|  
         Виктор Чепкин 
      генеральный директор, генеральный конструктор АО "Люлька-Сатурн", академик  | 
 
      ![]()  | 
     
      ![]()  | 
  
|  
       А.М. Люлька 
     | 
     
       В.М. Чепкин 
     | 
  
|  
       (восьмидесятые годы) 
     | 
  |
В середине 70-х гг. конструкторское бюро, возглавляемое академиком Архипом Михайловичем Люлькой, получило задание на разработку двухконтурного турбореактивного двигателя с форсажем (ДТРДФ) четвертого поколения для перспективного двухдвигательного истребителя с взлетной массой 25 тонн. Во многом взаимопротиворечивые требования, предъявлявшиеся к этому двигателю, были предельно жесткими и напряженными по основным характеристикам, условиям работы, ресурсу, надежности и режимам. Тем не менее, в сентябре 1985 г. двигатель, получивший наименование АЛ-31Ф, прошел Государственные испытания.
Решение сложной научно-технической проблемы по созданию передовой конструкции, в которой характеристики основных узлов и элементов, а также двигателя в целом значительно превосходили то, что создавалось ранее, представлялась изначально почти невыполнимым.
Высоко поднятая планка параметров создала необходимость разработки новых решений по элементам и системам двигателя, внедрения новых технологических процессов и материалов. При этом требовалось также принимать во внимание планы потенциальных конкурентов по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Следует отметить, что проектирование, изготовление и отработка двигателя четвертого поколения АЛ-31Ф, принципиально отличающегося от всего созданного ранее по многим важнейшим элементам, проводились при ограниченном в то время научно-техническом заделе (причем как в ОКБ, так и в ведущих отраслевых институтах страны). Поэтому исключительно полезным, особенно на начальном этапе проектирования, оказался опыт создания двухконтурного двигателя Д-30Ф6 (в пермском ОКБ), РД-33 (в ОКБ им. В.Я. Климова), а также компрессора, форсажной камеры и некоторых других систем двигателя III поколения - АЛ-21Ф-3.
Воплощение на АЛ-31Ф сотен новых уникальных технических решений (защищенных авторскими свидетельствами на изобретения и патентами) в самой конструкции, системах обеспечения работы двигателя, стендового и испытательного оборудования, технологии, металлургии и т.д. дало высокий совокупный эффект и обусловило выдающиеся технические качества новой машины.
В результате:
Создание двигателя АЛ-31Ф с турбинами, оснащенными новыми циклонно-вихревыми лопатками, успешно прошедшего сложнейший комплекс всесторонних проверок и тестов, завершились Государственными испытаниями в сентябре 1985 г. К сожалению, эти испытания прошли уже без А.М. Люльки, скончавшегося 1 июня 1984 г. Национальные успехи отечественной авиационной техники были увенчаны 32 престижными мировыми авиационными рекордами превосходного самолета-истребителя Су-27 ОКБ им. П.О. Сухого, оснащенного двигателями АЛ-31Ф. Приведенного перечня вполне достаточно для признания двухконтурного турбореактивного двигателя АЛ-31Ф техническим шедевром XX века.
 
      ![]()  | 
  
 
      ![]()  | 
  
Создание такого двигателя потребовало значительных средств, времени и поистине титанического и многолетнего творческого труда, знаний и упорства большого коллектива талантливых и преданных делу людей. Значительный и определяющий вклад в создание двигателя АЛ-31Ф внесли известные специалисты и инженеры-конструкторы коллектива ОКБ и опытного завода: Э.Э. Лусс, С.П. Кувшинников, Ю.Н. Бытев, А.В. Воронцов, М.М. Гойхенберг, Г.И. Зуев, Ю.П. Марчуков, М.М. Костюченко, А.М. Потемкина, М.В. Бондаренко, А.М. Хартов, В.К. Кобченко, В.А. Горелов, И.П. Федюкин, В.И. Комлев, И.А. Объедков, М.Ф. Вольман, К.Ю. Сорокин и многие другие. Внедрение в серийное производство и дальнейшее улучшение характеристик двигателя выполнялись при непосредственном и активном участии А.В. Андреева, Е.Ю. Марчукова, В.А. Лебедева, В.И. Федюкина, Г.И. Зубарева и др.
|  
       Основные ТТХ АЛ-31Ф 
     | 
  |
| Тяга на взлётном форсированном режиме, кгс |  
       12,500 
     | 
  
| Минимальный удельный расход топлива, кг / кгс-ч |  
       0,67 
     | 
  
| Масса двигателя, кг |  
       1530 
     | 
  
| Длина, м |  
       4,95 
     | 
  
| Диаметр входа, м |  
       0,91 
     | 
  
| Максимальный наружный диаметр, м |  
       1,22 
     | 
  
Крупносерийное производство двигателя, его высокая эксплуатационная надежность обеспечивались коллективами МКБ "Гранит" (Москва), ММПП "Салют" (Москва) и УМПО (Уфа).
Двигатель АЛ-31Ф не мог быть создан без тесного участия в его разработке отраслевых научных центров: ЦИАМа, ЦАГИ, ВИАМа, ВИЛСа и проведения серьезных и масштабных экспериментальных и исследовательских работ.
Опыт создания и освоения в серии двигателя АЛ-31Ф послужил основой для широкого конструктивного воплощения достигнутых успехов в передовом ТРДД XXI века - двигателе V поколения АЛ-41Ф, впервые поднявшем в российское небо 29 февраля 2000 г. новый многофункциональный истребитель "1.44", разработанный в Российской самолетостроительной корпорации "МиГ".