ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Вначале позвольте напомнить о тех причинах, которые привели нас к мысли о необходимости издания общеотраслевого научно-технического журнала "Двигатель". Не секрет, что в советские времена каждое конструкторское бюро, каждое предприятие о своих успехах в деле разработки новых конструкций, создания новых материалов, отработки новых технологий и т.д. и т.п. даже в рамках одной отрасли информацией со своими коллегами не делились. Предприятия занимались выпуском своего определенного перечня продукции (один завод делал один-два двигателя, другой - один тип автомобиля, самолета, трактора и т.д.). И всюду - глобальный режим секретности, поэтому технический или технологический прорыв, достигнутый в какой-нибудь отрасли, оставался недоступным для специалистов других отраслей. Традиции оказались сильны: положение совершенно не менялось и с ликвидацией режимности в большинстве отраслей. Понимая ущербность такого положения дел, мы, имея опыт работы в технической журналистике, решили внести свой вклад в исправление сложившегося положения. Редакционный коллектив, работая над каждой статьей, стремится привести ее к такому виду, чтобы содержание было понятно любому достаточно подготовленному читателю, независимо от того, в какой сфере бизнеса или политики он работает. Делалось это с одной целью: помочь производственникам как можно быстрее узнать о новинках и внедрить их на своем предприятии. Несомненно, что исторические статьи о развитии техники и ее творцах также представляют интерес для наших читателей и помогают формировать облик журнала. Тогда же, в последние годы прошлого века, нам стало понятно, что и с техническим просвещением подрастающего поколения творится что-то неладное: школьные программы пересматриваются в сторону "облегчения" от физико-математических дисциплин, технические учебные заведения испытывают хронический недобор абитуриентов, а многие техникумы вообще перепрофилируются. Профессии инженера и научного работника перестали быть престижными. Обновление корпуса специалистов почти прекратилось, научные и технические кадры постарели. Все это в сочетании со стагнацией в большинстве отраслей промышленности привело к тому, что темпы научно-технического прогресса в России стали все в большей степени отставать от соответствующих темпов на Западе и Востоке. Известно, что везде и всегда любая работа начинается с просвещения. Неграмотный человек, каким бы хорошим он не был, для дела почти бесполезен (как, впрочем, бесполезен и грамотный, но некультурный, беспринципный и т.п.). В истории много примеров, когда для осуществления прорыва по какому-нибудь направлению вырабатывалась государственная программа, одним из пунктов которой обязательно становилась пропаганда определенных технических знаний. К сожалению, за последние годы ничего подобного в нашей стране не делается. Нет ни исполняемых программ, ни, соответственно, широкой пропаганды. С учетом все большего отставания технического уровня продукции, выпускаемой отечественными предприятиями (отдельные лицензионные производства не в счет), все настоятельнее становится необходимость принятия быстрых и эффективных мер, направленных на ускорение научно-технического прогресса в стране. Надо все время придумывать что-то совершенно новое, чтобы "обскакать" конкурента. Да, для этого нужны время и деньги. Но и этого мало - прежде всего нужны люди, морально готовые на постоянное внедрение в производство все более и более нового. Одной из первоочередных задач следует признать необходимость поиска и поддержки новых кадров: умных, целеустремленных, преданных своему Отечеству. Во всех странах, находящихся в авангарде прогресса, государством и отдельными компаниями выделяются громадные средства на приобщение студентов и даже школьников к решению отдельных наиболее сложных технических задач. При этом главной целью считается не столько получение немедленного конкретного технического результата, сколько поиск одаренных детей, их последующая опека и привлечение к работе. В России сегодня так мало практического делается для подготовки будущих инженерных и научных кадров, что больно становится. Ждать, когда за решение насущных для жизни государства проблем возьмутся чиновники, нет времени (тем более что и в самих министерствах без конца идет кадровая чехарда). Именно поэтому на седьмом году существования журнала его редакция начинает осуществлять свою задумку, появившуюся практически одновременно с рождением идеи издания "Двигателя". Отныне в рамках журнала будут публиковаться статьи, специально подготовленные для старшеклассников и учащихся ВУЗов, техникумов и технических колледжей. В этих статьях будут освещаться вопросы, связанные с созданием двигателей (конструирование, отработка технологии, поиск новых материалов и т.д.), а также с их применением. Будут публиковаться статьи и об автомобилях, самолетах, ракетах, кораблях, локомотивах и т.п., на которых устанавливаются двигатели. Не останутся в стороне и вопросы истории развития техники, судьбы людей, ее создававших, а также материалы по истории заводов, КБ, НИИ. Совмещение в одном журнале ставших уже обычными материалов и специального раздела с адаптированными статьями позволит нашим юным читателям ознакомиться с проблемами, стоящими перед техническими специалистами сегодня. Пусть наши дети "подглядывают" за делами взрослых, а если возможно - и помогают им! Безусловно, нам будет гораздо легче подбирать материалы для последующих публикаций, если в редакцию станут поступать письма от молодых читателей с замечаниями, предложениями и пожеланиями. Наиболее интересные из них мы будем публиковать, а к предложениям прислушиваться. Вместе с тем, мы хотели бы предложить несколько заданий для юных читателей журнала. Это не будут математические или физические задачи с использованием сложных формул. Вот первые из них:
Ответы юных читателей, наиболее полно ответившие на вопросы, будут опубликованы. Поэтому желательно вместе с ответами присылать свои фотографии, а также точный домашний адрес. Ответы можно присылать как по обычной, так и по электронной почте. Все активно участвующие в наших конкурсах в конце года будут награждены специальными призами. Надеемся, что материалы новой рубрики будут интересны не только юному поколению, но и их родителям. Журнал может и должен стать не только межотраслевым, научно-техническим, популярным, но и семейным. Редакция журнала
|