К содержанию номераСледующий материал

Вашему вниманию предлагается первый номер нового журнала "Двигатель", инициаторами издания которого выступили руководители ряда научных центров и крупнейших предприятий  - разработчиков и изготовителей двигателей различного назначения в России, Украине и Беларуси. Его появление вполне закономерно, так как невозможно представить какую-либо сферу жизнедеятельности современного человека, где бы не находили применение эти технические устройства, являющиеся сердцем любой машины или механизма.
Следует признать, что, несмотря на сложное экономическое положение России, наша страна продолжает оставаться одной из немногих в мире, способных разрабатывать и производить широкую гамму двигателей, в том числе и технически самых сложных, для ракетной, авиационной и судовой техники. В октябре прошлого года первый полет в Иркутске совершил уникальный самолет-амфибия Бе-200 с двигателями Д-436, созданными в кооперации украинскими и российскими предприятиями.
По разработкам гиперзвуковых криогенных двигателей Россия является мировым лидером. Летные испытания реального прямоточного водородного воздушно-реактивного двигателя со сверхзвуковым потоком проводятся только в нашей стране. Этот двигатель разработан в ЦИАМ совместно с рядом других НИИ, испытан на специально созданных стендах и в воздухе. Завершение этого проекта, вместе с тем, требует более широкой, может быть даже международной кооперации.
Расчеты специалистов и реальная экономика показывают существенную экономическую эффективность двигателестроения. При производстве авиадвигателей, в частности, один рабочий за один час создает продукции на 250-300 долларов США, в то время как в автомобильной промышленности этот показатель составляет всего 10-14 долларов. Учитывая, что современное двигателестроение является центром кристаллизации науки и производства, можно говорить о государственном значении этой области техники.
Для создания авиационного двигателя, отвечающего требованиям сегодняшнего дня и будущего, требуется высокий уровень фундаментальной и прикладных наук, новых технологий в металлургии, химии, электротехнике и электронике. Одно рабочее место в авиационном двигателестроении создает два в других отраслях промышленности, а приобретенный научно-технический опыт используется при производстве двигателей военного и гражданского назначения, энергетических установок, силовых приводов, установок по перекачке газа и т.д. Имеет место реализация технологий многократного применения.
Сохранение этой важной для России отрасли невозможно в нынешних условиях без ее реструктуризации, выражающейся в объединении отдельных конструкторских бюро и серийных заводов и создании на их базе ограниченного числа крупных интегрированных структур. Их задачей, в свою очередь, должна стать разработка и производство базовых двигателей. В авиационном двигателестроении, например, одним из приоритетов реструктуризации станет увеличение применения газотурбинных двигателей в различных областях народного хозяйства. Газотурбинными агрегатами оснащено сейчас более 50 % российских надводных кораблей, а до 70 % всего добываемого газа перекачивается газотурбинными установками.
Сложность разработки и производства современных двигателей традиционно вовлекает в этот процесс большое число институтов, КБ и предприятий. В условиях рынка к ним добавляются новые субъекты, в том числе принципиально новые, такие как финансовые, банковские, страховые структуры, без участия которых реализация проектов представляется сейчас весьма проблематичной. В этой связи, журнал "Двигатель" мог бы стать не только компетентным и солидным источником специализированной информации, перекрестком установления полезных контактов, но и местом квалифицированной дискуссии по различным проблемам отечественного двигателестроения.
В переносном значении слово "двигатель" толковые словари трактуют как способствующий росту, развитию в какой-нибудь области. Хотелось бы надеяться, что родившийся журнал ожидает долгая жизнь, а его издание действительно послужит развитию и укреплению авторитета отечественного двигателестроения.
 

Андрей Шаповальянц,
министр экономики
Российской Федерации

К содержанию номераСледующий материал