УДК 314 ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ВУЗА В СФЕРЕ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА Сергей Вячеславович Новиков, заместитель директора ИНЖЭКИН МАИ
В статье раскрыты основные направления развития вуза при подготовке кадров для инновационного бизнеса. Отмечена целесообразность создания хозяйственных обществ (малых инновационных предприятий) с учетом диверсификации их экономической деятельности. Приведен пример кооперации федерального образовательного учреждения и предприятия реального сектора экономики в рамках частно-государственного партнерства. The article covers the main directions of the development of the university in training of personnel for innovative business. It is noted the expediency of creation of economic companies (small innovative enterprises), taking into account diversification of their economic activities. Shows an example of the cooperation of the federal educational institutions and enterprises of the real sector of economy in the framework of private-state partnership. Ключевые слова: инновационный бизнес, хозяйственное общество, частно-государственное партнерство. Keywords: innovative business, economic company, a public-private partnership. Инновационная политика Московского авиационного института как одного из ведущих аэрокосмических вузов России основывается, в том числе, на возможностях, предоставляемых законодательством РФ: федеральным законом № 217, постановлениями Правительства № 218, 219, 220. В МАИ в реализацию федеральных законов проводится ряд организационно-экономических мероприятий, среди которых стоит отметить следующие: - проходит подготовка управленческих кадров для хозяйственных обществ: руководителей, бухгалтеров, специалистов-аналитиков; Необходимо отметить ряд небезынтересных научно-практических результатов. В МАИ с использованием возможностей Инженерно-экономического института (ИНЖЭКИН МАИ) и факультета повышения квалификации организовано обучение - повышение квалификации специалистов, преподавателей, предпринимателей по направлению "Менеджмент в инновационном бизнесе". Целью обучения является повышение профессионального уровня и совершенствование практических навыков слушателей в области организации инноваций в компаниях и управления инновационными разработками, а также содействие в создании и развитии малых инновационных предприятий. К проведению занятий привлекаются доктора и кандидаты наук - сотрудники институтов РАН и профессорско-преподавательский состав вузов Москвы, среди которых 7 профессоров и 4 доцента. По окончании обучения слушатели получают сертификат установленного образца о повышении квалификации. За 2010-2011 гг. в МАИ по данной программе прошли обучение более 150 человек. Практика подготовки кадров для инновационного бизнеса позволяет сделать вывод о целесообразности при создании хозяйственных обществ с учетом диверсификации их экономической деятельности. Под диверсификацией экономической деятельности понимают обычно расширение деятельности лишь крупных фирм, объединений, предприятий, выходящей за рамки их основного бизнеса, с целью обеспечения эффективности работы [1]. Однако данный подход возможен и для инновационных предприятий, в том числе на стадии запуска и раннего роста. Целесообразность диверсификации малых инновационных предприятий МАИ обусловлена спецификой вуза, которая заключается, в том числе в том, что МАИ со времен СССР является одним из крупнейших авиационных вузов, работающих, в основном, на оборонно-промышленный комплекс страны. Такая специфика нашла свое отражение в действующей Программе развития МАИ и ее реализации [2]. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с федеральным законом № 217 хозяйственные общества создаются "...для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые либо право использования которых вносится в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества" [3]. В этих условиях общества, имеющие цель подготовить и продать конверсионные проекты, будут иметь относительно короткий срок эффективной деятельности - от 3 до 7 лет. При этом известно, что при массовом запуске проектов и компаний до 90 % их погибнет в "долине смерти". Преодоление данных негативных последствий возможно на основе диверсификации экономической деятельности при распространении этого приема на деятельность малых инновационных предприятий. Здесь можно отметить, что в реестре созданных хозяйственных обществ, поддерживаемых Центром исследований и статистики науки по поручению Минобразования России, из почти тысячи обществ, зарегистрированных по состоянию на июнь 2010 г., лишь единицы используют несколько РИД (патентов, лицензий) [4]. Вуз предполагает использование динамического управления лицензиями и создание на этой основе хозяйственных обществ как многопрофильных предприятий, где диверсификация конверсионной деятельности способна повысить их устойчивость, снизить риски их финансовой деятельности. МАИ имеет также современный опыт реализации частно-государственного партнерства, прежде всего по постановлению Правительства № 218 - совместно с ОАО "Корпорация "Фазотрон-НИИР" выполняет НИОКТР "Разработка высокотехнологичного производства многофункциональных бортовых радиолокационных систем (МБРЛС) для различных носителей народно-хозяйственного и оперативно-тактического назначения". Значимость проекта определяется: - потребностью в МБРЛС во все более увеличивающихся масштабах; За полгода работы Научный центр стал одним из крупнейших в вузе. В его состав входит семь лабораторий, обеспечивающих полный цикл коммерциализации разработок. Каждой лаборатории выделены отдельные помещения общей площадью около тысячи квадратных метров, что также способствовало успешному старту проекта. Кадровая политика центра позволила обеспечить создание более ста рабочих мест высококвалифицированного персонала, в том числе: - более 25 студентов и аспирантов; К работе в Центре привлечены семь докторов и шестнадцать кандидатов наук. Каждая лаборатория обеспечена современным контрольно-измерительным оборудованием ведущих мировых производителей. Сотрудники центра постоянно участвуют в профильных выставках, семинарах, конференциях. Успешная реализация проектов по постановлениям Правительства № 218, 219, 220, реализация планов по Федеральному закону № 217 позволит МАИ получить новые заказы на выполнение НИОКР в рамках частно-государственного партнерства и с российским, и с зарубежным бизнесом. Литература 1. Минаев Э.С., Нижегородцев Р.М. Инновационный менеджмент. - М.: МАИ-ПРИНТ, 2009. Связь с автором: ncsrm@mail.ru
| ||