Поиск по сайту


СОВРЕМЕННАЯ САУ ВЕРТОЛЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ

 

 

Предприятие ОАО "СТАР" является разработчиком и серийным изготовителем комплексных электронно-гидромеханических САУ для авиационных двигателей самолетов и вертолетов гражданского и военного назначения. За более чем 65-летнюю историю предприятия на нем разработаны и внедрены в серийное производство системы управления двигателями для более чем 50-ти типов летательных аппаратов (Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ту-154М, Ил-76, Ил-62М, МиГ-31, Ту-204, Ил-96-300, Ми-6, Ми-8, Ми-14, Ми-17, Ми-24, Ми-28, Ка-32, Ка-50, Ка-60 и многих других). Агрегаты САУ имеют общую наработку более 100 млн ч.

Предприятие обеспечивает разработку конструкторской документации систем управления, изготовление опытных партий агрегатов для обеспечения испытаний и доводки двигателей и летательных аппаратов, проведение сертификационных испытаний, предусмотренных отраслевыми и государственными стандартами РФ на собственных стендах и испытательных стендах специализированных предприятий. Серийно изготавливает и поставляет агрегаты САУ собственной разработки. Кроме того, ОАО "СТАР" принимает участие в освоении серийными заводами производства разработанных агрегатов и осуществляет авторский контроль за серийным производством.

При разработке систем управления предприятие обеспечивает полный цикл разработки, включая проектирование и изготовление агрегатов САУ, разработку, доводку и интеграцию с аппаратной частью электронных регуляторов программно-алгоритмического обеспечения, интеграцию электронной части САУ с гидромеханическими агрегатами и с системами самолета или вертолета.

Одним из основных направлений деятельности предприятия является разработка, изготовление опытных и серийных агрегатов САУ турбовальных двигателей. На всех модификациях двигателя ТВ3-117, который является одним из самых массовых в мире, устанавливается аппаратура разработки ОАО "СТАР". За период эксплуатации двигателя изготовлено более 30 тыс. комплектов агрегатов, суммарный налет составляет около 30 млн часов. ОАО "СТАР" является первым и пока единственным предприятием на территории стран бывшего СССР, разработавшим и сертифицировавшим САУ вертолетного двигателя (РД-600В) с электронным цифровым агрегатом с полной ответственностью (типа FADEC). Разработка была проведена в 2003 г., двигатель предназначен для вертолета Ка-60 (Ка-62).

Основываясь на своем опыте и работая в рамках создаваемого центра технической компетенции ОДК по САУ ГТД, ОАО "СТАР" в настоящее время разрабатывает САУ турбовальных двигателей, отвечающую всем современным требованиям.

Современному вертолету необходим современный турбовальный двигатель. А современный турбовальный двигатель - это не только низкие удельные расходы, большая мощность на выводном валу в широком диапазоне температур и т.д., но и современная САУ. Каким характеристикам должна удовлетворять современная САУ турбовального двигателя?

Специалисты ЦИАМ, фирм-разработчиков вертолетов, представители Министерства обороны РФ выделяют следующие моменты:

1. Наличие в составе САУ электронного цифрового регулятора с полной ответственностью (FADEC).
2. Наличие в составе САУ мощной системы диагностики и оперативного контроля состояния двигателя для обеспечения эксплуатации двигателя по техническому состоянию.
3. Передача оперативной и зарегистрированной информации о состоянии двигателя на борт в цифровом виде.
4. Отсутствие в составе САУ импортной комплектации.

Дополнительно, исходя из своего опыта, ОАО "СТАР" расширяет требования к современной САУ:

1. Высокая надежность электронной части САУ, которая должна позволить уже сейчас исключить из состава САУ гидромеханический регулятор частоты вращения несущей системы, а в ближайшей перспективе исключить резервный гидромеханический регулятор в принципе.

Используются разнообразные методы достижения этой цели: архитектура построения САУ двухдвигательной силовой установки, работающей на одну несущую систему, применение алгоритмов парирования отказов (включая встроенную математическую модель двигателя, работающую в реальном времени), применение высоконадежного многоканального электронного агрегата распределенной архитектуры.

2. Электронная часть САУ измеряет мощность двигателя на выводном валу через измерение его угла закрутки. На основании этого замера реализован регулятор мощности двигателя и функция синхронизации режима работы двухдвигательной силовой установки.

3. САУ обладает повышенными ресурсными показателями и должна быть пригодна к эксплуатации по техническому состоянию. С учетом специфики основных регионов эксплуатации вертолетов российского производства (жаркий и влажный климат, низкое качество авиационного керосина, удаленность от заводов-изготовителей/ремонтных баз) данное качество все более и более приобретает коммерческие черты и формирует будущие перспективы российской авиационной техники.

Исходя из вышеназванных и многих других требований, ОАО "СТАР" разработало новую перспективную, современную, базовую САУ для турбовальных двигателей в диапазоне мощностей 500…4000 л.с. На данный момент уже изготовлен опытный образец FADEC, который проходит заводские испытания, готовится к производству гидромеханическая часть САУ. Поставка 1-го комплекта на двигатель ожидается в июле 2011 года.

Российские вертолеты востребованы в мире. Вертолетные двигатели с новой САУ поднимут их эксплуатационную пригодность: улучшат технические характеристики, помогут организовать сопровождение всего жизненного цикла изделия на современном уровне. ОАО "СТАР" уверенно смотрит в будущее и продолжает развивать направление систем автоматического управления турбовальных двигателей.

 Россия, 614990, Пермь
ул. Куйбышева, 140А

Тел.: (342) 249-1984
Факс: (342) 269-2646

E-mail: star@ao-star.ru

 

.