КЛИПЕР «РАЗБОЙНИК» Виктор Сергеевич Шитарев, капитан дальнего плавания
В дальнейшем предполагалось на Дальнем Востоке создать четыре крейсерских отряда, в каждом отряде планировалось иметь корвет и два клипера. Все боевые единицы отряда должны были, поочерёдно сменяя друг друга, в течение трёх лет осуществлять береговую охрану дальневосточного побережья России. Ещё находившиеся на службе в этих отрядах деревянные корветы типа "Варяг" планировалось заменить броненосными крейсерами типа "Генерал-Адмирал". Принято считать, что всего в разное время на различных предприятиях было построено четыре серии клиперов. Однако остановимся на самой многочисленной, насчитывавшей четыре боевых единицы. Новый тип "винтового неброненосного клипера для океанского крейсерства" предусматривалось разработать, придерживаясь проектов клиперов "Абрек", (построен в Финляндии в 1860 г.; водоизмещение 1069 т, мощность энергетической установки - Э.У. - 300 л.с., скорость хода 11 узлов) и "Всадник" (построен в 1860 г. в Финляндии с аналогичными характеристиками). На основании задания, выданного в начале 1871 г., судно должно было иметь: металлический корпус с деревянной наружной обшивкой в подводной части; Э.У. должна была быть новейшей, по тем временам, конструкцией; обводы корпуса, особенно подводная его часть, должны были соответствовать обводам отлично зарекомендовавшего себя прототипа. Когда летом 1873 г. решился вопрос о закладке на стапеле корпуса головного клипера "Крейсер", было также принято решение строить его не по поперечной системе набора, а по "продольной с цельными стрингерами и внутренними килями" (кильсонами). При поперечной системе набора расстояние между смежными шпангоутами - шпация - имеет величину около одного метра, число шпангоутов увеличено, что увеличивает и общую массу корпуса. При продольной системе величина шпации может достигать трёх метров, и хотя поперечная прочность несколько ухудшается, но это ухудшение компенсируется более прочными продольными связями - стрингерами и кильсонами. Выигрыш в массе корпуса остаётся весьма ощутимым. Двойное дно для клипера не предусматривалось, а непотопляемость обеспечивалась поперечными водонепроницаемыми переборками (ВНП) и соединяющей все отсеки магистральной трубой осушительной системы с насосами и эжекторами, то есть судно имело осушительную систему (по совремённой терминологии). Следом за "Крейсером" были построены "Джигит", "Разбойник" и "Стрелок". "Разбойник" строился на Невском заводе и был спущен на воду в августе 1878 г., масса корпуса при спуске составила 520 т. За постройкой наблюдал капитан корпуса корабельных инженеров Н.А. Субботин, строитель крейсера "Генерал-Адмирал". Учитывая опыт эксплуатации "Крейсера", где использовали несколько металлов - цинк, бронза и получили, как и на "Разбойнике", интенсивную гальваническую коррозию, листы цинковой обшивки заменили листами мунц-металла (свинцовой латуни). На "Разбойнике" (первом из клиперов этой серии) по совету А.А. Попова заменили телескопические дымовые трубы на заваливающиеся, что принесло дополнительные удобства экипажу при работе с парусами на главной палубе. В отличие от клипера "Крейсер", "Разбойник" имел иное артиллерийское вооружение. Так, 87-мм пушки там были заменены на орудия калибра 107 мм, для отражения минных и абордажных атак были предназначены скорострельные 44-мм пушки Энгстрема и 25,4-мм картечницы системы Пальмкранца. Весьма мощное минно-торпедное вооружение, принятое на клиперах этой серии по опыту его успешного применения в минувшей русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг., включало: бросательные мины, мины на шпиронном шесте (шестовые мины), буксируемые мины Гарвея, мины на кормовом буксирном шесте и, наконец, четыре самодвижущиеся мины (торпеды), выпускавшиеся из "торпедной рамы", которая опускалась за борт. Особо клипер "Разбойник" отличился когда судном командовал капитан-лейтенант Яков Аполлонович Гильдебрандт. К тому времени он был уже известным путешественником и исследователем морей Тихого Океана. До того Яков Аполлонович совершил кругосветное путешествие на корвете "Калевала"; участвовал в исследовании залива Петра Великого; в 1871 - 1875 гг. совершил второе кругосветное плавание на корвете "Богатырь"; в 1883 - 1887 гг. он командовал клипером "Разбойник". В дальнейшем Я.А. Гильдебрандт командовал фрегатом "Владимир Мономах"; в 1893 - 1900 гг. эскадрой Тихого океана; в 1903 г. его назначили начальником Главного Гидрографического Управления; а в 1907 г. он был произведён в чин адмирала. Одним словом, с командиром клиперу "Разбойник" и его экипажу очень повезло. Под командованием Якова Аполлоновича "Разбойник" совершил кругосветное плавание. Расстояние в 6000 миль от Портсмута до Монтевидео, практически, полностью на 90%, было пройдено под парусами, при этом с хорошим ветром скорость хода достигала 12 узлов (22,3 км/ч). В 1886 г. "Разбойник" возвратился на Балтику, судно отремонтировали и уже в августе 1887 г. клипер отправился в новое кругосветное плавание; были обследованы шхеры Южной Америки, выполнено 20-дневное изучение Магелланова пролива, через этот пролив клипер прошел в Тихий Океан тогда ещё мало известным русским мореходам шхерным фарватером. Были выполнены ценные метеорологические, гидрографические и этнографические исследования. Столь важными исследованиями ознаменовались продолжительные походы клипера в 1888 и 1889 гг. в полярных морях Тихого и Северного Ледовитого Океанов и плавание у острова Борнео (Калимантан). Так поднимаясь до 67 градуса северной широты и спускаясь до 54 градуса южной широты клипер прошёл под парами 34134 мили (63216 км) и под парусами 25077 миль (46443 км). С октября 1892 г. по июнь 1893 г. "Разбойник" совершил дальний поход из Кронштадта во Владивосток, во время которого новый командир корабля отмечал, как "превосходно" клипер держится на волне. В 1895 г. "Разбойник" был переведён в класс крейсеров 2-го ранга и вошёл в состав прибывшей для подкрепления на Дальний Восток под командованием Степана Осиповича Макарова эскадры Средиземного моря. Уже назревала война с Японией, поэтому русские корабли, сосредоточенные на рейде Чифу, в их числе и "Разбойник", готовились к боевым действиям. С возникновением разрядки (Япония отказалась от захвата Ляодунского полуострова) "Разбойник" под флагом С.О. Макарова совершил переход сначала в Иокогаму, а затем из Владивостока в Средиземное море и на Балтику. После ремонта крейсер снова отправился на Дальний Восток. Базируясь в Порт-Артуре, он служил учебным кораблём тихоокеанской эскадры, совершая с будущими строевыми квартирмейстерами учебные походы у берегов Китая, Кореи и Японии. Так, 10 декабря 1903 г. "Разбойник" покинув Нагасаки, стал последним посетившим Японию русским боевым кораблём. До конца осады Порт-Артура "Разбойник" как сторожевик нёс службу по охране укрепрайона. Он встречал корабли эскадры, держал связь с дозорными миноносцами и командами береговых батарей. Четыре 152-мм и столько же 107-мм орудий "Разбойника" и "Джигита" были переданы для обороны Дальнего, а сами клипера после гибели эскадры были затоплены на фарватере рейда гавани Порт-Артура, преградив доступ туда кораблям противника. Клипер "Джигит" построен в Петербурге в 1877 г. Имел водоизмещение 1350 т; индикаторную мощность машины 1383 л.с.; скорость хода под парами 12 узлов; участвовал в исследованиях морей Тихого Океана; затоплен на фарватере входа в Порт-Артур в 1905 г. Клипер "Крейсер" построен в Петербурге в 1876 г. Водоизмещение 1653 т; индикаторная мощность машины 1206 л.с.; скорость хода под парами 11,4 узла; имел на вооружении 13 орудий и 1 торпедный аппарат; участвовал в исследовании морей Тихого Океана. В 1909 г. был переименован в "Волхов" и переведён в класс минных тральщиков. Исключён из списков Флота в 1911 г. Так эта серия клиперов прекратила своё существование. Клипер "Разбойник", как и его собратья по серии, полностью отвечал требованиям к кораблям своего класса. Обладая отличной мореходностью и прекрасными ходовыми качествами, он до конца своих дней оставался востребованным и легко справлялся с поставленными задачами, не подвергаясь каким-либо переделкам и модернизации. Почти четверть века прослужил клипер "Разбойник" Флоту Российскому, им пройдены под парусами тысячи морских миль, но и под парами он был тоже хорош. Последним из этой серии был клипер "Стрелок", закончивший свою службу в 1914 г. в качестве учебного корабля Балтийского ВМФ. [Напоминаем, что Интернет-вариант статьи сокращен. Ред.]
| ||