УДК 316.776.32
Борис Михайлович Кузнецов, аспирант ГОУ ВПО МГТУ "Станкин"
Статья посвящена проблемам влияния массовой коммуникации и Интернета на социокультурную жизнь современной молодёжи, в ней проанализировано воздействие современных средств массовой информации на процесс социализации молодёжи. The article is devoted to problems of influence of mass communication and Internet on social and cultural life of modern youth; the influence of modern mass media on process of youth' socialization is analysed. Ключевые слова: массовая коммуникация; социокультурная жизнь молодёжи; средства массовой информации, Интернет, медиакультура. Key words: mass communication; social and cultural life of youth; mass media; Internet; media culture. В каждом обществе средства массовой коммуникации являются как конструктивным, так и деструктивным средством формирования массового сознания, ценностных ориентаций, политических и общегражданских установок молодого поколения. В последнее десятилетие в России, как и во всем мире, интенсивное развитие электронной информационной технологии внесло существенные коррективы во влияние традиционных СМИ на молодежь: в аспекте тематического содержания характер информационного воздействия на молодежь из массового преобразуется в индивидуализированный; возможности традиционных СМИ директивно определять направленность и содержание информационного потока в адрес молодежи как пассивного объекта непосредственного воздействия уступают место избирательности, при которой характер коммуникации уже во многом определяется не источником, а потребителем; то есть объект пассивного восприятия информации трансформируется в субъект активного выбора информации, а традиционные СМИ - в агента удовлетворения информационных запросов молодежи; степень информационной свободы нового поколения увеличивается "семимильными шагами" благодаря интенсивному развитию и широкому распространению электронных технологий: компьютера, Интернета, мобильного телефона, мобильных электронных носителей информации; в результате резко уменьшается потенциал государственных институтов в формировании массового сознания, мировоззрения молодого поколения. В качестве источника информации для молодежи лидерство сохраняется за центральным телевидением, однако на второе место выходит Интернет и лишь за ним следует региональное телевидение, но и его "подпирает" авторитетность в глазах молодежи неформальных источников информации - родственников, друзей, коллег по работе или учебе. В удовлетворении информационных интересов молодежи пресса и радио отодвинулись на третий план, а зарубежные источники информации вообще играют мизерную роль. Несколько иная картина складывается при оценке молодежью степени доверия информации, сообщаемой различными источниками. Здесь неоспоримое первенство принадлежит центральному телевидению, после чего с большим разрывом и примерно одинаковым "рейтингом" следуют неформальные источники, Интернет и региональное телевидение. Ещё ниже доверие информации, сообщаемой прессой и радио. Результаты исследования свидетельствуют, что наличие или отсутствие у молодежи доступа к компьютеру или форма доступа существенно влияют на пользование Интернетом, но совсем не влияют на пользование каналами центрального и регионального телевидения. Процент использующих Интернет как источник информации очень высок среди студентов вузов, технической интеллигенции, предпринимателей и учащихся школ. Среди молодежи, активно интересующейся политикой, доля регулярно пользующихся Интернетом как источником информации составляет 71%, а доля пользующихся центральным телевидением - 91%. Среди интересующихся политикой доля регулярно пользующихся Интернетом составляет 60,4% (центральным телевидением - 90,6%), среди не интересующихся политикой - 32,1% (центральным телевидением - 64,6%). Возможность пользоваться компьютером сегодня есть у не менее 80% молодежи в возрасте 14-30 лет, в том числе 70% имеют компьютер дома, 10% имеют доступ к компьютеру по месту работы, учебы и 2-3% - в интернет-кафе, клубе. Дома имеют компьютер прежде всего самые молодые, а также предприниматели, учащиеся школ, студенты вузов, инженерно-техническая интеллигенция, студенты техникумов, профессиональные военные, гуманитарная интеллигенция. Доля молодежи в возрасте 14-30 лет, с той или иной частотой пользующейся Интернетом, очень велика - 73,3%. Делают это практически ежедневно - 38,9%, несколько раз в неделю - 21,2%, несколько раз в месяц - 7,7%, не менее раза в полгода - 5,5%. Из приведенных данных следует, что часто пользуются Интернетом не менее 60% молодежи в возрасте 14-30 лет. Естественно, этот показатель значительно выше у тех, кто имеет дома компьютер - 78%; среди тех, кто пользуется компьютером на работе - 61%, в интернет-кафе, клубе - 14%. Доля часто пользующихся Интернетом среди юношей - 61,2%, девушек - 58,9%. Два основных мотива пользования Интернетом: для контакта с друзьями, знакомыми - 71,2% и для учебы - 51,3%. Велика также доля тех, кто знакомится с актуальной информацией, в том числе политической и экономической - 35,5%. Интернет используется молодежью и для игр (37,2 %), для работы (35,2 %), контактов с незнакомыми пользователями (17,9 %). Доля пользующихся Интернетом для ознакомления с актуальной информацией велика среди той молодежи, которая активно интересуется политикой - 63,1 % . Среди следящих за политическими событиями время от времени этот показатель составляет 40 %, среди не проявляющих интерес к политике - 19,6 %. Пользуются Интернетом в учебных целях, равно как и для игр, прежде всего учащиеся. Высокий интерес к актуальной информации в Интернете проявляют студенты вузов - 40,1%, представители технической интеллигенции - 50,6%, гуманитарной интеллигенции - 52,5%, профессиональные военные - 52,6%. По признанию большинства молодежи (73,6%), для них Интернет сегодня - это источник обогащения знаний по различным проблемам. Для многих важна также рекреационная роль Интернета как средства отвлечения от повседневных забот и проблем (39,7%). Важную роль играет Интернет в расширении межличностной коммуникации молодежи (39,5%) и для знакомств (33,9%). В спектре мотивов пользования Интернетом - гарантия информационной свободы личности - 17,9%, доступа к культурным ценностям - 15,8%, средство самовыражения - 13,5%, средство для дискуссий, споров по политическим проблемам - 6,9 %. Для нынешней российской молодежи Интернет однозначно не является средством мобилизации идеологических соратников для проведения митингов, выступлений - в этих целях стремятся использовать его 0,6% опрошенных. Ценность для российской молодежи Интернета подтверждена распределением ответов на вопрос: "При единственно возможном выборе из пяти источников информации, что бы Вы выбрали?". Предпочтение Интернету отдали 47%, телевидению - 47,8%, газетам - 2,5%, радио - 2,1%, а журналам - 0,6%. Среди молодежи, активно интересующейся политикой, выбрали бы Интернет 62,8%, а телевизор - 28,3%. Из числа имеющих дома компьютер выбрали бы Интернет 59,8%, а телевизор - 36,8%; из числа пользующихся Интернетом ежедневно соответственно 79,4% и 17,7%. В начале XXI века происходят существенные трансформации социальной реальности, обусловленные активным проникновением в общественные процессы новых информационных технологий. Интернет приобретает всё большую значимость у самых молодых, что свидетельствует о нарастании новых информационно-коммуникационных традиций у будущего поколения. Для молодых пользователей в возрасте 16 лет и чуть старше Интернет сегодня становится основным и наиболее важным источником информации. По данным зарубежных экспертов, в США Интернет по значимости для молодежи превосходит любые другие источники информации, даже личные, притом, что важность всех других источников остается примерно на том же уровне или даже падает. Чем больше время работы в Интернете, тем выше доверие молодежи к Сети, и ниже к другим медиа. Если среди тех, кто только начинает пользоваться Интернетом, важность этого медиа для себя отметили лишь 47,4% опрошенных молодых людей, то среди тех, кто пользуется Сетью полтора года и больше, их доля выросла уже до 92,4%. Интернет по степени влияния на аудиторию сегодня оказывается вдвое эффективнее телевидения и в 4 раза выше, чем печатные СМИ в таких странах, как Великобритания, Франция и Германия. Современное общество, обогащённое информационными технологиями, дает большое количество возможностей для реализации жизненных планов индивидов. Интернет в большей степени способен обеспечить возможность познания поликультурного мира, повышения образовательного уровня, расширения кругозора. Виртуальное пространство позволяет индивиду реализовать потребность в самоутверждении, личностной самопрезентации, приверженность моде, желание не отстать от других. Ведение блогов и чатов, дневника в Интернете, размещение своих фотографий также можно рассматривать как социальное позиционирование субъекта, а с другой стороны - как желание принадлежать к определенной группе, быть включенным в эту группу. Литература 1. Жилкин В.В. Генезис теорий информационного общества: методологический аспект // Формирование профессиональной культуры специалиста XXI века в техническом университете. Часть 3. Коммуникативное пространство профессиональной культуры: Коммуникативные стратегии информационного общества: Труды 8. Связь с автором: asp.rant@gmail.com
| ||