ШКОЛА ЕГО ЖИЗНИ Ольга Александровна Корниенко
Виктор Михайлович Чуйко родился 23 ноября 1931 года в селе Кременчуг-Константиновское в Кабардино-Балкарии. Село располагалось в живописном месте на Кабардинской низменности на берегу реки Куркужин, а в четырех километрах от села протекает река Малка, которая сегодня является границей между Кабардино-Балкарией и Ставропольским краем. Отец Вити, из семьи бедняков, был секретарем сельской комсомольской ячейки. А мать вышла из семьи "крепких" середняков. Их родители купили для молодоженов отдельный дом, в котором родился и провел детство Витя. В школе он учился на "отлично", хотя мать иногда вызывали и делали замечания в связи с непоседливостью сына на уроках. В последних классах его избирали председателем ученического комитета. В 1950 году Виктор окончил школу с золотой медалью. Это была первая медаль в школе. Перед ним была открыта большая дорога, и он выбрал авиацию. Почему? Виктор решил заниматься самым главным в самолёте и пошел на моторный факультет. В конце августа 1950 г. он получил из института извещение о зачислении в ХАИ, с большим трудом приобрел билет в общий вагон и выехал в Харьков. ХАИ принадлежит особая роль в жизни Чуйко. Сегодня Виктор Михайлович с удовольствием рассказывает о полных яркими событиями и впечатлениями годах учебы в институте, о талантливых преподавателях и наставниках, передающих студентам глубокие знания, закладывающих прочные основы профессионального мастерства. Особо дороги выпускнику ХАИ дух коллективизма, взаимопонимание и взаимовыручка, рожденные и укрепленные традициями "alma mater", которые Чуйко бережно пронес через всю свою жизнь. Дипломный проект Виктор Михайлович, конечно, защитил на "отлично". Пришло время прощаться с ХАИ. При распределении на работу молодая семья Чуйко получила направление в недавно созданное Запорожское КБ завода № 478, где молодым специалистам обещали сразу же предоставить жилье. Весной 1956 года семья Чуйко с двумя чемоданами переехала в Запорожье. Вместе с Виктором Михайловичем по распределению на завод № 478, в частности в ОКБ А.Г. Ивченко, прибыло около 20 выпускников ХАИ. Среди них - А.П. Щелок, Б.Г. Резник, К.Н. Видута, В.П. Крамной, А.С. Кудря, Э.Г. Булавин, М.А. Савранский и другие молодые специалисты. Многие из них потом составили костяк творческих коллективов ОКБ и завода, возглавив крупные направления в их деятельности, определили деловой почерк предприятий. Виктора Михайловича принимал на работу заместитель директора завода П.В. Филоненко. В трудовой книжке Чуйко записано, что он принят на работу на завод № 478 инженером-конструктором в ОКБ. Через десяток лет ОКБ стало самостоятельной организацией, ОКБ-478 (это номер завода). Позже ОКБ получило свой п/я - 57. - Нас сразу же пригласили к Александру Георгиевичу, - рассказывал Виктор Чуйко. - С каждым прибывшим он разговаривал отдельно. Конечно, я волновался. Зашел в кабинет. И с первых мгновений, с первых же слов Ивченко мне стало спокойнее на душе - он как-то сразу расположил к себе. Меня растили так: поручали все более и более ответственные задания, а когда я их успешно выполнял, давали еще более сложные. Первым двигателем, над которым довелось трудиться Виктору Михайловичу - был АИ-20. Но в начале шестидесятых принципиально новым шагом для коллектива ОКБ А.Г. Ивченко стало создание двухконтурного двигателя АИ-25 с тягой 1500 кгс. Это был действительно важный этап в развитии предприятия. Главной проблемой на пути реализации воздушной системы для запуска двигателя АИ-25 было отсутствие в то время на борту самолета Як-40 соответствующего ему и двигателю АИ-25 легкого малогабаритного вспомогательного двигателя - источника сжатого воздуха. Благодаря высокой технической подготовленности и убежденности в своей правоте Виктору Михайловичу удалось убедить руководство предприятия взяться за разработку такого вспомогательного двигателя одновременно с разработкой двигателя АИ-25 и совместно предъявлять их на Государственные испытания. Таким образом, благодаря В.М. Чуйко, в разработке предприятия появился двигатель АИ-9, а следом - и его модификации АИ 9В и АИ9-3Б. С двигателя АИ-25 воздушная система запуска прочно вошла в жизнь и применялась на всех последующих разработках маршевых двигателей предприятия. Впоследствии новая система запуска ГТД нашла широкое применение на летательных аппаратах транспортной и пассажирской авиации, стала своего рода визитной карточкой ГП "Ивченко-Прогресс". Однажды Виктора Михайловича пригласил к себе генеральный конструктор А.Г. Ивченко. Виктор Михайлович не возражал: надо - значит, надо. Хотя в душе очень хотелось более самостоятельной работы. И это случилось: в июле 1964 года В.М. Чуйко был назначен вторым ведущим конструктором по двигателю АИ-25. - С тех пор для меня АИ-25 - самый любимый двигатель, - говорит В.М. Чуйко. - Во-первых, мы вместе с Константином Михайловичем Валиком - первым ведущим конструктором - координировали все работы по проектированию, испытаниям и внедрению его в серийное производство, вместе обеспечили завершение работ и испытания двигателя. Во-вторых, это - первый отечественный двигатель с повышенной степенью двухконтурности. До этого делали двигатели со степенью двухконтурности до 1, а здесь - 2,5. За работы по запуску этого двигателя Виктор Михайлович был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. К основным достоинствам АИ-25ТЛ относятся простота обслуживания и управления, высокая экономичность на всех режимах полета, надежность работы в различных климатических условиях. Темпы внедрения в производство этого двигателя были достаточно жесткие: 12 июня 1973 года двигатель прошел Государственные испытания, а через четыре месяца было налажено его серийное производство. - Когда я работал в ЗМКБ "Прогресс", первые зарубежные сертификаты в СССР были выданы именно запорожским двигателям. Они были признаны Итальянским и Западно-Германским Регистрами,- с особой гордостью вспоминает Виктор Михайлович. В конце 60-х годов началась массовая эксплуатация двигателей АИ-20, АИ-24, АИ-25 и их модификаций. В процессе эксплуатации новых силовых установок обнаруживались те или иные их дефекты. Поэтому В.А. Лотарев, сменивший на посту генерального конструктора А.Г. Ивченко, создал в ЗМКБ "Прогресс" отдел надежности. Туда Владимир Алексеевич включил всех ведущих конструкторов по всем серийным двигателям, а В.М. Чуйко назначил начальником отдела надежности, заместителем руководителя конструкторского бюро. При этом в Министерстве авиапромышленности утвердили назначение Виктора Михайловича ведущим конструктором по особо сложным объектам. Именно в тот период Виктор Михайлович принял самое непосредственное и активное участие в разработке и внедрении системы управления надежностью авиационных двигателей. Сегодня эта система действует во всей авиадвигателестроительной подотрасли. Обеспечение надежного запуска, существенное повышение ресурса (до 5000 часов) и надежности двигателя Аи-24 в серийном производстве и эксплуатации явились основой для присуждения В.М. Чуйко Государственной премии Украинской ССР в составе коллектива, в который вошли генеральный конструктор O.K. Антонов, генеральный директор Запорожского моторного завода В.И. Омельченко и другие. В ЗМКБ "Прогресс" В.М. Чуйко выделялся среди своих коллег масштабностью теоретического мышления и государственным подходом в решении тех или иных проблем, умением объединять научный анализ с потребностями практики. Не случайно В.А. Лотарев принял решение назначить Виктора Михайловича заместителем главного конструктора по серийному производству. - Есть мнение передать тебе сопровождение внедряющихся в серийное производство двигателей АИ-25, а также всех разработанных нами двигателей, - сообщил однажды Владимир Алексеевич, вызвав Чуйко к себе в кабинет. - Если что-то там не доделали наши конструкторы, будешь дорабатывать в серии.
В ЗМКБ "Прогресс" в каждом отделе организовали небольшую серийную бригаду. Чуйко - один из авторов этого предложения - был убежден: отрывать серийные бригады от конструкторских нельзя - они, так сказать, "закисают". Совсем иное дело, когда серийная бригада входит в состав отдела и его начальник отвечает за эффективность ее работы. На всех ступенях служебной лестницы Чуйко неизменно сопровождали такие незаменимые качества как высокий профессионализм, упорство в достижении цели, необыкновенный талант экспериментатора, который всегда в технических спорах умел аргументировано доказать истинные причины сбоев в эксплуатации тех или иных двигателей. Нет, это не значит, что Виктор Михайлович пренебрегал мнением коллег по работе. Наоборот. Когда Чуйко назначили заместителем главного конструктора по серийному производству, он тесно сотрудничал не только с конструкторами, но и с другими специалистами - технологами, металлургами, механиками, учитывая их опыт и предложения. Летом 1978 года заместитель министра Николай Александрович Дондуков вызвал Чуйко с докладом о проблемах внедрения в серийное производство новых двигателей ОКБ. В конце беседы Николай Александрович спросил: "Как Вы смотрите на перевод Вас в главк заместителем начальника по опытным работам?" - Конечно, мне было очень жаль уезжать из родного мне города, - откровенничает Чуйко, - из города, где родились мои дочери, где оставались мои друзья… - Просто как-то даже не по себе было... Ведь здесь я оставлял часть своей души. Может, поэтому потом никогда не терял связи с Запорожьем. Запорожское моторостроение, талантливые люди ОКБ и серийного завода и сегодня в моем сердце.
| ||