27 апреля 2005 года исполнилось 75 лет выдающемуся организатору отечественного авиадвигателестроения, лауреату Государственной премии СССР в области моторостроения В.М. Толоконникову. Вся жизнь Валентина Михайловича была связана с авиационными моторами. Как начал он сразу после окончания КАИ (ныне СГАУ) работать над созданием ГТД на Рыбинском моторостроительном заводе, затем - на ММЗ "Салют", в минавиапроме, различных предприятиях отрасли, так и продолжает до сих пор отстаивать приоритеты наших моторостроителей в московском представительстве Уфимского моторного завода. Безо всякого преувеличения можно сказать, что Толоконников - один из наиболее состоявшихся инженеров-авиастроителей в России. Диапазон применения его способностей был настолько широк, что об этом не всем дано даже мечтать. Так, на заре еще своей технической карьеры, в Рыбинске, он настолько глубоко освоил технологию производства авиамоторов, что результатом этого стало более 200 усовершенствований технологических процессов, восемь авторских свидетельств, 23 научные работы и звание "Заслуженный рационализатор РСФСР". Многочисленные публикации в самых разных научных журналах принесли Валентину Михайловичу заслуженную известность среди коллег. В отрасли он был славен как инженер и организатор, приложивший руку к созданию практически всех самых известных авиадвигателей. Более того, если намечалась какая-то неполадка с пуском очередной модели, самым верным решением было обратиться за помощью к Толоконникову - он выручит. Так, скажем, поступили, когда назревала проблема с браком по турбинным лопаткам АЛ-21Ф-3 на "Салюте" в середине 70-х годов прошлого века. Ничего особенного - просто три месяца почти круглосуточной работы Валентина Михайловича, а в результате - новые технологические приемы и полное отсутствие брака. Хороших инженеров в нашей стране много. Немало их и в авиадвигателестроении. Но такой специалист, настолько глубоко понимающий самые разные процессы, сопутствующие массовому производству сложнейшей техники, - явление достаточно уникальное не только у нас, но и в мировом масштабе. Неудивительно, что когда в конце 70-х годов встал вопрос о руководителе двигателестроительного главка в минавиапроме, совершенно естественно назначили именно Толоконникова: настолько велик был его авторитет в отрасли. И стал он заниматься организацией производства уже не на каком-то одном конкретном предприятии, а во всей отрасли в целом. Выяснилось, что стиль и подход, которые применял Валентин Михайлович для разрешения производственных вопросов, полностью подходят и для развязывания организационных хитросплетений. Но и будучи "управленцем" высокого ранга, не смог Толоконников перестать быть инженером, применяющим свои знания, опыт и интуицию для решения различных технических проблем отрасли - в Уфе ли они возникали, в Запорожье или в Казани. Успешное совмещение решения глобальных стратегических задач отрасли с тактическими и даже с конкретно техническими проблемами под силу далеко не каждому. И, конечно, только умение подобрать коллектив единомышленников, достойных друг друга и поставленной проблемы, правильно распределить задачи и добиться слаженной работы всех - ключ к успеху, которым в совершенстве владеет Толоконников. Большинство функционирующих сегодня руководителей наших крупнейших предприятий - выходцы из его команды специалистов, юбиляр или работал с ними в то или иное время или просто рекомендовал их на соответствующие должности. Страна по достоинству оценила работу Валентина Михайловича. Он награжден восемью правительственными наградами, отмечен рядом различных почетных званий. А какие стихи пишет! Уже более десятка сборников издал - нарасхват расходятся. При этом просит не считать его поэтом в литературе, хотя не отказывается быть им в своей любимой инженерной деятельности. И мы мимо этого пройти тоже не могли, хотя поэзия - не слишком привычный жанр для нашего журнала. Редакция журнала "Двигатель" |