Л. Берне, Ю. Засыпкин За годы первых пятилеток советское
авиастроение превратилось в самостоятельную, динамично развивающуюся
отрасль оборонной промышленности. Советские авиазаводы ускоренными темпами
наращивали свои производственные мощности. Предусматривалось, кроме того, немедленно начать проектирование и выбор площадок для строительства еще девяти объектов самолетостроения, которые, в основном, предполагалось разместить в глубинных районах страны. В начале 1941 г. военные специалисты произвели окончательный отбор на вооружение самых лучших образцов из предложенных конструкторами новых самолетов. С этого времени практически повсеместно остановилась и сборка машин старых конструкций. На заводе № 1 вместо самолетов И-153 "Чайка" и ББ-22 стали выпускать истребители МиГ-1, на заводах № 21 и № 153 вместо истребителя И-16 - новые машины ЛаГГ-3. Як-1 с октября 1940 г. серийно производился на заводе № 292. Выпуск штурмовика Ил-2 осваивался на новом ленинградском заводе № 381 и на заводе № 18. На заводах № 22, 39, 124 и 125 организовали производство бомбардировщиков Пе-2. Пошли в серию бомбардировщики Пе-8, Ер-2, Су-2, а также истребители МиГ-3. Перед войной авиазаводы выпускали уже более 50 самолетов в день. К сожалению, в отечественной авиационной промышленности наметилась явная диспропорция между мощностями самолетных и моторных заводов. Для ликвидации этой диспропорции 11 июня 1939 г. Комитет Обороны при Совете народных комиссаров СССР принял решение, согласно которому развернулось строительство семи новых и коренное обновление такого же количества действующих авиамоторных предприятий. К концу 1940 г. были выбраны площадки и утверждены технические проекты на строительство трех моторных заводов. Накануне войны авиационные моторы производились на семи серийных предприятиях (в 1939 г. - на пяти). Уже в первые дни войны, обернувшиеся для Красной Армии тяжелыми испытаниями, стало ясно, что необходима перестройка всего советского народного хозяйства. Эта перестройка была направлена на решение двух основных задач: максимальное использование промышленного потенциала страны для резкого увеличения производства вооружений и боеприпасов и создание баз на Востоке страны для возможного перебазирования всех промышленных предприятий вглубь страны. Утром 22 июня 1941 г. нарком авиационной промышленности А.И. Шахурин созвал экстренное заседание руководящего состава, на котором были определены основные направления, предусматривающие форсирование производства авиационной техники. На первом этапе перед наркоматом авиапромышленности встала задача срочного наращивания выпуска самолетов и моторов. И действительно, в июле-августе 1941 г. выпуск продукции авиазаводами вырос вдвое - втрое по сравнению с месячным выпуском в предвоенный период. Но тогда же встала задача эвакуации заводов, которые могли быть потеряны в результате немецкого наступления. Напряженно работал в это время НКАП. В Поволжье, на Урале, в Сибири, Средней Азии и Закавказье он подыскивал места новой дислокации эвакуируемых предприятий, которые обычно размещались на площадках, родственных им по профилю производств, или на территориях новостроек. А когда такой возможности не было, НКАП подбирал другие предприятия и организации, подходящие для развертывания на их базе авиапроизводства. В конце сентября - начале октября 1941 г. на восток потянулись многочисленные эшелоны с авиазаводов Запорожья, Киева, Харькова, Таганрога, Калуги, Москвы и других городов Украины и центральной России. В январе-феврале 1942 г. эвакуация, в основном, была закончена, на эвакуированных авиационных предприятиях в исключительно сжатые сроки налаживалось серийное производство моторов и самолетов. Всего было эвакуировано 85 % авиационных предприятий. В очень сложное положение война
поставила авиамоторостроительные заводы страны: за исключением завода
№19 в Перми и завода № 27 в Казани, все они были эвакуированы, а находившиеся
в состоянии строительства срочно вводились в строй. Постепенно один
за другим предприятия выходили на уровень максимальных показателей 1941
г.: завод № 29 (Омск) - в феврале, № 24 (Куйбышев) - в мае, № 16 (Казань),
№ 154 (Андижан) - в июле, завод № 26 (Уфа) - в августе 1942 г. Советская авиационная промышленность подошла к 1943 г. полностью перестроенной в соответствии с условиями военного времени, обладая мощным производственно-техническим потенциалом. В период с июня 1941 г. по сентябрь 1945 г. авиационные заводы произвели около 137 тысяч самолетов и почти 210 тысяч авиамоторов. Конечно, на авиацию работали сотни
других предприятий: агрегатных, металлургических, деревообрабатывающих
(самолеты - особенно в начале войны - были деревянные), электротехнических
и других. |