21 февраля 1999 г. исполнилось 30 лет первому полету легендарной
королевской ракеты-носителя (РН) Н1. За эти годы отечественная космонавтика
сильно возмужала, стала неотъемлемой частью народного хозяйства страны и ее
оборонного потенциала. Но даже на фоне огромных достижений 70-х и 80-х гг. проект
"лунной" ракеты Н1 выглядит выдающимся.
Интерес к советской пилотируемой лунной программе со временем
только усиливается. Специалистов и общественность все более интересуют как чисто
научные, технические, так и политические моменты, нашедшие свое отражение в
решениях высших государственных органов по программе "Н1-Л3".
В июне 1960 г. С.П. Королев вышел с предложением в Правительство
по созданию сверхтяжелой РН со стартовой массой до 2000 т для обеспечения
экспедиций на Луну, Марс и Венеру. Предложение приняли. Был утвержден график
создания носителя, которому присвоили индекс Н1 (носитель 1-й).
Однако в 1961 г., когда полным ходом шла разработка эскизного
проекта РН Н1 и технических аппаратов для него, разразился известный "Карибский
кризис". Правительство СССР отодвинуло срок создания сверхтяжелого носителя
на 1965 г.
С.П. Королев, продолжая доказывать необходимость создания
Н1, направил записку в Госкомитет по оборонной технике о возможности использования
этой РН для вывода аппаратов, способных обнаружить пуски ракет из любой
точки Земли и сообщить об этом на командные пункты. Масса аппаратов, способных
выполнить эти и другие задачи, как показали предварительные расчеты, должна
была составить около 80 т. Для их вывода на орбиту была необходима ракета
со стартовой массой порядка 2000 т. Так появилось обоснование военного
применения РН Н1, о котором впоследствии благополучно забыли и больше не
вспоминали.
В результате предпринятых С.П. Королевым действий было
подготовлено и 13 мая 1961 г. утверждено постановление Правительства СССР
о возобновлении прерванных работ. И хотя почти через год (13 апреля 1962
г.) появилось второе постановление, по которому предполагалось ограничиться
разработкой эскизного проекта и всесторонней оценкой вариантов и затрат
на их реализацию, ОКБ-1 продолжало работы по первому документу. Предусматривалось
два этапа создания ракеты. На первом разрабатывался облегченный вариант
массой 750:1000 т на базе второй и третьей ступеней (он получил обозначение
Н11). Ее полезная нагрузка составляла 20:25 т. На втором этапе разрабатывалась
уже трехступенчатая ракета Н1 со стартовой массой порядка 2500 т. Эта последовательность
была обусловлена принятой схемой отработки РН в процессе ЛКИ из-за недостаточно
развитой наземной стендовой базы. Ее создание для испытаний и отработки
первой ступени было не только очень дорогостоящим, но и технически сложным,
а времени для решения и этой проблемы уже не было.
В ходе поиска окончательной схемы ракеты была произведена
оценка более 60 различных вариантов с делением ракеты на ступени как последовательно,
так и параллельно. Проводился всесторонний анализ "преимуществ и недостатков",
включая технико-экономическое обоснование.
В ходе предварительных исследований "полиблочная" схема
с параллельным делением на ступени, опробованная на знаменитой ракете Р-7,
была отвергнута по причине неоптимальности массовых характеристик и необходимости
введения дополнительных механических, гидро-, пневмо- и электросвязей между
блоками.
На передний план после того, как было решено использовать
жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) с преднасосами, позволяющими снизить
давление наддува и уменьшить толщину стенок, а, следовательно, и массу
баков, вышла моноблочная схема.
Проект РН Н1 был во многом выдающимся и передовым, однако
основными его отличительными чертами стали оригинальная схема со сферическими
баками и несущей обшивкой, подкрепленной силовым набором ("полумонокок"),
а также кольцевым расположением ЖРД на блоках. Ступени Н1 соединялись между
собой переходными фермами, через которые могли свободно истекать газы при
"горячем" запуске двигателей следующих ступеней.
Управление ракетой по каналам курса и тангажа должно
было осуществляться путем рассогласования тяги противоположных ЖРД, а по
каналу крена - с помощью управляющих сопел, в которые подавался газ, отводимый
от турбонасосного агрегата (ТНА).
Ввиду невозможности транспортировки ступеней Н1 по железной
дороге было предложено внешнюю оболочку ракеты выполнить разъемной, а топливные
баки изготавливать из листовых заготовок (лепестков) непосредственно на
технической позиции космодрома.
В июне 1962 г. эскизный проект РН Н1 был рассмотрен Государственной
экспертной комиссией, которая подтвердила правильность выбора принципиальной
компоновки и выбора компонентов топлива (жидкий кислород и керосин). Комиссия
отметила, что создание ракеты, способной вывести 75 т груза на околоземную
орбиту, возможно в 1962-1965 гг., а также то, что ракетный комплекс Н1
способен обеспечить решение научно-прикладных исследований Луны и ближайших
планет солнечной системы.
Особо следует упомянуть о выборе двигателей. С.П. Королев
уже с 1958 г. по совету академика А.Н. Туполева начал сотрудничество с
авиационным КБ генерального конструктора Н.Д. Кузнецова. Поэтому демарш
В.П. Глушко с категоричным отказом проектировать кислородо-керосиновый
ЖРД с дожиганием генераторного газа был воспринят спокойно. Уже в то время
куйбышевцы создали кислородо-керосиновый НК-9 (связка из 4-х ЖРД) тягой
152 т и С.П. Королев не сомневался в том, что Н.Д. Кузнецов и коллектив
Куйбышевского моторного завода (КМЗ) справится с заданием по разработке
новых ЖРД для четырех блоков РН Н1. Город Куйбышев становится главным в
осуществлении проекта Н1. Здесь был филиал №3 ОКБ-1 и завод "Прогресс",
который серийно изготавливал РН Р-7. Кроме этого, к освоению производства
нового носителя подключили авиационный завод, которому поручили изготовление
блока "В". Моторостроительный завод им. М.В. Фрунзе стал изготавливать
серийные ЖРД НК-15, НК-15В, НК-19 и НК-21
для всех четырех ступеней. Механический завод осваивал производство трубопроводов
и газогенераторов, а Металлургический завод им. В.И. Ленина - крупногабаритные
детали баков и элементы каркасов. Завод "Тяжмаш" (Сызрань) изготавливал
фермы и крупные детали донной защиты.
Филиалу №3 ОКБ-1, позже преобразованному в Куйбышевский
филиал Цетрального конструкторского бюро энергетического машиностроения
(КФ ЦКБЭМ), поручили сопровождать конструкторскую документацию при производстве
блоков "А", "Б" и "В" на заводах куйбышевского куста, а затем - разработку
конструкторской документации и экспериментальную отработку разгонного блока
"Г", который входил в состав головного блока и предназначался для выведения
лунного модуля с околоземной орбиты на траекторию полета к Луне.
Коллективами КФ ЦКБЭМ (руководитель Д.И. Козлов) и завода "Прогресс"
(директор А.Я. Леньков) была проделана огромная работа по изготовлению и отработке
узлов и агрегатов ракеты. Были созданы филиалы КБ и завода на космодроме и в
Загорске. Тысячи специалистов, рабочих и техников трудились над созданием Н1.
И вот наступило 20 февраля 1969 г., когда Н1 - воплощенный в металл труд миллионов
людей, вовлеченных в гигантскую всесоюзную кооперацию, установили на старт.
Председатель Государственной комиссии, министр общего машиностроения СССР С.А.
Афанасьев дал разрешение на пуск.
(Продолжение следует.)