Поиск по сайту


ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ МИРОВОЙ АВИАЦИИ

Вячеслав Александрович Богуслаев,
председатель Совета директоров АО “МОТОР СИЧ”

 

 

Запорожское акционерное общество "МОТОР СИЧ" является одним из ведущих предприятий, реализующих полный цикл создания современных авиационных двигателей от маркетинговых исследований, разработки и производства, до сопровождения в эксплуатации и ремонта.

За годы своей деятельности предприятие завоевало уважение и авторитет среди заказчиков и успешно сотрудничает с ведущими фирмами ближнего и дальнего зарубежья.

Сегодня одним из приоритетных направлений деятельности АО "МОТОР СИЧ" является производство двигателя Д-436-148 для новых региональных самолетов семейства Ан-148.

Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-436-148 для пассажирских самолетов семейства Ан-148 является очередной модификацией Д-436Т1. Он соответствует современным требованиям ИКАО по эмиссии и обеспечивает уровень шума самолета Ан-148 ниже установленных норм. По своим характеристикам этот серийно выпускаемый двигатель не уступает зарубежным аналогам.

Для различных модификаций Ан-148 и других пассажирских и транспортных самолетов с двигателями семейства Д-436 на АО "МОТОР СИЧ" создан двухвальный вспомогательный газотурбинный двигатель АИ-450-МС. Он обеспечивает запуск маршевых двигателей, а также подачу сжатого воздуха и электроэнергии в бортовые системы самолета при неработающих маршевых двигателях.

Самолет Ан-148-100 в различных модификациях обеспечивает перевозку 80 пассажиров на дальность от 2 до 5,2 тысяч километров с высоким уровнем комфорта.

В настоящее время закончены работы по созданию 100 местной модификации Ан-148 - самолета Ан-158, который 28 февраля 2011 г. получил Сертификат типа АР МАК.

Сегодня конструкторы ГП "Антонов" выполняют проектные работы по созданию административной модификации - Ан-168 и транспортной - Ан-178. На все эти самолеты будут устанавливаться двигатели Д-436-148 и их модификации.

Всевозрастающая роль боевой авиации предъявляет повышенные требования, как к подготовке новых летчиков, так и к поддержанию летных навыков и тренировке пилотов строевых частей в применении авиационных средств поражения. В связи с этим учебно-тренировочные (УТС) и учебно-боевые самолеты (УБС) занимают важное место в ВВС любой страны.

Корпорация "Научно-производственное объединение "А. Ивченко", включающее АО "МОТОР СИЧ" и ГП "Ивченко-Прогресс", на протяжении 80 лет создает и производит двигатели для УТС и УБС.

Сейчас более трех тысяч самолетов этого типа с газотурбинными двигателями нашего предприятия эксплуатируются в 39 странах мира.

Продолжая эту традицию, мы в настоящее время участвуем в создании совместно с ГП "Ивченко-Прогресс" двигателей семейства АИ-222. Они обеспечивают максимальную тягу от 2200 до 3000 кгс, а при установке форсажной камеры - до 5000 кгс.

Сегодня начато серийное производство двигателя АИ-222-25 с максимальной  тягой 2500 кгс для учебно-боевого самолета Як-130, который поступает в центры подготовки пилотов ВВС России.

Модификации АИ-222К-25 (бесфорсажная) и АИ-222К-25Ф (с форсажной камерой) предназначены для двухдвигательного учебно-боевого самолета создаваемого китайской фирмой Hongdu Aviation Industrial (Group) Corporation (HAIC), получившего обозначение L-15.

20 октября 2010 г. совершил свой первый полет самолет модификации L-15 LIFT, предназначенной для обучения пилотов. В небо его подняли запорожские двигатели АИ-222К-25Ф.

В настоящее время летные испытания самолета и двигателя успешно продолжаются. Предполагается, что поставки самолетов семейства L-15 могут начаться в 2012 г.

В 2007 г. АО "МОТОР СИЧ" получило сертификат типа на новый вертолетный двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В, созданный конструкторами предприятия. Этот двигатель создан с целью повышения летно-технических характеристик вертолетов и их боевой эффективности, особенно при эксплуатации в высокогорных районах стран с жарким климатом. По своим характеристикам он соответствует современным техническим требованиям.

Для повышения безопасности однодвигательного полета введены режимы 2,5-минутной мощности, равной 2800 л.с, и режим 30-минутной мощности, равной мощности взлетного режима при боевом или эксплуатационном повреждении одного из двигателей.

Установка двигателей ТВ3-117ВМА-СБМ1В на вертолет позволяет повысить его скороподъемность, увеличить высоту практического потолка, а также сохранить высокие летно-технические характеристики вертолетов при установке на них пылезащитных и экранно-выхлопных устройств.

5 сентября 2007 г. АР МАК выдал АО "МОТОР СИЧ" сертификат типа на авиационный маршевый двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В.

В 2009 г. модернизированный вертолет Ми-24 с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В принят на вооружение МО Украины.

19 мая 2010 г. в г. Конотоп на ГП "Авиакон" состоялись летные испытания Ми-8МТВ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В. В ходе испытания вертолет поднялся на высоту 8,1 км за 13 мин. Это является мировым рекордом для этого класса вертолетов.

ТВ3-117ВМА-СБМ1В является наглядным примером того, как эволюционный путь поэтапной модернизации базового двигателя путем внедрения новых технических решений, позволяет существенно продлить жизнь двигателя за счет приведения его технических и эксплуатационных характеристик в соответствие с современными и перспективными требованиями разработчиков летательных аппаратов и эксплуатантов.

Учитывая тенденции на рынке самолетов, а также необходимость расширения номенклатуры продукции в 2006 году АО "МОТОР СИЧ" приступило к созданию газотурбинных двигателей семейства МС-14 класса мощности 1500 л.с. на базе турбокомпрессора двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1. Для управления двигателем используется электронно-гидравлическая система регулирования, управления и контроля с полной ответственностью электронной части (FADEC).

Двигатели МС-14 удовлетворяют требованиям авиационных правил АП-33.

Турбовинтовую модификацию двигателя МС-14 планируется использовать в качестве силовой установки самолетов местных воздушных линий Ан-3-300. Возможно использовать этот двигатель также в силовых установках самолетов Ан-38, Бе-132МК и др.

Сегодня в мире повышенным спросом пользуется малая авиация. Делать то, что требует рынок - это залог успеха и процветания предприятия. Поэтому АО "МОТОР СИЧ" активно участвует в проводимых ГП "Ивченко-Прогресс" работах по созданию малоразмерных турбовальных двигателей семейства АИ-450 с мощностью на взлетном режиме 450…600 л.с.

На 10-м Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011 будут представлены новые модификации двигателя АИ-450 - это АИ-450М с мощностью на взлетном режиме 400 л.с. для ремоторизации вертолетов Ми-2, и турбовинтовой двигатель АИ-450С, который может устанавливаться на перспективные учебно-тренировочные самолеты типа Як-152 и Су-49.

Учитывая изменение конъюнктуры мирового вертолетного рынка, наше предприятие ведет работы по созданию семейства турбовальных двигателей нового поколения - МС-500В в классе взлетной мощности 600...1000 л.с, предназначенных для установки на вертолеты различного назначения со взлетной массой 3,5...6 т.

По прогнозам экспертов сектор рынка вертолетов этого класса, благодаря их универсальности, будет одним из самых перспективных в ближайшие годы.

Разработка двигателей семейства МС-500В ориентирована на создание перспективных конкурентоспособных с зарубежными аналогами, надежных, легких и экономичных двигателей с малой стоимостью жизненного цикла.

Сейчас ведется стендовая отработка газодинамических параметров и доводочные работы на газогенераторах и полноразмерных двигателях. На АО "МОТОР СИЧ" изготовлен также ряд специальных стендов для поузловой доводки и проведения сертификационных работ.

В настоящее время в мировой практике широко применяется принцип создания семейства двигателей на основе базового газогенератора, что обеспечивает получение экономических преимуществ на всех этапах жизненного цикла двигателей. Поэтому при проектировании двигателя МС-500В были использованы конструктивные решения, призванные в дальнейшем дать возможность создания на его базе перспективных двигателей других типов и назначения. Это - турбовинтовые и двухконтурные двигатели для небольших административных самолетов и самолетов авиации общего назначения, вспомогательные двигатели, газотурбинные приводы и т. п.

Самым большим вертолетным двигателем, который производится АО "МОТОР СИЧ", является двигатель Д-136. Он обеспечивает мощность на максимальном взлетном режиме 11400 л.с. и по этому параметру не имеет конкурентов в мире. Д-136 эксплуатируется на самых грузоподъемных в мире вертолетах Ми-26.

В настоящее время конструкторами ГП "Ивченко-Прогресс" разрабатывается проект модернизации двигателя Д-136. Новый двигатель получил обозначение Д-136-2, и будет обеспечивать мощность на максимальном взлетном режиме 11500 л.с., которая будет поддерживаться до +50 °С. Вводится также чрезвычайный режим мощностью 14 500 л.с. Двигатель Д-136-2 предназначен для использования в проекте модернизации вертолетов Ми-26Т. Серийно новый двигатель будет производиться на АО "МОТОР СИЧ".

АО "МОТОР СИЧ" имеет большой опыт работы с предприятиями ближнего и дальнего зарубежья и может предложить рынку широчайший спектр современных двигателей для самолетов и вертолетов.

Наша цель - производить долговечные и надежные изделия, в полной мере удовлетворяющие требованиям заказчиков и создающие максимальные удобства потребителям. Мы стремимся к дальнейшему укреплению сложившегося позитивного имиджа нашего предприятия, характеризующего "МОТОР СИЧ" как надежного делового партнера.

АО "Мотор Сич"
Украина, 69068, г. Запорожье,
пр. Моторостроителей, 15,
тел. (38061) 720-48-14
факс (38061) 720-50-00
E-mail: motor@motorsich.com
www.motorsich.com