СОВРЕМЕННЫЕ ЖРД ОАО "НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко":
Современные жидкостные ракетные двигатели РД-171М, РД-180 и РД-191 относятся к семейству кислородно-керосиновых ЖРД с дожиганием окислительного газа, созданному на базе ЖРД РД-170/171. РД-170, РД-171 ЖРД РД-170/171 были разработаны в 1976-1987 гг. для РН "Энергия" и "Зенит" соответственно. Их разработка стала качественно новым шагом в создании ЖРД. Самый мощный в мире четырехкамерный ЖРД обладает наивысшим уровнем параметров и характеристик для двигателей данного класса, работает на жидком кислороде и керосине. Двигатель РД-170 для РН "Энергия" предназначен для многоразового использования: он был сертифицирован на 4-кратное использование в 1990 г., на 10-кратное использование - в 1992 г. Один из экземпляров двигателя был испытан на огневом стенде до 20 раз. Двигатель характеризуется высокой надежностью функционирования, ремонто- и контролепригодностью и имеет большой запас по ресурсу (не менее 5). Управление вектором тяги двигателя осуществляется благодаря созданию уникального сильфонного узла качания камер, работающего в зоне высокотемпературного газового потока. Двигатели прошли около 1000 огневых испытаний с общей наработкой свыше 100000 с. Эксплуатация двигателя РД-171 продолжилась в запусках РН "Зенит" с плавучего космодрома в районе экватора в Тихом океане (программа "Морской старт"). Первый запуск РН "Зенит-3SL" с двигателем РД-171 по программе "Морской старт" состоялся 28 марта 1998 г. В настоящее время НПО Энергомаш продолжает серийное производство ракетных двигателей РД-171М для ракет-носителей "Зенит" для возрождающейся программы "Морской старт" и программы "Наземный старт". Кроме того, двигатели РД-171М будут поставляться и в интересах Федеральной космической программы РФ. Серийное производство двигателя РД-171М, как и контрольно-технологические огневые испытания этих двигателей, осуществляется в НПО Энергомаш в Химках. РД-180 За работы по программе РД-180 в декабре 2003 г. сотрудникам предприятия Б.И. Каторгину, В.К. Чванову, С.С. Головченко, В.Н. Худякову, Ф.Ю. Челькису, В.И. Семенову присуждена Государственная премия РФ по науке и технике. Компания Локхид Мартин заявила в 1997 г. о намерении заказать не менее 101 двигателя РД-180 для использования в составе РН "Атлас 3" и "Атлас 5". Маркетингом и реализацией данного двигателя заказчику - компании ULA - совместному предприятию компаний Боинг и Локхид Мартин - с целью установки на ракетах семейства "Атлас" занимается совместное предприятие РД АМРОСС, созданное НПО Энергомаш и Пратт-Уитни (США). В США поставлено более 50 товарных двигателей, успешно выполнено 32 запуска РН "Атлас 3" и "Атлас 5" с двигателями РД-180 на первой ступени. РД-191 Разработка двигателя РД-191 началась в конце 1998 г. Этот двигатель с дожиганием окислительного газа предназначен для семейства отечественных РН "Ангара". Этот однокамерный кислородно-керосиновый двигатель, создаваемый также на основе конструкции узлов и элементов двигателей РД-170/171, является маршевым двигателем для унифицированного ракетного модуля первой ступени. Он отличается способностью глубокого дросселирования, уникальной для маршевых двигателей первой ступени. В течение 1999 г. была выпущена конструкторская документация, в 2000 г. начата автономная отработка агрегатов двигателя РД-191, завершена подготовка производства. В мае 2001 г. собран первый доводочный двигатель РД-191. Первое огневое испытание двигателя РД-191 проведено в июле 2001 г. Основной принцип программы огневых доводочных испытаний - малое число двигателей и большая наработка на каждом экземпляре с максимальным количеством измерений. 30 июля 2009 г. в НИЦ РКП было успешно проведено первое огневое испытание универсального ракетного модуля УРМ-1 с ЖРД РД-191 разработки ОАО "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко" в рамках программы создания РН "Ангара". Двигатель отработал в соответствии с циклограммой около 233 с, выйдя на режим 100% номинальной тяги (196 тс), а затем был дросселирован до 37,6% (73,7 тс). В ходе испытания было успешно проведено качание камеры сгорания, а также штатно функционировал блок сопел крена. Осенью 2009 г. было успешно проведено еще два огневых испытания этого же двигателя в составе УРМ-1 в НИЦ РКП в Пересвете. В ОАО "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко" успешно завершен этап межведомственных испытаний (МВИ) двигателя РД-191 - маршевого двигателя семейства РН "Ангара". Межведомственной комиссией (МВК), образованной совместным решением Космических войск Министерства обороны РФ и Федерального космического агентства, 17 мая 2011 г. подписан Акт МВК, в котором констатировано, что двигатель РД-191 успешно завершил стадию наземной отработки и пригоден для использования в составе семейства ракет-носителей "Ангара". Кроме того, рекомендовано присвоить конструкторской и технологической документации литеру О1, открывающую новому двигателю путь в серийное производство. К маю этого года проведено 120 огневых испытаний с общей наработкой 26892,4 с, включая три наземных испытания в составе ракетного блока УРМ-1. Максимальная наработка на одном двигателе составила 3635 с. Прототип двигателя РД-191 прошел два летных испытания в составе первой ступени корейской РН КСЛВ (время работы 375 с). Завершение отработки двигателя РД-191 - важнейший этап развития отечественного двигателестроения, демонстрирующий высочайший творческий потенциал коллектива НПО Энергомаш, а также всех ученых и специалистов двигателестроительной отрасли, принимавших участие в этой масштабной работе. 19 мая 2011 г. НПО Энергомаш поставлен в ГКНПЦ им. Хруничева первый товарный двигатель РД-191 № Д023, предназначенный для ЛКИ РН "Ангара 1.2". Впереди - этап летно-конструкторских испытаний в составе РН "Ангара 1.2." и "Ангара 5". Модернизация двигателя РД-171М, разработка двигателей РД-180 и РД-191 стали венцом многолетней работы НПО Энергомаш, подтверждением конструкторских возможностей КБ, сохранения традиций школы академика Глушко, технологических и производственных возможностей предприятия, способности на собственной испытательной базе проводить уникальные испытания двигателей в процессе их разработки, доводки и сертификации. Подтверждена сбалансированность и продуктивность всех структурных составляющих предприятия. В очередной раз НПО Энергомаш удалось организовать внутриотраслевую кооперацию, которая позволяет производить высокотехнологичную продукцию высочайшего качества с использованием только отечественных материалов и комплектующих. НПО Энергомаш не боится делиться частью работы с предприятиями отрасли, считая, что развитая, живая кооперация - не угроза конкуренции нашему предприятию, а разумная политика сохранения двигателестроительного направления космической промышленности Российской Федерации. Перспективы эксплуатации Итак, можно с уверенностью утверждать о дальнейшем продолжении эксплуатации описанных выше двигателей. Относительно эксплуатации двигателя РД-180 это подтверждается продолжением запусков РН "Атлас 5" в США, причем компания ULA провела ряд мер для увеличения ежегодных темпов запусков этой РН. В США рассматриваются варианты использования этой РН с двигателями РД-180 и в других космических программах, в том числе и для пилотируемых полетов. Как многие уже знают, было объявлено о проекте разработки новой перспективной РН России, запускаемой с нового космодрома "Восточный". Предусматривается использование на первой ступени этой РН "Русь-М" двигателей РД-180В. В настоящее время НПО Энергомаш подготовил материалы по двигателю РД-180В. Эти материалы направлены в ЦСКБ-Прогресс и Роскосмос. Что касается эксплуатации двигателей РД-191 в составе семейства РН "Ангара", то в конце прошлого года было сообщено о новых задержках по срокам начала летно-конструкторских испытаний РН "Ангара". Сейчас первое ЛКИ намечено на 2013 г. В частности это объяснялось воздействием мирового финансового кризиса и сокращением финансирования работ, связанных с созданием стартового комплекса для этих РН в Плесецке. Руководство Космическими войсками тем не менее уверено, что "…отставание по строительству ракетно-космического комплекса "Ангара" в Плесецке мы постараемся ликвидировать. Сейчас все вопросы решены, финансирование есть". Кроме того, как уже ранее сообщалось, ведутся работы по российско-казахстанской программе "Байтерек". Соглашение о создании совместного РКК "Байтерек" было подписано президентами России и Казахстана в 2004 г. Первоначально планировалось, что комплекс разместится на Байконуре на 200-й площадке, с которой ранее запускались РН "Протон". Осенью 2009 г. принято решение о выделении под совместный российско-казахстанский проект "Байтерек" бывшей стартовой площадки (250-й) ракетного комплекса "Энергия-Буран". Реализует проект совместное российско-казахстанское предприятие "Байтерек", которое принадлежит двум сторонам в равных долях, 50 на 50. На космодроме Байконур будет создан РКК с высоким уровнем экологической безопасности на базе новой российской РН "Ангара 5". Как уже было сказано ранее, на универсальных блоках первой ступени будут установлены двигатели РД-191 разработки ОАО "НПО Энергомаш". Таким образом, можно констатировать, что семейство мощных кислородно-керосиновых жидкостных ракетных двигателей на основе двигателей РД-170/171 разработки и производства ОАО "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко" находится в эксплуатации, имеет прочные и устойчивые планы продолжения эксплуатации в ближайшие годы и большие перспективы их эксплуатации и в отдаленном будущем. ОАО "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко" и сегодня остается мировым лидером в области разработки мощных жидкостных ракетных двигателей, поддерживая и укрепляя традиции, заложенные основателем и долголетним руководителем предприятия академиком Валентином Петровичем Глушко - основоположником отечественного жидкостного ракетного двигателестроения.
| ||