокие технологии" всегда применялись в автомобильном производстве, и конверсия - не детище конца ХХ века. Кстати, научную работу М.А. Ферин так и не оставил до конца жизни: У него вышло из печати 32 труда, он являлся профессором кафедры "Общая технология и металловедение" Уфимского авиационного института. Своих работников Михаил Алексеевич не только старался подбирать, но еще и обучал всему, что успел узнать за долгие годы работы. Задание директора Уфимского завода
всегда воспринималось и руководителями, и исполнителями всех рангов
как "задание номер один": люди не уходили из цеха, не выполнив
его. Это, кстати говоря, свидетельство доверия: люди верили, что по
пустякам директор обращаться к ним не станет и, зная производство досконально,
не будет ставить невыполнимые задачи. Ферин умел подбирать и расставлять кадры. При этом, обладая феноменальной памятью, помнил возможности и способности каждого. Он брал на себя ответственность за судьбу человека, давая ему возможность проявить себя. Принцип Михаила Алексеевича: не умеешь - учись, не хочешь - заставим, ну а не можешь - уйди, не мешай другим. Опять - из воспоминаний Владимира Паращенко: "Помню, вызывает меня директор и говорит: - Есть такое мнение - работать тебе
заместителем директора по литейному производству на "Москвиче".
Такой был подход, и, на мой взгляд, очень правильный". В послевоенные годы пришлось решать две взаимоисключающие задачи: разворачивать производство реактивных двигателей, в первую очередь для нужд обороны, и учиться строить автомобильные поршневые моторы, с которыми в скором времени разбежались по всей стране миллионы легковых машин московского, а позже и ижевского производства. Уфимский завод автомобильных моторов можно с достаточным основанием считать детищем Ферина. И так полагали не только те, кто работал на самом заводе, не только все смежники, но и руководство страны. Недаром М.А Ферин стал Героем Социалистического Труда, а в 1974 г. - лауреатом еще одной Государственной премии. И именно за двигатели для "Москвича". В те времена большинство населения искренне верило, что наша страна и в самом деле "впереди планеты всей". Верил в это и Ферин. Потому, несмотря на чрезвычайную занятость по работе, был членом обкома КПСС и делегатом XXI - XXV съездов КПСС. Кроме того, Михаил Алексеевич избирался депутатом Верховного Совета СССР с третьего по девятый созывы, был членом Совета старейшин. Ферин и к этой деятельности относился так же серьезно, как ко всему, чем бы ни занимался. По этой причине он постоянно - и в качестве депутата и как член обкома - встречался с людьми, причем к этим встречам готовился очень тщательно. Это давало положительные результаты для производства, поэтому директор завода сам добивался таких встреч и, кстати говоря, требовал того же от своих подчиненных. Почему-то в памяти многих Ферин остался суровым производственником, которому ничего больше не надо - только бы "трубы дымили". Это, мягко говоря, "не соответствует". В 1960-1970-х годах на заводе особенно большое внимание уделялось социально-бытовой инфраструктуре. Были построены сотни тысяч квадратных метров жилья, общежития, два комбината питания, фабрика-кухня, несколько столовых, детские сады, первый в Уфе санаторий-профилакторий, базы отдыха, пионерский лагерь, дворец культуры, больничные корпуса, стадион и многое другое. Михаил Алексеевич непосредственно руководил строительством этих объектов. Они были предметом его особой заботы и гордости. Всех гостей, посещавших завод, он непременно знакомил с социальными объектами. …Михаил Алексеевич воспринял свою отставку (в 1977 г.), на первый взгляд, спокойно. Наверняка ожидал ее. Внешне на нем она никак не отразилась. Во всяком случае, никто не замечал. Но на самом деле расставание с любимой работой Ферин перенес очень тяжело: сразу же замкнулся в себе, все время находился в своей квартире или садике за домом. Тем не менее, даже на пенсии, прежний директор живо интересовался новостями завода. Как-то его спросили: "Как спится на пенсии?" Он ответил в своем характерном стиле: "Слышу ночью шум испытательной станции - значит, засыпаю, а когда станция молчит - бессонница нападает". В этом высказывании был весь Ферин: вся его жизнь принадлежала заводу. Долго не мог найти себе достойного применения. Как называлась одна из пьес, "деревья умирают стоя". 29 июля 1979 года, на 72-м году жизни, Михаила Алексеевича не стало. Проститься с ним пришли тысячи людей, вся площадь перед заводским Дворцом культуры была запружена народом. Они прощались со Своим Директором. Михаил Алексеевич Ферин прошел вместе
с коллективом завода самые трудные годы, стал его руководителем в самое
тяжкое для производства время, в момент полной переориентации производства,
а оставил Уфимское моторостроительное производственное объединение через
тридцать лет в самом его расцвете. И никакие репрессии - ни довоенные,
ни послевоенные - не коснулись его: невозможно представить никого, кто
бы мог заменить его в столь трудное время. И никакая каторга не может
быть тяжелее той, которую человек придумал себе сам и добровольно. Но
попробуй, отбери у него дело или помешай его ходу - не поздоровится.
Те, кто во всем мире сейчас именуются "трудоголиками", в Советском
Союзе встречались нередко. Конечно, среди тех, кто умел работать, а
не отбывал трудовую или еще какую (добровольную ли - принудительную
ли) повинность. Но именно такие люди, живущие своим делом, и составляли
силу и славу нашей Родины.
|