Поиск по сайту


ДВАДЦАТЬ ЛЕТ, КАК МЫ В АССАДе

О роли ЦИАМ в создании АССАД и роли АССАД
в сохранении российского авиадвигателестроения

Дмитрий Александрович Боев, помощник генерального директора ЦИАМ

Перестроечный преобразовательный зуд охватил Страну (тогда ещё Советов) с середины 80-х годов ХХ века. В плане сказанного сотрудники министерств и аппарата управления чуть не вслух объявлялись основными "командно-административными барьерами" на пути прогресса. Администрирующими органами страны постоянно проводилось сокращение руководящего аппарата министерств. Эта деятельность была столь последовательна и целеустремленна, что целый ряд успешно работающих направлений промышленности страны фактически прекратили свое существование как отрасли. Мы лишились микробиологической промышленности, радио, электронной, авто, химической, строительной, пищевой и еще целого ряда других. Это подавалось как достижение (уход "слабых звеньев" с рынка): примат рыночной экономики не подвергался сомнению и то, что на большинстве предприятий, которые еще работали, хозяевами стали их иностранные конкуренты, трактовалось как успех совместной деятельности. В таких условиях управлять столь огромным хозяйством, как Авиапром, стало уже физически невозможно. Для этого просто не хватало рук оставшихся в сократившихся как шагреневая кожа министерствах.

При этом в прессе, на телевидении и даже в высказываниях официальных органов нашей страны стала назойливо проскакивать мысль о том, что отечественная оборонная промышленность непродуктивна и даже где-то обуза для бюджета, что поддержание ее деятельности сильно нагружает экономику, ничего не давая взамен. Это были совершенно голословные утверждения, прямо обратные истинному положению вещей: практически все новации, позволяющие развиваться нашей промышленности, первоначально разрабатывались и опробовались в "оборонке". Однако часто повторяемые, такие мысли способны были повлиять и на настроение масс, и на выработку решений управленческих органов. Исходя из этих соображений, был проведен ряд действий руководством оборонной промышленности. Среди них - организация серии экспозиций, раскрывающих истинное положение вещей (ранее весьма неясное в силу действующего режима секретности предприятий оборонпрома) перед широкими массами жителей страны, нашими зарубежными партнерами и возможными инвесторами. В это время появились выставки серий "конверсия", "высокие технологии", "наука" и еще целый ряд подобных, проводившихся как в Москве - на ВДНХ, выставочном комплексе на Красной Пресне, Сокольниках, так и в других городах. Специально для обеспечения этих мероприятий был организован на ВДНХ выставочный комплекс (ВК) "Наука" во главе с Евгением Николаевичем Островским.

Одна из таких экспозиций - выставка "Авиадвигателестроение-90", проведённая по решению Минавиапрома (МАП). Непосредственным организатором выставки - в период привлечения к ней и подготовки предприятий, никогда ранее открыто не демонстрировавших свои наработки в экспозиции, и во время проведения - выступили специалисты двигательного главка МАП во главе с заместителем министра Виктором Михайловичем Чуйко. Формировать экспозицию поручили ЦИАМ им. П.И. Баранова - головному институту двигателестроительной подотрасли МАП. В институте эту работу возглавил заместитель начальника по науке Владимир Аристархович Сосунов, а начальник отдела стандартов ЦИАМ Абай Сергеевич Маурин стал директором этой выставки. Он привлёк к работе по организации выставки своего заместителя Владимира Петровича Железнова и многих специалистов института. А отдел научно-технической информации ЦИАМ, руководимый Дмитрием Павловичем Войтенко и Лидией Владимировной Рождественской, стал информационным центром подготовки экспозиции. От министерства подготовкой и проведением выставки занимался Владилен Никифорович Разумовский, действующий с привлечением сотрудников аппарата министерства.

Выставка, шедшая под популярным в начале 90-х конверсионным лозунгом "Двигателестроение - народному хозяйству", стала самой длительной выставкой отечественного авиадвигателестроения, она продолжалась на ВДНХ практически месяц. Интерес к ней превзошел самые смелые ожидания устроителей: отечественные и иностранные СМИ пребывали на экспозиции постоянно, её посетили все официальные лица советского правительства и иностранных представительств, аккредитованных в Москве. Поток посетителей не иссякал до дня закрытия. Их прошло свыше 100000 человек. Выставка с блеском выполнила основную задачу, поставленную перед ней МАП: показать, что оборонка вообще и двигателестроение в частности не "сидят на шее" у государства, а являются наиболее прогрессивной частью отечественной промышленности. Скажем, выяснилось, что собственно двигатели - военные и гражданские - занимают у отрасли 47% продукции, а 53% - технически сложная продукция общегражданского назначения (как их тогда называли "товары народного потребления") и двигатели для газоперекачки, энергетики, пожаротушения. Результаты работы предприятий оборонпрома позволяли нашему хозяйству оставаться на современном уровне (и во многом его определять) в то время, когда в мире существовали всякого рода запреты на передачи технологий, списки КОКОМ и прочие барьеры (оставшиеся от "холодной войны"), мешающие совместной деятельности. По результатам работы стало ясно, что на основе собранной команды экспонентов и наработанного опыта демонстрации возможно и в дальнейшем эффективно проводить совместную деятельность.

Опыт организации предприятий подотрасли для совместной деятельности в общих интересах и успехи проведенной выставочной деятельности привели к резонному выводу: предприятия подотрасли имеют огромный ресурс саморазвития. Стало видно, что отрасль достаточно пронизана "горизонтальными" связями между предприятиями для совместного производства конечной продукции - двигателя. Отсюда понятно, что необходим некий координирующий центр, чтобы совместно противостоять внешним дезинтегрирующим факторам - как экономическим, так и административным. С 1989 года в МАП начата деятельность по созданию объединенной структуры. Министр авиационной промышленности Аполлон Сергеевич Сысцов поручил заниматься этой работой своему заместителю Виктору Михайловичу Чуйко. Руководители предприятий, которые решили присоединиться к будущему объединению, с регулярностью примерно раз в месяц собирались в ЦИАМ имени П.И. Баранова и обсуждали аспекты и вопросы будущей совместной деятельности. Вёл эти встречи начальник ЦИАМ Донат Алексеевич Огородников. Многие руководители подразделений института и его ведущие сотрудники принимали участие в этих заседаниях. Примечательно, что, несмотря на территориальные преимущества отраслевого института и постоянное присутствие ведущих сотрудников министерства, все обсуждения происходили в исключительно демократической, деловой обстановке.

Увязка взаимных интересов заняла около года. Прорабатывались также идеи организации корпорации, консорциума участников и др., но в конце концов пришли к тому, что формой совместной деятельности должна быть именно ассоциация. Выбрана была именно такая форма свободной ассоциации производителей и потребителей высокотехнологичной продукции: авиационных моторов. Ассоциация позволяла ее членам выступать совместно перед любыми внешними организациями, увязывала интересы своих членов, не навязывая им своих условий существования. 7 февраля 1991 года в клубе объединения им. Чернышёва собрали представителей 58 предприятий СССР: КБ, серийных заводов, НИИ и подписали учредительные документы. Процесс регистрации занял ещё некоторое время. И 31 мая 1991 года новая международная ассоциация "Союз авиационного двигателестроения" была зарегистрирована. При желании, можно считать это, как сказали бы сейчас, "откликом профессионалов-производственников конкретной отрасли на непрофессиональные действия административного управления в масштабах государственных".

АССАД занимается как увязыванием взаимных интересов входящих в неё организаций, так и аналитическими вопросами возможности применения сил своих участников с целью наибольшей эффективности этого рода деятельности. Генеральная дирекция АССАД принимала участие во всех мероприятиях, затрагивающих интересы своих участников, отстаивала их в переговорах различного уровня: как внутри страны, так и за рубежом. Предложения о возможностях предприятий - членов АССАД направлялись Президенту и в Правительство РФ, что, скажем, привело к выпуску в 1993 году Постановления правительства "О дополнительных мерах по развитию авиационного двигателестроения России". Очевидно, организаторы Ассоциации правильно предугадали, что такая относительно свободная форма взаимодействия определила живучесть АССАД: уже не раз сменилась структура взаимодействия государственных органов, ушли в небытие министерства, сменилась сама форма государственного устройства, поменялись многие из подписавших первый договор о создании организации (сменилось в том числе и руководство ЦИАМ - сохраняя деловое отношение к АССАД), а Ассоциация живет, к удовольствию своих членов, которых сейчас насчитывается около сотни.

Вторая из выставок серии "Двигатель", которая была проведена уже созданной совместными усилиями АССАД, была проведена в 1992 году. Она проходила под девизом "Двигатели в воздухе, на земле и на воде". Кроме авиационных экспонировались автомобильные, тракторные, танковые, судовые и другие газотурбинные двигатели. Центром экспозиции был раздел ЦИАМ, где впервые был показан гиперзвуковой двигатель совместной разработки многих предприятий отрасли. Эта выставка была уникальна еще и по включенному в состав экспозиции историческому разделу. Его специально готовили совместно с историками ИИЕТ (Ю.С. Воронков и др.) сотрудники ЦИАМ (Д.А. Боев и др.). Поршневые самолетные двигатели времен Второй мировой войны выставляли: французский Музей SNECMA, немецкий музей BMW, Монинский музей ВВС СССР. Из фондов последнего демонстрировался и единственный сохранившийся в целости экземпляр первого двигателя А.М. Люлька ТР-1. Такой экспозиции не удавалось собрать ни до того, ни после. В целом выставка вышла за грань авиационной отрасли, сохранив двигателестроительную направленность. Правда, в то время это были все же газотурбинные двигатели. Влияние ЦИАМ на характер всех дальнейших экспозиций будет прослеживаться и во всех следующих "Двигателях", показывая особое положение в отечественном двигателестроении, приданное этому институту ещё при его создании. Деятельное участие ведущего научно-исследовательского института отрасли во всех сторонах работы Ассоциации - одна из гарантий успешной перспективной работы.

Организаторами выставок с самого начала было принято, что одновременно с выставкой проходят научно-технические симпозиумы. Широкий круг специалистов отрасли участвует в них. В качестве организатора симпозиумов постоянно выступает ЦИАМ, обеспечивая научную состоятельность мероприятий и их обоснованность.

И отдельно хочу добавить, что идея выпускать журнал "Двигатель" созрела в головах редакции после почти десятилетнего весьма плотного участия в выставках "Авиадвигателестроение", "Двигатели" и сотрудничества с АССАД. Мало того, после организации Ассоциации мне самому, как сотруднику ЦИАМ и руководителю небольшой, но очень активной тогда организации "Аэроспейсинформ", довелось довольно длительное время исполнять роль её информационного отдела.

Наконец, самое, пожалуй, мистическое: последним редактором журнала "Двигатель" в феврале 1917 года был инженер Сергей Маурин, а первым руководителем выставки "Двигатель" (как раз и привлекшим меня к этой работе) был упомянутый уже здесь начальник отдела ЦИАМ А.С. Маурин.

Всё неспроста: бывают же такие совпадения!