Поиск по сайту


УДК 316.444.52
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СТАНОВЛЕНИЕ И СТАТУТНОСТЬ

Василий Иванович Алешин, профессор ГОУ ВПО МГТУ "Станкин", к.ф.н.

 

Статья посвящена проблемам инженерного образования в мировой истории, советской и российской современности, обосновывает статусность современных элитных учебных заведений как ключевых субъектов экономического развития.

The article is devoted to problems of education of engineers in the world history, as well as in Soviet and Russian modernity, and establishes the status of modern elite high schools as key agents of economic development.

Ключевые слова: инженерное образование; элитное образование; инженерно-технические вузы; технологические решения; управленческие решения.

Keywords: education of engineers; elite education; engineer and technical high schools; technological decisions; management decisions.

Новые условия существования человечества в XXI веке настоятельно требуют скорейшего перехода к стратегии развития общества на основе широкомасштабного использования научных знаний и создаваемых на их базе высокоэффективных технологий. При этом приоритетное развитие должны получить фундаментальные знания о законах природы и общества, об основных свойствах информации и информационных процессов, выполняющие функцию катализатора практически всех направлений научно-технического, социально-экономического и интеллектуального прогресса общества.

В России общие основания делу инженерного образования заложил Петр Великий. Елизавета Петровна и Екатерина II поддержали и укрепили начатое Петром. Николай I в иных исторических условиях, после страшных государственных потрясений конца XVIII - начала XIX века, коренным образом перекроивших политическую карту Европы и Америки, в преддверии серьезных социальных изменений в России создал основы современной Российской высшей технической школы. Достаточно указать на основанные им три действительно инженерных вуза: Санкт-Петербургский технологический институт (1828), Московское высшее техническое училище (1830) и Институт гражданских инженеров в Петербурге (1842), что вместе с созданными ранее Петербургскими горным (Екатерина II, 1773), лесным (Александр I, 1803) и путейским (Александр I, 1809) институтами полностью перекрыло весь массив известных тогда инженерных специальностей.

Все они были основаны и долгое время функционировали как средние по сути своей учебные заведения, готовившие квалифицированных руководителей производственного процесса среднего звена управления - техников и мастеров, как бы мы сказали сегодня. Характерно, что ставшее впоследствии знаменитым Московское высшее техническое училище было основано именно как ремесленное училище "для подготовки искусных мастеров с теоретическими сведениями". Последнее оказалось очень важным, так как позволило этому (с 1868 г.) Императорскому техническому училищу создать великолепную научно-методическую школу подготовки инженеров, стать подлинно элитным техническим университетом.
Дело в том, что во второй половине XIX века инженерное дело во всем мире развивалось по пути все нарастающей дифференциации специализаций инженеров. Это сопровождалось резким увеличением спроса на инженерный труд вообще и соответственно значительным ростом числа инженерных вакансий. Рынок труда, прямолинейно понимаемая экономика настоятельно требовали прекратить подготовку инженеров широкого профиля, требовали перейти к узкопрофильной, моноотраслевой подготовке инженеров. Московское высшее техническое училище не пошло по этому, как бы легкому пути, предпочитая готовить широко образованных инженеров в тесной связи глубокого теоретического обучения с практическими занятиями, с самостоятельным лабораторным, а то и натурным экспериментированием.

Результат хорошо известен: МВТУ, ныне Государственный технический университет, являет собой пример того, каким должен быть элитный инженерный вуз. Имена Н.Е Жуковского, А.Н. Туполева, В.Г. Шухова, С.П. Королева, С.А. Лебедева, прямо ассоциируемые с МВТУ, говорят о многом.

Элитный и, что особенно важно, находившийся вне сферы администрирования Министерства просвещения, а подчинявшийся министру финансов политехнический институт был нужен России, и он был создан.

В своих воспоминаниях С.Ю. Витте с известной горечью пишет о тех трудностях, которые пришлось ему преодолеть, чтобы "провести это великолепное учреждение", что удалось "только благодаря (его) влиянию, которым (он) в это время пользовался как у Его Величества, так и в Государственном Совете". Но доклад, коим "министр финансов приемлет долг всеподданнейше испрашивать Его Императорского Величества соизволения", хорошо мотивирован, краток, выразителен и конкретен. Государь согласился со своим министром, ученый мир поддержал их обоих.

Учрежденный в 1899 г. институт реально открылся в 1902 г. Он славен в истории наших научных и инженерных достижений. Достаточно назвать имена академиков А.Н. Крылова, А.Ф. Иоффе, Д.В. Скобельцина, Н.Н. Семенова, П.Л. Капицы, И.В. Курчатова, Ю.Б. Харитона, Я.Б. Зельдовича, И.К. Кикоина... Эти имена говорят сами за себя, здесь и инженер-механик, и физики-теоретики, и физики-экспериментаторы, и, что весьма характерно, инженеры-физики. Последнее особенно важно.

В 1918 г., сразу же после революции, в тяжелейшее для страны время, в голодном и холодном Петрограде, в условиях военного коммунизма, гражданской войны и острейшей классовой борьбы профессор Петроградского политехнического института Абрам Федорович Иоффе организовал в составе Политехнического института физико-механический факультет для подготовки инженеров-физиков. Это был новый тип физического и вместе с тем инженерного факультета, новый как с точки зрения классического университета гумбольтовского плана, так и с точки зрения высшей технической школы. Новое, причем принципиально новое, состоит в том, что практическая подготовка осуществлялась на базе Физико-технического отдела Рентгенологического и радиологического института - научно-исследовательского учреждения, отнюдь не призванного готовить выпускников вузов. Заметим, что Рентгенологический институт был создан в том же 1918 г. декретом ленинского Совнаркома по инициативе А.Ф. Иоффе, а Физико-технический его отдел стал впоследствии (1921) Физико-техническим институтом Академии Наук (ФТИАН).

Завершающему обучению студентов в процессе реальной научно-исследовательской работы, выполняемой в составе соответствующих творческих коллективов, предшествует при этом серьезная математическая, естественно-научная и инженерная подготовка. Для дальнейшего оказалось важным то обстоятельство, что должность заместителя декана этого принципиально нового (физико-механического) факультета в 1918-1921 гг., т.е. с самого начала, исполнял П.Л. Капица - будущий основоположник МФТИ.

Практически одновременно с созданием в Петрограде физико-механического факультета Политехнического института, хотя и несколько позднее, в США 29 ноября 1921 г. Совет попечителей провозгласил создание Калифорнийского технологического института (КТИ, Калтех). Калифорнийский технологический институт уже около 80 лет успешно следует декларации своих основателей от 21 ноября 1921 года, продолжая "проводить основательную подготовку по инженерной и чистой науке, базируя эту подготовку на исключительно глубоком обучении фундаментальным наукам математики, физики и химии, щедро расширяя и обогащая учебный план такими предметами, как английский, история и экономика, активизируя деятельность института щедрым вливанием исследовательского духа".
Но вместе с тем людям - прозорливым и мудрым - было ясно, что наметившееся к концу тридцатых годов неприятие инженерной высшей школой естественно-научной фундаментальности становилось опасным. К тому времени в Ленинградском политехническом институте постепенно "сошла на нет" идея физико-технической подготовки инженеров путем сочетания фундаментального естественно-научного обучения с практической направленностью образования. Первую попытку четко указать выход из сложившегося положения сделала газета "Правда", 4 декабря 1938 г., опубликовав (в порядке обсуждения) письмо группы ученых под характерным названием "Нужна высшая политехническая школа".

Авторы этого письма, а среди них были, в частности, такие крупные ученые, как академики М.А. Лаврентьев, Н.И. Мусхелишвили, С.Л. Соболев, С.А. Христианович, члены-корреспонденты АН СССР А.О. Гельфонд, Н.Е. Кочин, четко и недвусмысленно заявили о насущной необходимости подготовки инженеров-исследователей, инженеров-ученых, соединяющих в себе совершенное знание той или иной отрасли техники с глубоким общим физико-математическим образованием.

Опыт войны, очевидная роль науки и технологий в послевоенном мире и в обеспечении безопасности страны заставили вернуться к вопросу создания соответствующего высшего учебного заведения. Таковым стал Московский физико-технический институт (МФТИ), начавший функционировать как факультет Московского государственного университета в 1947 г., ставший независимым институтом в 1951 г. и получивший статус государственного университета в 1997 г.

Первые послевоенные годы (1945 и 1946 гг.) шла упорная борьба за воплощение идеи такого вуза, идеи, уже витавшей в воздухе, но не находившей путей реализации. Здесь следует особо отметить титанические усилия П.Л. Капицы, предпринятые им при создании Физтеха. В серии писем, им подготовленных и направленных на имя И.В. Сталина, Г.М. Маленкова и Л.П. Берии, утверждается, что опыт мировой войны совершенно изменил представление о роли и значении науки, аргументируется необходимость создания особого учебного заведения "Московский физико-технический институт" и формулируются основные принципы его работы:

"Специальный отбор по всей стране наиболее способной к научным исследованиям и талантливой молодежи.

Привлечение в качестве преподавателей наиболее активных и талантливых ученых.

Специальные методы обучения, рассчитанные на максимальное развитие творческой инициативы и индивидуально приспособленные к особенностям каждого учащегося.

Обучение на экспериментальной базе наших лучших исследовательских институтов".

И вот, 10 марта 1946 г. за подписью И.В. Сталина Совнарком СССР принял Постановление "Об организации Высшей физико-технической школы СССР".

Обстоятельства, в которых принималось это постановление, были достаточно серьезными. За пять дней до его подписания Уинстон Черчилль в присутствие Президента США Гарри Трумена выступил в г. Фултоне (Миссури, США) со своей печально знаменитой речью о холодной войне и железном занавесе, призывая Великобританию и США объединиться в военно-политическом союзе против СССР. Внутреннее состояние страны также было далеко не благополучным. Мучительно тяжелы были людские потери только что закончившейся войны. В европейской, наиболее развитой, части страны практически вся промышленность была уничтожена, многие города лежали в развалинах. Продовольственное положение было предельно тяжелым. Но преобладающими были дух оптимизма, гордость победителей в самой тяжелой в истории Отечества войне, живое чувство осознанного патриотизма.

В 1945 - 1946 гг. страна наша стояла перед жесточайшим военно-политическим и научно-технологическим вызовом. Создание Физтеха отвечало этому вызову. Однако все было не так просто. Предлагаемая система Физтеха шла вразрез с уже хорошо и плотно сложившимися традициями советской высшей школы. Возникло резкое противостояние. Подписанное И.В. Сталиным постановление правительства не выполнялось, его пришлось отменить. Все лето, всю осень неурожайного, голодного и холодного 1946 г. шла борьба за выживание идеи Физтеха. В конце концов, здравый смысл победил.

25 ноября 1946 г. И.В. Сталин подписал Постановление Совета Министров СССР № 2538. Этим постановлением Министерству высшего образования СССР вменялась в обязанность для подготовки высококвалифицированных специалистов по важнейшим разделам современной физики, таким, как физика атомного ядра, физика низких температур, физика горения и взрыва, радиофизика, оптика, аэро- и термодинамика, организовать в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова физико-технический факультет. В этом же документе формулировались основные принципы работы факультета и конституировались его права и обязанности. Именно с этого момента начинает историю своей жизни Московский физтех. Так, в другую историческую эпоху, в другой стране, в другом городе нашли свою реализацию идеи Физико-механического факультета Петроградского политехнического института.

Не входя в дальнейшие подробности текущей истории Физтеха, целесообразно все же отметить дату окончательного конституирования МФТИ. 17 сентября 1951 г. Совет Министров СССР предписал Министерству высшего образования для подготовки инженеров-физиков преобразовать физико-технический факультет МГУ в Московский физико-технический институт. При этом было оговорено сохранение в МФТИ всей специфики учебного процесса, правил приема студентов и вообще образа жизни ФТФ МГУ.

Ранее Физтеха, ещё в 1930 г., для развития станкоинструментального производства был создан Московский государственный технологический институт "Станкин". Основной целью созданного инженерного вуза была подготовка кадров для этого производства.

Ранее, в связи с предысторией Физтеха, было упомянуто имя крупнейшего английского государственного деятеля ХХ века сэра Уинстона Черчилля. Последние годы своей долгой и полной великих свершений жизни сэр Уинстон был существенно озабочен тем, что образовательная система Великобритании производила малое число квалифицированных инженеров и техников. Дело в том, что, в отличие от США, Англия вышла из Второй мировой войны существенно ослабленной. Потеря статуса "мастерской мира", послевоенные неурядицы, потеря колоний и морского владычества силой выдавили Британию с ее места под солнцем процветания.

Присущее британцам чувство национальной самодостаточности и гордого островного изоляционизма было оскорблено экономической слабостью и взаимосвязанной с нею технической отсталостью. В горькое утешение англичанам оставалось сравнение Британии с древней Элладой, передающей эстафету веками выработанной культуры молодому и грубому Риму, т.е. богатой и мощной Америке. Наиболее прозорливая часть британской правящей элиты не могла не ощущать эту опасность.

Для Черчилля, как и для его давнего партнера Сталина, было очевидно, что "кадры решают все". Будучи озабочен необходимостью резко поднять производительность британской индустрии и качество труда в ней, сэр Уинстон совершенно справедливо поставил вопрос о подготовке инженеров высшей квалификации, настоящих инженеров, инженеров-исследователей.

В 1957 г. после долгого рассмотрения разного рода вариантов было решено в знак уважения и признания жизненного подвига сэра Уинтона основать специально с этой целью новый колледж (Черчилль-колледж) в составе Кембриджского университета. В 1958 г. Сенат университета одобрил идею создания и направления работы колледжа, который после обеспечения финансовой поддержки был в 1960 г. удостоен конституирующей его Хартии основания. Только в 1966 г. он стал полноправным "Колледжем университета". Национальным британским памятником Уинстону Черчиллю стало созданное по его инициативе образовательное учреждение, которое готовит интеллектуальную элиту нации, нацеленную на усиление конкурентоспособности английской наукоемкой промышленности и увеличение удельного веса высоких технологий в ней. Ясное понимание того, что настоящему инженеру необходимо фундаментальное понимание природы вещей и сути явлений, творческое воображение, умение работать в коллективе и искусство управлять людьми, определяет учебный план колледжа и общие принципы построения его жизни, направленные на то, чтобы, по словам Черчилля, "готовить продвинутых технологов".

Элитные учебные заведения призваны в поворотных точках исторического процесса формировать те когорты первопроходцев, которые не только способствуют выбору правильного направления движения, но и обеспечивают существенные условия реализации этого движения, да и само движение тоже. В наше время в общем строю элитных учебных заведений своей народно-хозяйственной полезностью, своей "нужностью" выделяются инженерно-технические. Необходимым условием их элитарности является широкая и глубокая естественно-научная, математическая и гуманитарная фундаментальность даваемого ими образования. Такая фундаментальность должна сопровождаться обучением конкретному делу путем включения обучаемого в процесс добывания нового знания, поиска нового инженерного или управленческого решения, разработки новой производственной или социальной технологии.

Литература

1. Высшее образование в России. Очерк истории до 1917-го года / Под ред. В.Г. Кинелева - М.: НИИВО, 1995.
2. Витте С.Ю. Воспоминания. В 3 т. М.: Соцэкономиздат, 1960.
3. Blum J.M., Мс Feely W. S., Morgan Е. S., Schlesinger Jr. А. М., Stamp R. М., Van Woodward L. National Experience, A History of the United States. In two parts, 7th edition. - San Diego, New York: HBJ, 1999.
4. The California Institute of Technology. An Introduction Internet http://www.caltech.edu/
5. Физтех: Книга очерков / Составители Карлов Н.В., Скороварова Л.П., Симонова Н.Ф. - М.: Центрком, 2006.
6. Алешин В.И. Научно-инженерное сообщество как социокультурный институт: к постановке проблемы // Вестник МГТУ "Станкин", 2009, № 2.
7. Morgan К.О. The Oxford illustrated History of Britain. - Oxford: Oxford University Press, 2006.

Связь с автором: asp.rant@gmail.com