Дмитрий Боев
…Рыбинский авиационный завод № 26 был головным в конце 30-х годов прошлого века по выпуску самого современного климовского мотора М-105. Созданный в 1931 г. (на базе завода, существовавшего с 1925 г.) большой авиамоторный завод близ Уфимского села Богородское (с 1931 г. - поселка Моторный) должен был стать его дублером. Инженер, а позже - начальник центральной лаборатории и главный металлург Рыбинского завода, недавний выпускник Института Стали Михаил Ферин, "металлург с железной фамилией", был одним из самых известных работников завода. Знанием дела, умением работать, огромной технической эрудицией он добился уважения сотрудников завода, был на хорошем счету у его руководства. Поэтому, когда перед самой войной группа сотрудников завода № 26 была переведена в Уфу для организации производства М-105, в нее вошел и Ферин. С началом войны в Уфу из западных областей страны было эвакуировано более 40 промышленных предприятий, в том числе несколько заводов, подчиненных наркомату авиапромышленности. Новый огромнейший завод по наследству получил номер 26. И главным металлургом его с января 1942 г. стал Михаил Алексеевич. В напряженных условиях (мороз в Уфе зашкаливал за -50 °С) сложнейшей задачей было обеспечить работу производства, "сшитого" из разнородных частей многих предприятий. Однако уже в середине 1942 г. был превзойден предвоенный уровень выпуска моторов. Уфимский моторный стал одним из крупнейших авиамоторных заводов Советского Союза, изготовившим за годы войны почти четвертую часть от суммарного объема выпуска авиационных двигателей. Металлургия всегда определяла успех авиамоторного производства. В военное лихолетье создание условий для нормального выпуска моторов было очень непростой задачей. За это Ферин дважды получил высший для производственника орден Трудового Красного Знамени, а в 1946 г. - Сталинскую (ныне Государственную) премию.
Как вспоминал об этом периоде бывший генеральный директор ОАО "УМПО" Владимир Паращенко: "Во многом благодаря большим организаторским способностям М.А. Ферина, его воле и высокой требовательности коллектив завода успешно завершил первую послевоенную пятилетку. Со всеми государственными заказами Уфимский моторный справлялся в срок. Через десять лет М.А. Ферину было присвоено звание Героя Социалистического Труда". В том же 1947 г. Ферин сумел завершить свой более чем десятилетний научный труд, защитив кандидатскую диссертацию. Тема "азотирование коленчатых валов", которая была актуальной в свое время в авиадвигателестроении, стала не менее насущной для автомобильных моторов. Таким образом, авиационные "высокие технологии" всегда применялись в автомобильном производстве, и конверсия - не детище конца ХХ века. Кстати, научную работу М.А. Ферин так и не оставил до конца жизни: У него вышло из печати 32 труда, он являлся профессором кафедры "Общая технология и металловедение" Уфимского авиационного института. Своих работников Михаил Алексеевич не только старался подбирать, но еще и обучал всему, что успел узнать за долгие годы работы. Задание директора Уфимского завода
всегда воспринималось и руководителями, и исполнителями всех рангов
как "задание номер один": люди не уходили из цеха, не выполнив
его. Это, кстати говоря, свидетельство доверия: люди верили, что по
пустякам директор обращаться к ним не станет и, зная производство досконально,
не будет ставить невыполнимые задачи. Ферин умел подбирать и расставлять кадры. При этом, обладая феноменальной памятью, помнил возможности и способности каждого. Он брал на себя ответственность за судьбу человека, давая ему возможность проявить себя. Принцип Михаила Алексеевича: не умеешь - учись, не хочешь - заставим, ну а не можешь - уйди, не мешай другим. Опять - из воспоминаний Владимира Паращенко: "Помню, вызывает меня директор и говорит: - Есть такое мнение - работать тебе
заместителем директора по литейному производству на "Москвиче".
Такой был подход, и, на мой взгляд, очень правильный".
В те времена большинство населения искренне верило, что наша страна и в самом деле "впереди планеты всей". Верил в это и Ферин. Потому, несмотря на чрезвычайную занятость по работе, был членом обкома КПСС и делегатом XXI - XXV съездов КПСС. Кроме того, Михаил Алексеевич избирался депутатом Верховного Совета СССР с третьего по девятый созывы, был членом Совета старейшин. Ферин и к этой деятельности относился так же серьезно, как ко всему, чем бы ни занимался. По этой причине он постоянно - и в качестве депутата и как член обкома - встречался с людьми, причем к этим встречам готовился очень тщательно. Это давало положительные результаты для производства, поэтому директор завода сам добивался таких встреч и, кстати говоря, требовал того же от своих подчиненных. Почему-то в памяти многих Ферин остался суровым производственником, которому ничего больше не надо - только бы "трубы дымили". Это, мягко говоря, "не соответствует". В 1960-1970-х годах на заводе особенно большое внимание уделялось социально-бытовой инфраструктуре. Были построены сотни тысяч квадратных метров жилья, общежития, два комбината питания, фабрика-кухня, несколько столовых, детские сады, первый в Уфе санаторий-профилакторий, базы отдыха, пионерский лагерь, дворец культуры, больничные корпуса, стадион и многое другое. Михаил Алексеевич непосредственно руководил строительством этих объектов. Они были предметом его особой заботы и гордости. Всех гостей, посещавших завод, он непременно знакомил с социальными объектами. …Михаил Алексеевич воспринял свою отставку (в 1977 г.), на первый взгляд, спокойно. Наверняка ожидал ее. Внешне на нем она никак не отразилась. Во всяком случае, никто не замечал. Но на самом деле расставание с любимой работой Ферин перенес очень тяжело: сразу же замкнулся в себе, все время находился в своей квартире или садике за домом. Тем не менее, даже на пенсии, прежний директор живо интересовался новостями завода. Как-то его спросили: "Как спится на пенсии?" Он ответил в своем характерном стиле: "Слышу ночью шум испытательной станции - значит, засыпаю, а когда станция молчит - бессонница нападает". В этом высказывании был весь Ферин: вся его жизнь принадлежала заводу. Долго не мог найти себе достойного применения. Как называлась одна из пьес, "деревья умирают стоя". 29 июля 1979 года, на 72-м году жизни, Михаила Алексеевича не стало. Проститься с ним пришли тысячи людей, вся площадь перед заводским Дворцом культуры была запружена народом. Они прощались со Своим Директором. Михаил Алексеевич Ферин прошел вместе
с коллективом завода самые трудные годы, стал его руководителем в самое
тяжкое для производства время, в момент полной переориентации производства,
а оставил Уфимское моторостроительное производственное объединение через
тридцать лет в самом его расцвете. И никакие репрессии - ни довоенные,
ни послевоенные - не коснулись его: невозможно представить никого, кто
бы мог заменить его в столь трудное время. И никакая каторга не может
быть тяжелее той, которую человек придумал себе сам и добровольно. Но
попробуй, отбери у него дело или помешай его ходу - не поздоровится.
Те, кто во всем мире сейчас именуются "трудоголиками", в Советском
Союзе встречались нередко. Конечно, среди тех, кто умел работать, а
не отбывал трудовую или еще какую (добровольную ли - принудительную
ли) повинность. Но именно такие люди, живущие своим делом, и составляли
силу и славу нашей Родины.
|