Предыдущий материалК содержанию номераСледующий материал

Двигатель. Что может быть привычнее? Каких только двигателей мы не встречаем в своей жизни и уже давно перестали им удивляться. А напрасно. Вполне определенно можно утверждать, что двигатель - самое необычное, самое загадочное из созданного человеческой цивилизацией и взаимно созидающий ее. Небольшая семантическая связка: двигатель - движение - энергия (действие) - действительность показывает, сколь опрометчиво сводить понятие двигателя (даже только "железного") к современному пониманию машины; в известном смысле двигатель ... творит действительность.
"Все есть движение:" - очевидная истина как в кажущейся нам понятной форме "движущейся материи", так и в мистической форме "дао". Правда, при всей очевидности истина эта постоянно ускользает даже от настойчивых и многомудрых исследователей всех времен и народов. Аристотель, Ньютон, Эйнштейн... "схватывали" только "моменты истины", давали только схемы, модели, гипотезы. Всем понятно, что движения мысли, души, континентов, звезд, созданных человеком машин и механизмов как-то связаны, что это разные формы одного движения. Но какого?
Рассматривая "движение цивилизации", ее историческое развитие, вполне уместно выделить определенные "исторические типы" двигателей. Считается, что движение в древности было обеспечено использованием мускульной энергии человека и животных. Немало историков придерживаются версии, что в основе начала средневековой цивилизации Запада были такие изобретения как лошадиный хомут и седло со стременами, которые позволили освоить новую технологию пахоты и создать новый вид войск - тяжелую конницу. Не Бог весть какой двигатель, а вот... И чем более мощные преобразователи энергии применял человек, тем сильнее раскручивался маховик цивилизации. Для позднего средневековья главным двигателем стало водяное колесо, использовали и энергию ветра.
Самым загадочным двигателем в истории цивилизации была несомненно паровая машина. Ее первой (и вполне обоснованно) назвали "философской машиной XVIII века" и не только потому, что изобретали ее столь долго - около двух веков. Именно работая с ней, стали проникать в физику "приручаемых" процессов. И осмысление этой ситуации имело множество "научных последствий", но прежде всего, без паровой машины немыслимо Новое время, вся промышленная цивилизация и самоосознание человеком себя как субъекта истории.
Конец XIX века и первая половина XX были связаны с двигателем внутреннего сгорания и электрическим двигателем. Овладение внутриядерной энергией мало повлияло на ситуацию с собственно двигателями. Может быть, пока? Создается впечатление, что по степени совершенства, номенклатуре, количеству существующие двигатели почти полностью заняли свои ниши. Налицо "революционная ситуация" насыщения, ожидания чего-то совсем другого, принципиально нового. Таких ситуаций в истории было немало. Например, в авиации - при переходе от поршневых двигателей к газотурбинным. Сегодня же это качественно новый исторический момент, однако напряжение ожидания революционных перемен налицо.
Уходит в прошлое цивилизация, основанная на философии индивидуализма, очевидна бесперспективность отношения к миру как к добыче. Остро ощущается потребность в новых (возможно, забытых старых) ориентирах, направлениях движения, что, в конечном счете, связано с поиском новых двигателей, адекватных этому движению. И мы уже другие, мы вооружены опытом, дарованным пройденными дорогами. Камень на распутье дорог цивилизации - философский камень, он может превратить наши знания в золото, если правильно выберем направление. Пройдя до конца по одному из путей, исчерпав (или упустив) все данные нам на нем возможности, мы вновь оказываемся у развилки, чтобы двигаться: Вполне вероятно, что эти новые двигатели уже не будут ориентированы на "покорение пространства и времени", поскольку, возможно, мы станем совсем иначе их понимать.
Для человека в его телесной оболочке издавна было свойственно стремление к космической экспансии. Однако сегодня очевидно, что космический исход, своего рода вариант ухода из-под гнета накопленных проблем "по-английски", не прощаясь, невозможен. Земля - не только "колыбель человечества", но и его дом и пока, похоже, единственный. По крайней мере, для него. Космос - скорее, пространство духа, чем бренного тела человека. Поэтому новое движение, его цели и смыслы придется искать здесь. Поиск и осмысление новых перспектив человечества обусловливает и поиск нового двигателя, двигателя как причины, источника и смысла движения вперед, ибо назад по времени пока не дано идти никому.

Предыдущий материалК содержанию номераСледующий материал