Поиск по сайту


КЛИПЕР «РАЗБОЙНИК»

Виктор Сергеевич Шитарев, капитан дальнего плавания

 

Клипера архангельской постройки, как уже отмечалось, оказались на редкость удачными и, как говорится, пришлись ко двору. Они послужили прототипом для дальнейшего совершенствования этого класса боевых судов, а также положили начало формирования нового типа кораблей ВМФ, которые мы сегодня отнесли бы к классу СТОРОЖЕВИКОВ (СКР). Действительно, их основной задачей на Дальнем Востоке была охрана российского побережья от посягательств противника на русские земли на Востоке государства Российского. Обращает также на себя внимание и тот огромный комплекс научных исследований, проведённый как в самом Тихом океане, так и морях, существующих на его акватории. Достаточно вспомнить клипера архангельской постройки - "Джигит", "Наездник", "Опричник" и др.

В дальнейшем предполагалось на Дальнем Востоке создать четыре крейсерских отряда, в каждом отряде планировалось иметь корвет и два клипера. Все боевые единицы отряда должны были, поочерёдно сменяя друг друга, в течение трёх лет осуществлять береговую охрану дальневосточного побережья России. Ещё находившиеся на службе в этих отрядах деревянные корветы типа "Варяг" планировалось заменить броненосными крейсерами типа "Генерал-Адмирал".

Принято считать, что всего в разное время на различных предприятиях было построено четыре серии клиперов. Однако остановимся на самой многочисленной, насчитывавшей четыре боевых единицы. Новый тип "винтового неброненосного клипера для океанского крейсерства" предусматривалось разработать, придерживаясь проектов клиперов "Абрек", (построен в Финляндии в 1860 г.; водоизмещение 1069 т, мощность энергетической установки - Э.У. - 300 л.с., скорость хода 11 узлов) и "Всадник" (построен в 1860 г. в Финляндии с аналогичными характеристиками). На основании задания, выданного в начале 1871 г., судно должно было иметь: металлический корпус с деревянной наружной обшивкой в подводной части; Э.У. должна была быть новейшей, по тем временам, конструкцией; обводы корпуса, особенно подводная его часть, должны были соответствовать обводам отлично зарекомендовавшего себя прототипа.

По сравнению с "Абреком" корпус нового клипера удлинили на 4,3 м, ширину и высоту борта увеличили пропорционально длине судна. Эскизный проект, разработанный кораблестроительным отделением МТК в октябре 1871 г., следующим летом подвергся всестороннему обсуждению на совещании инженеров-кораблестроителей и представителей флота. Говорили не только о сохранении отличных мореходных качеств кораблей - прототипов, но и об улучшении бытовых условий для жизни экипажа.

Когда летом 1873 г. решился вопрос о закладке на стапеле корпуса головного клипера "Крейсер", было также принято решение строить его не по поперечной системе набора, а по "продольной с цельными стрингерами и внутренними килями" (кильсонами). При поперечной системе набора расстояние между смежными шпангоутами - шпация - имеет величину около одного метра, число шпангоутов увеличено, что увеличивает и общую массу корпуса. При продольной системе величина шпации может достигать трёх метров, и хотя поперечная прочность несколько ухудшается, но это ухудшение компенсируется более прочными продольными связями - стрингерами и кильсонами. Выигрыш в массе корпуса остаётся весьма ощутимым. Двойное дно для клипера не предусматривалось, а непотопляемость обеспечивалась поперечными водонепроницаемыми переборками (ВНП) и соединяющей все отсеки магистральной трубой осушительной системы с насосами и эжекторами, то есть судно имело осушительную систему (по совремённой терминологии).

Форштевень и ахтерштевень были изготовлены из бронзы. На железные листы обшивки корпуса крепилась двухрядная деревянная обшивка, которую, в свою очередь, закрывали цинковые листы для борьбы с коррозией корпуса. Длина корпуса по конструктивной ватерлинии (КВЛ) составила 63,25 м; ширина 10,1 м; осадка носом 4,1 м, кормой - 4,4 м; водоизмещение 1334 т; номинальная мощность паровой поршневой машины типа горизонтальный компаунд 250 л.с. (индикаторная мощность 1500 л.с.). Максимальная скорость хода под парами на полном ходу составила 12 узлов, что при запасах топлива 200…220 т обеспечивало судну дальность плавания 1600 миль. Клипер имел парусное вооружение типа "Барк". Фок-мачта и грот-мачта несли прямые паруса; "сухая" (без реев) бизань-мачта имела гафельное парусное вооружение как на шхунах. Масса ранготута - 55 т; площадь парусности - 1230 м2.

На главной палубе, на поворотных платформах, которые обеспечивали возможность вести огонь как на правый борт, так и на левый, установили три нарезных орудия калибром 152 мм; были также установлены четыре 87-мм пушки (противоминная артиллерия) для борьбы с миноносцами.

Следом за "Крейсером" были построены "Джигит", "Разбойник" и "Стрелок". "Разбойник" строился на Невском заводе и был спущен на воду в августе 1878 г., масса корпуса при спуске составила 520 т. За постройкой наблюдал капитан корпуса корабельных инженеров Н.А. Субботин, строитель крейсера "Генерал-Адмирал". Учитывая опыт эксплуатации "Крейсера", где использовали несколько металлов - цинк, бронза и получили, как и на "Разбойнике", интенсивную гальваническую коррозию, листы цинковой обшивки заменили листами мунц-металла (свинцовой латуни). На "Разбойнике" (первом из клиперов этой серии) по совету А.А. Попова заменили телескопические дымовые трубы на заваливающиеся, что принесло дополнительные удобства экипажу при работе с парусами на главной палубе.

Изначально для клиперов были использованы в качестве становых якоря Мартина, но их держащая сила оказалась недостаточной, и вскоре они были заменены Адмиралтейскими. Калибр якорных цепей составлял 37 мм, длина 220 м, каждый становой якорь имел массу 1,95 т.

В отличие от клипера "Крейсер", "Разбойник" имел иное артиллерийское вооружение. Так, 87-мм пушки там были заменены на орудия калибра 107 мм, для отражения минных и абордажных атак были предназначены скорострельные 44-мм пушки Энгстрема и 25,4-мм картечницы системы Пальмкранца. Весьма мощное минно-торпедное вооружение, принятое на клиперах этой серии по опыту его успешного применения в минувшей русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг., включало: бросательные мины, мины на шпиронном шесте (шестовые мины), буксируемые мины Гарвея, мины на кормовом буксирном шесте и, наконец, четыре самодвижущиеся мины (торпеды), выпускавшиеся из "торпедной рамы", которая опускалась за борт.

Скорость хода клипера "Разбойник" можно считать удовлетворительной. Например, летом 1879 г. на "мерной миле" у Толбухина маяка при 100 оборотах в минуту паровой машины, показавшей индикаторную мощность 1668 л.с., и водоизмещении 1295 т клипер развил скорость хода 11,36 узла. Глубокой осенью 1879 г. "Разбойник" покинул Кронштадт в качестве флагмана отряда кораблей, отправляясь в дальний поход. В Северном море, когда "размахи под ветер доходили 45 градусов и клипер ложился на воду всем бортом", "Разбойник", идя в бейдевинд под парусами, успешно выдержал ноябрьский шторм. "Качка его плавная, хотя сильно ложится на обе стороны, в особенности под ветер, не бьёт ни носом, ни кормой и легко всходит на волну … Бушприт с утлегарем ни разу не уходили в воду, шлюпки не подвергались опасности быть смытыми, а равно и туго вытянутый такелаж отлично держал рангоут со спущенными брам-стеньгами", - доносил флагман отряда капитан 1 ранга Михаил Павлович Новосильский.

Однако общая перегрузка судна из-за больших запасов различного снабжения и снаряжения (например уложенный в рострах запасной рангоут весил 3,5 т) потребовала перераспределения грузов для повышения остойчивости. В результате предпринятых мер метацентрическую высоту удалось увеличить с 1,16 до 1,21 м. Во время стоянки в Англии на "Разбойнике" лучше отрегулировали паровую машину, заменили гребной винт и провели ходовые испытания. В результате этих мероприятий индикаторную мощность машины удалось довести до 1818 л.с. В обычном режиме машина свободно развивала индикаторную мощность в 1776 л.с. На пробегах по мерной миле клипер достигал скорости до 13,1 узла.
После установки в Бресте (Франция) торпедных рам "Разбойник" продолжил свой переход на Дальний Восток. В общей сложности его дальнее плавание продолжалось почти два года. В 1881 г. "Разбойник" возвратился в Кронштадт. Здесь ему установили новые котлы.

Особо клипер "Разбойник" отличился когда судном командовал капитан-лейтенант Яков Аполлонович Гильдебрандт. К тому времени он был уже известным путешественником и исследователем морей Тихого Океана. До того Яков Аполлонович совершил кругосветное путешествие на корвете "Калевала"; участвовал в исследовании залива Петра Великого; в 1871 - 1875 гг. совершил второе кругосветное плавание на корвете "Богатырь"; в 1883 - 1887 гг. он командовал клипером "Разбойник". В дальнейшем Я.А. Гильдебрандт командовал фрегатом "Владимир Мономах"; в 1893 - 1900 гг. эскадрой Тихого океана; в 1903 г. его назначили начальником Главного Гидрографического Управления; а в 1907 г. он был произведён в чин адмирала. Одним словом, с командиром клиперу "Разбойник" и его экипажу очень повезло. Под командованием Якова Аполлоновича "Разбойник" совершил кругосветное плавание. Расстояние в 6000 миль от Портсмута до Монтевидео, практически, полностью на 90%, было пройдено под парусами, при этом с хорошим ветром скорость хода достигала 12 узлов (22,3 км/ч).

Столь же эффектно было совершено и плавание в Тихом Океане с заходом на Гавайские острова. Всё лето 1884 г. клипер провёл в крейсерском 9000-мильном плавании, охраняя Северо-Восточные рубежи России, поднимаясь на Север и пересекая Полярный круг до границы вечных льдов. В этом плавании экипаж столкнулся с хищническим разграблением этих мест заокеанскими контрабандистами, в своём рапорте Яков Аполлонович писал: "Честь государства требует, чтобы никто чужой не смел безнаказанно хозяйничать на его берегах, но та же честь и выгоды его требуют, чтобы обитатели его не терпели нужды".

В 1886 г. "Разбойник" возвратился на Балтику, судно отремонтировали и уже в августе 1887 г. клипер отправился в новое кругосветное плавание; были обследованы шхеры Южной Америки, выполнено 20-дневное изучение Магелланова пролива, через этот пролив клипер прошел в Тихий Океан тогда ещё мало известным русским мореходам шхерным фарватером. Были выполнены ценные метеорологические, гидрографические и этнографические исследования. Столь важными исследованиями ознаменовались продолжительные походы клипера в 1888 и 1889 гг. в полярных морях Тихого и Северного Ледовитого Океанов и плавание у острова Борнео (Калимантан). Так поднимаясь до 67 градуса северной широты и спускаясь до 54 градуса южной широты клипер прошёл под парами 34134 мили (63216 км) и под парусами 25077 миль (46443 км).

С октября 1892 г. по июнь 1893 г. "Разбойник" совершил дальний поход из Кронштадта во Владивосток, во время которого новый командир корабля отмечал, как "превосходно" клипер держится на волне. В 1895 г. "Разбойник" был переведён в класс крейсеров 2-го ранга и вошёл в состав прибывшей для подкрепления на Дальний Восток под командованием Степана Осиповича Макарова эскадры Средиземного моря. Уже назревала война с Японией, поэтому русские корабли, сосредоточенные на рейде Чифу, в их числе и "Разбойник", готовились к боевым действиям. С возникновением разрядки (Япония отказалась от захвата Ляодунского полуострова) "Разбойник" под флагом С.О. Макарова совершил переход сначала в Иокогаму, а затем из Владивостока в Средиземное море и на Балтику. После ремонта крейсер снова отправился на Дальний Восток. Базируясь в Порт-Артуре, он служил учебным кораблём тихоокеанской эскадры, совершая с будущими строевыми квартирмейстерами учебные походы у берегов Китая, Кореи и Японии. Так, 10 декабря 1903 г. "Разбойник" покинув Нагасаки, стал последним посетившим Японию русским боевым кораблём.

До конца осады Порт-Артура "Разбойник" как сторожевик нёс службу по охране укрепрайона. Он встречал корабли эскадры, держал связь с дозорными миноносцами и командами береговых батарей. Четыре 152-мм и столько же 107-мм орудий "Разбойника" и "Джигита" были переданы для обороны Дальнего, а сами клипера после гибели эскадры были затоплены на фарватере рейда гавани Порт-Артура, преградив доступ туда кораблям противника. Клипер "Джигит" построен в Петербурге в 1877 г. Имел водоизмещение 1350 т; индикаторную мощность машины 1383 л.с.; скорость хода под парами 12 узлов; участвовал в исследованиях морей Тихого Океана; затоплен на фарватере входа в Порт-Артур в 1905 г. Клипер "Крейсер" построен в Петербурге в 1876 г. Водоизмещение 1653 т; индикаторная мощность машины 1206 л.с.; скорость хода под парами 11,4 узла; имел на вооружении 13 орудий и 1 торпедный аппарат; участвовал в исследовании морей Тихого Океана. В 1909 г. был переименован в "Волхов" и переведён в класс минных тральщиков. Исключён из списков Флота в 1911 г. Так эта серия клиперов прекратила своё существование.

Клипер "Разбойник", как и его собратья по серии, полностью отвечал требованиям к кораблям своего класса. Обладая отличной мореходностью и прекрасными ходовыми качествами, он до конца своих дней оставался востребованным и легко справлялся с поставленными задачами, не подвергаясь каким-либо переделкам и модернизации. Почти четверть века прослужил клипер "Разбойник" Флоту Российскому, им пройдены под парусами тысячи морских миль, но и под парами он был тоже хорош. Последним из этой серии был клипер "Стрелок", закончивший свою службу в 1914 г. в качестве учебного корабля Балтийского ВМФ.

[Напоминаем, что Интернет-вариант статьи сокращен. Ред.]