О МЕСТЕ ТОМОГРАФИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ТУРБИННЫХ ЛОПАТОК ООО "Промышленная интроскопия":
Эксперименты, проведённые специалистами фирмы "Промышленная интроскопия" на высокоэнергетических компьютерных томографах собственной конструкции и изготовления совместно с технологами предприятий-изготовителей авиационных двигателей, подтвердили целесообразность постадийной отработки технологии охлаждаемых лопаток из жаропрочных сплавов и достоверной высокоточной сертификации внутренней структуры готовых лопаток всех типов: от миниатюрных рабочих лопаток БЛА до широкохордных лопаток вентилятора двухконтурных двигателей. Несомненна и экономическая целесообразность использования данного вида неразрушающего контроля при изготовлении этих сложных материало- и энергоёмких изделий. (Все приведенные в настоящей статье экспериментальные результаты получены на высокоэнергетических компьютерных томографах отечественной фирмы "Промышленная интроскопия"). Эффективность современных авиационных и энергетических газотурбинных двигателей (ГТД) в решающей степени определяется температурой газа, которую в состоянии выдержать турбинные лопатки. Проблема не исчерпывается применением высокотемпературных жаропрочных сплавов и защитных покрытий, т.к. температура газа современных ГТД уже выше точки плавления материала лопаток и будет только повышаться для достижения более высокой эффективности и мощности перспективных двигателей. Поэтому для современных ГТД важнейшим является усложнение конструкции и совершенствование технологии системы охлаждения, пронизывающей все внутреннее пространство охлаждаемых турбинных лопаток. Работоспособность таких сложных систем охлаждения в решающей степени зависит от способности технологического процесса воспроизводить с необходимой точностью спроектированную конструктором объемную структуру внутри каждой изготавливаемой лопатки и в отдельных ее частях. Таким образом, главными требованиями к средствам неразрушающего контроля охлаждаемых турбинных лопаток из жаропрочных сталей становятся возможность детального изучения сложной внутренней структуры лопаток, а также точность измерения локальной толщины стенок и размеров внутренних структурных элементов на уровне, соответствующем требованиям конструкторской документации. Традиционные методы неразрушающего контроля и средства измерений прекрасно справляются с задачами изучения наружной поверхности и измерения наружных размеров лопаток. Однако решать задачи дефектоскопии и измерения геометрии внутренней объемной структуры современных и перспективных газотурбинных лопаток они не в состоянии. Это обстоятельство сдерживает дальнейшее совершенствование конструкции и технологии охлаждаемых лопаток, т.к. разрывается цепь информационных связей между технологией, фактической структурой системы охлаждения и эксплуатационными свойствами лопаток, устанавливаемых в ГТД. Если исходить из традиционного метрологического запаса в три раза, то погрешность бесконтактных измерений линейных размеров применительно к литым охлаждаемым лопаткам должна составлять от 0,1 до 0,05 мм, что уверенно обеспечивается современными профессиональными томографами [2, 3]. Вопрос точности бесконтактных томографических измерений размеров элементов внутренней структуры подробно обсуждался в [3], где было показано, что погрешность измерений с помощью томографов серии ВТ, использовавшихся в настоящей работе, обычно не превышает 20 мкм и не уступает точности традиционных машиностроительных средств измерений наружных размеров: штангенциркулей и микрометров. Здесь уместно напомнить, что все сказанное выше предполагает, что энергия используемого томографом излучения адекватна плотности и толщине объекта контроля [2]. Так в силу многоракурсного просвечивания, для томографического контроля охлаждаемых лопаток с длиной хорды порядка 50 мм необходимы рентгеновские трубки с напряжением не ниже 450 кВ. На рис. 8 представлены томограммы трех типов охлаждаемых газотурбинных лопаток известного изготовителя авиадвигателей. У верхней лопатки стержень смещен вниз, у нижней - развернут против часовой стрелки, а у правой лопатки - помимо смещения или деформации стержня вниз (особенно заметного в средней части лопатки) не пролито внутреннее отверстие струйного охлаждения и смещено отверстие в носке лопатки из-за разрушения тонких структурных элементов стержня. Таким образом, томографический контроль внутренней структуры охлаждаемых турбинных лопаток позволяет не только количественно сертифицировать готовые лопатки, но и выявить причины возникновения дефектов геометрии. Видно, что отклонения размеров стенок и тонкой структуры охлаждаемых лопаток в значительной степени обусловлены ошибками, возникшими еще при изготовлении огнеупорных керамических форм, томографический контроль которых экономически эффективней, а технически проще и производительней, т.к. плотность керамической массы значительно ниже плотности жаропрочных сплавов отливки. Томографический контроль распределения плотности и пористости внутри керамических форм вблизи поверхности отливки позволяет обеспечить стабильность теплофизических условий кристаллизации материала отливок. Незаменим томографический контроль и при отработке технологии мелкодисперсных керамических стержней, высокая однородность внутренней структуры которых является непременным условием формирования десятков внутренних отверстий малого диаметра, обеспечивающих струйное охлаждение внутренней поверхности носка по всей высоте пера лопатки, подобно рис. 3. Естественно, что приведенные способы контроля охлаждаемых турбинных лопаток не исчерпывают всех информационных возможностей компьютерных томографов применительно к технологии современных газотурбинных двигателей. На этом же оборудовании можно эффективно контролировать качество паяных форсунок, внутреннюю структуру углеграфитовых сальников, сложных корпусов топливно-регулирующей аппаратуры, композитной теплозащиты камеры сгорания, сложных широкохордных композитных лопаток вентилятора, всевозможных клапанов, датчиков и много другого. Изложенное показывает, что производство перспективных турбинных лопаток с развитыми системами охлаждения и количественный томографический неразрушающий контроль стали взаимосвязанными технологиями. Литература 1. Вайнберг И.А., Вайнберг Э.И. Компьютерные томографы для неразрушающего контроля и количественной диагностики изделий аэрокосмической промышленности. // Двигатель. 2008. №2. С. 19-23. 2. Вайнберг И.А., Вайнберг Э.И. Универсальные компьютерные томографы для отработки технологии и сертификации ответственных промышленных изделий. Критерии выбора. // Двигатель. 2011. №4. С. 20-25. 3. Вайнберг И.А., Вайнберг Э.И. Измерение размеров внутри сложных неразборных изделий с помощью компьютерных томографов. // В мире НК. 2005. №3. С. 38-41.
| ||