Двигатель. Что может быть привычнее? Каких только двигателей
мы не встречаем в своей жизни и уже давно перестали им удивляться. А напрасно.
Вполне определенно можно утверждать, что двигатель - самое необычное, самое
загадочное из созданного человеческой цивилизацией и взаимно созидающий ее.
Небольшая семантическая связка: двигатель - движение - энергия (действие) -
действительность показывает, сколь опрометчиво сводить понятие двигателя (даже
только "железного") к современному пониманию машины; в известном смысле двигатель
... творит действительность.
"Все есть движение:" - очевидная истина как в кажущейся нам понятной
форме "движущейся материи", так и в мистической форме "дао". Правда, при всей
очевидности истина эта постоянно ускользает даже от настойчивых и многомудрых
исследователей всех времен и народов. Аристотель, Ньютон, Эйнштейн... "схватывали"
только "моменты истины", давали только схемы, модели, гипотезы. Всем понятно,
что движения мысли, души, континентов, звезд, созданных человеком машин и механизмов
как-то связаны, что это разные формы одного движения. Но какого?
Рассматривая "движение цивилизации", ее историческое развитие,
вполне уместно выделить определенные "исторические типы" двигателей. Считается,
что движение в древности было обеспечено использованием мускульной энергии человека
и животных. Немало историков придерживаются версии, что в основе начала средневековой
цивилизации Запада были такие изобретения как лошадиный хомут и седло со стременами,
которые позволили освоить новую технологию пахоты и создать новый вид войск
- тяжелую конницу. Не Бог весть какой двигатель, а вот... И чем более мощные
преобразователи энергии применял человек, тем сильнее раскручивался маховик
цивилизации. Для позднего средневековья главным двигателем стало водяное колесо,
использовали и энергию ветра.
Самым загадочным двигателем в истории цивилизации была несомненно
паровая машина. Ее первой (и вполне обоснованно) назвали "философской машиной
XVIII века" и не только потому, что изобретали ее столь долго - около двух веков.
Именно работая с ней, стали проникать в физику "приручаемых" процессов. И осмысление
этой ситуации имело множество "научных последствий", но прежде всего, без паровой
машины немыслимо Новое время, вся промышленная цивилизация и самоосознание человеком
себя как субъекта истории.
Конец XIX века и первая половина XX были связаны с двигателем
внутреннего сгорания и электрическим двигателем. Овладение внутриядерной энергией
мало повлияло на ситуацию с собственно двигателями. Может быть, пока? Создается
впечатление, что по степени совершенства, номенклатуре, количеству существующие
двигатели почти полностью заняли свои ниши. Налицо "революционная ситуация"
насыщения, ожидания чего-то совсем другого, принципиально нового. Таких ситуаций
в истории было немало. Например, в авиации - при переходе от поршневых двигателей
к газотурбинным. Сегодня же это качественно новый исторический момент, однако
напряжение ожидания революционных перемен налицо.
Уходит в прошлое цивилизация, основанная на философии индивидуализма,
очевидна бесперспективность отношения к миру как к добыче. Остро ощущается потребность
в новых (возможно, забытых старых) ориентирах, направлениях движения, что, в
конечном счете, связано с поиском новых двигателей, адекватных этому движению.
И мы уже другие, мы вооружены опытом, дарованным пройденными дорогами. Камень
на распутье дорог цивилизации - философский камень, он может превратить наши
знания в золото, если правильно выберем направление. Пройдя до конца по одному
из путей, исчерпав (или упустив) все данные нам на нем возможности, мы вновь
оказываемся у развилки, чтобы двигаться: Вполне вероятно, что эти новые двигатели
уже не будут ориентированы на "покорение пространства и времени", поскольку,
возможно, мы станем совсем иначе их понимать.
Для человека в его телесной оболочке издавна было свойственно
стремление к космической экспансии. Однако сегодня очевидно, что космический
исход, своего рода вариант ухода из-под гнета накопленных проблем "по-английски",
не прощаясь, невозможен. Земля - не только "колыбель человечества", но и его
дом и пока, похоже, единственный. По крайней мере, для него. Космос - скорее,
пространство духа, чем бренного тела человека. Поэтому новое движение, его цели
и смыслы придется искать здесь. Поиск и осмысление новых перспектив человечества
обусловливает и поиск нового двигателя, двигателя как причины, источника и смысла
движения вперед, ибо назад по времени пока не дано идти никому.