Поиск по сайту
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Вначале позвольте напомнить о тех причинах, которые привели нас к мысли о необходимости издания общеотраслевого научно-технического журнала "Двигатель".

Не секрет, что в советские времена каждое конструкторское бюро, каждое предприятие о своих успехах в деле разработки новых конструкций, создания новых материалов, отработки новых технологий и т.д. и т.п. даже в рамках одной отрасли информацией со своими коллегами не делились. Предприятия занимались выпуском своего определенного перечня продукции (один завод делал один-два двигателя, другой - один тип автомобиля, самолета, трактора и т.д.). И всюду - глобальный режим секретности, поэтому технический или технологический прорыв, достигнутый в какой-нибудь отрасли, оставался недоступным для специалистов других отраслей. Традиции оказались сильны: положение совершенно не менялось и с ликвидацией режимности в большинстве отраслей.

Понимая ущербность такого положения дел, мы, имея опыт работы в технической журналистике, решили внести свой вклад в исправление сложившегося положения. Редакционный коллектив, работая над каждой статьей, стремится привести ее к такому виду, чтобы содержание было понятно любому достаточно подготовленному читателю, независимо от того, в какой сфере бизнеса или политики он работает. Делалось это с одной целью: помочь производственникам как можно быстрее узнать о новинках и внедрить их на своем предприятии. Несомненно, что исторические статьи о развитии техники и ее творцах также представляют интерес для наших читателей и помогают формировать облик журнала.

Тогда же, в последние годы прошлого века, нам стало понятно, что и с техническим просвещением подрастающего поколения творится что-то неладное: школьные программы пересматриваются в сторону "облегчения" от физико-математических дисциплин, технические учебные заведения испытывают хронический недобор абитуриентов, а многие техникумы вообще перепрофилируются. Профессии инженера и научного работника перестали быть престижными. Обновление корпуса специалистов почти прекратилось, научные и технические кадры постарели. Все это в сочетании со стагнацией в большинстве отраслей промышленности привело к тому, что темпы научно-технического прогресса в России стали все в большей степени отставать от соответствующих темпов на Западе и Востоке.

Известно, что везде и всегда любая работа начинается с просвещения. Неграмотный человек, каким бы хорошим он не был, для дела почти бесполезен (как, впрочем, бесполезен и грамотный, но некультурный, беспринципный и т.п.). В истории много примеров, когда для осуществления прорыва по какому-нибудь направлению вырабатывалась государственная программа, одним из пунктов которой обязательно становилась пропаганда определенных технических знаний. К сожалению, за последние годы ничего подобного в нашей стране не делается. Нет ни исполняемых программ, ни, соответственно, широкой пропаганды.

С учетом все большего отставания технического уровня продукции, выпускаемой отечественными предприятиями (отдельные лицензионные производства не в счет), все настоятельнее становится необходимость принятия быстрых и эффективных мер, направленных на ускорение научно-технического прогресса в стране. Надо все время придумывать что-то совершенно новое, чтобы "обскакать" конкурента. Да, для этого нужны время и деньги. Но и этого мало - прежде всего нужны люди, морально готовые на постоянное внедрение в производство все более и более нового. Одной из первоочередных задач следует признать необходимость поиска и поддержки новых кадров: умных, целеустремленных, преданных своему Отечеству. Во всех странах, находящихся в авангарде прогресса, государством и отдельными компаниями выделяются громадные средства на приобщение студентов и даже школьников к решению отдельных наиболее сложных технических задач. При этом главной целью считается не столько получение немедленного конкретного технического результата, сколько поиск одаренных детей, их последующая опека и привлечение к работе.

В России сегодня так мало практического делается для подготовки будущих инженерных и научных кадров, что больно становится. Ждать, когда за решение насущных для жизни государства проблем возьмутся чиновники, нет времени (тем более что и в самих министерствах без конца идет кадровая чехарда). Именно поэтому на седьмом году существования журнала его редакция начинает осуществлять свою задумку, появившуюся практически одновременно с рождением идеи издания "Двигателя". Отныне в рамках журнала будут публиковаться статьи, специально подготовленные для старшеклассников и учащихся ВУЗов, техникумов и технических колледжей. В этих статьях будут освещаться вопросы, связанные с созданием двигателей (конструирование, отработка технологии, поиск новых материалов и т.д.), а также с их применением. Будут публиковаться статьи и об автомобилях, самолетах, ракетах, кораблях, локомотивах и т.п., на которых устанавливаются двигатели. Не останутся в стороне и вопросы истории развития техники, судьбы людей, ее создававших, а также материалы по истории заводов, КБ, НИИ.

Совмещение в одном журнале ставших уже обычными материалов и специального раздела с адаптированными статьями позволит нашим юным читателям ознакомиться с проблемами, стоящими перед техническими специалистами сегодня. Пусть наши дети "подглядывают" за делами взрослых, а если возможно - и помогают им!

Безусловно, нам будет гораздо легче подбирать материалы для последующих публикаций, если в редакцию станут поступать письма от молодых читателей с замечаниями, предложениями и пожеланиями. Наиболее интересные из них мы будем публиковать, а к предложениям прислушиваться.

Вместе с тем, мы хотели бы предложить несколько заданий для юных читателей журнала. Это не будут математические или физические задачи с использованием сложных формул. Вот первые из них:

  1. Какие двигатели используют силу гравитации? В каких устройствах они нашли применение? Предложите свою конструкцию гравитационного двигателя и устройства, в котором она будет работать.
  2. В каких двигателях используется вода (в любых агрегатных состояниях) в качестве рабочего тела? Дайте хронологию появления двигателей, использующих воду в качестве энергоносителя.
  3. Когда появились первые двигатели внутреннего сгорания? Где они нашли применение? Какое топливо в них использовалось?
  4. Какой двигатель был установлен на первом "автомобиле"? Кто был автором этой конструкции?
  5. Назовите, какие типы двигателей используются для обеспечения движения надводных кораблей. Когда первые из них нашли свое применение?

Ответы юных читателей, наиболее полно ответившие на вопросы, будут опубликованы. Поэтому желательно вместе с ответами присылать свои фотографии, а также точный домашний адрес. Ответы можно присылать как по обычной, так и по электронной почте. Все активно участвующие в наших конкурсах в конце года будут награждены специальными призами.

Надеемся, что материалы новой рубрики будут интересны не только юному поколению, но и их родителям. Журнал может и должен стать не только межотраслевым, научно-техническим, популярным, но и семейным.

Редакция журнала

 

Предыдущий материалК содержанию номераСледующий материал