В начале 50-х гг. модернизированный авиационный турбореактивный двигатель М-1 мощностью 4000 л.с. конструкции С.Д. Колосова (ОКБ-16, Казань) был применен на торпедном катере в составе ускорительной установки. Двухлетняя опытная эксплуатация катера показала целесообразность использования газотурбинных двигателей для этой цели. По решению СМ СССР в мае 1954 г. в Николаеве, на Южном турбинном заводе, было создано Специальное конструкторское бюро газотурбинных установок для Военно-морского флота. Сегодня - это Научно-производственное предприятие "Машпроект" им. С.Д. Колосова, выполняющее полный цикл работ по проектированию, изготовлению, испытанию, сборке и поставке газотурбинной техники для промышленности и флота.
С 1954 г. НПП "Машпроект" и ПО "Зоря" поставили более 1500 газотурбинных
двигателей, которые эксплуатируются на кораблях военно-морского флота 19
стран мира. Их общая мощность превышает 17 млн л.с., а суммарная наработка
- более 2,5 млн ч. Разработано около 70 типов газотурбинных агрегатов для
водоизмещающих кораблей, кораблей на воздушной подушке и подводных крыльях
- от простых ускорительных установок до главных всережимных установок мощностью
2х55 000 л.с.
НПП "Машпроект" - лидер по разработке и внедрению реверсивных силовых
турбин, новых типов зубчатых редукторов и соединительных муфт. Зубчатые
передачи обеспечили количественное регулирование мощности установок: работу
одного двигателя на два гребных винта, совместную работу маршевых и форсажных
двигателей, что дает высокую экономичность установки на любых ходовых режимах.
Разработаны корабельные парогазовые установки с компактными котлами-утилизаторами
и паровыми турбинами, передающими мощность на гребной винт через суммирующий
редуктор.
Газотурбогенераторы, разработанные НПП "Машпроект", общей мощностью
1760 МВт отработали более 3,2 млн ч на энергопоездах, плавучих и стационарных
электростанциях Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, России, Туркмении,
Украины, Чехии и Канады.
Сегодня НПП "Машпроект" предлагает энергетические установки нового
поколения, включающие турбогенераторы и компактные котлы-утилизаторы:
- газотурбогенераторы с утилизацией тепла уходящих газов мощностью
2,5; 6; 16 и 25 МВт с теплофикационным КПД 82:86 %;
- парогазовые установки мощностью 22; 35; 45; 70 и 325 МВт с КПД 44:51,5
%;
- комбинированные газопаровые установки с впрыском пара в проточную
часть двигателя мощностью 16 и 25 МВт с КПД 43 %.
Утилизация тепла уходящих газов позволяет наряду с выработкой электроэнергии
получать горячую воду и (или) пар, которые используются для повышения мощности
установки, теплофикации и для технологических целей. Парогазовые установки
ПГУ 325 мощностью 325 МВт и КПД 51,5 % (два ГТД 110 с котлами-утилизаторами,
паровая турбина и три генератора) - альтернатива устаревшим паротурбинным
и атомным энергоустановкам. Первую опытную ПГУ 325 планируется установить
на Ивановской ГРЭС.
Газотурбогенераторы доставляются на место монтажа в блоках полной заводской
готовности, прошедших полномерные испытания. Малые габариты и высокая удельная
мощность энергоустановок позволяют свободно размещать их на реконструируемых
площадях. Автономные электростанции для эксплуатации на открытых площадках
поставляются в специальном блочно-контейнерном укрытии, как например, на
Яблоневский газоперерабатывающий завод под Полтавой.
Для обеспечения транспортирования природного газа из Сибири в Европу для 11 магистральных газопроводов объединением "Заря" (сегодня - ПО "Зоря") поставлено с 1979 г. свыше 700 газоперекачивающих агрегатов общей мощностью 84 000 МВт, отработавших 16 млн ч. Один из лидерных двигателей второго поколения ДР59, самый массовый в газовой промышленности, имеет наработку свыше 72 000 ч без капитального ремонта, а с одним капитальным ремонтом - 90 000 ч. Для модернизации действующих и строительства новых газоперекачивающих станций НПП "Машпроект" предлагает двигатели мощностью от 2,5 до 25 МВт и газопаровые установки мощностью 16 и 25 МВт с утилизацией тепла, впрыском пара в проточную часть двигателя и генерацией воды в цикле.