ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ И ВОД Сергей Леонидович Мальчиков
(Продолжение. Начало в № 1, 2, 3 – 2010)
13 мая 1802 г. друг Фултона граф Чарльз Стэнхоуп, знавший из переписки с ним о перспективе подводной войны, на закрытом заседании парламента сообщил, что в его распоряжении имеются сведения о новом морском оружии, появившемся у Наполеона. По предложению графа был образован комитет для изучения этого вопроса. 19 июня 1803 г. комитет направил командирам портов Южной Англии секретное письмо с предупреждением о возможности атак французских подводных лодок. За месяц до этого письма британский секретный агент в Париже встретился с Фултоном и предложил ему перебраться в Англию и продать свой проект правительству. В письменном виде американец потребовал выплатить ему 10000 фунтов стерлингов (в то время на эту сумму можно было построить трехпалубный линейный корабль с вооружением и оснасткой), а также создать комитет для рассмотрения его проекта. Взамен он гарантировал создание подводного судна, значительно превосходившего "Наутилус-2". Через несколько месяцев агент вновь посетил изобретателя и передал ему зашифрованное послание министра внутренних дел Великобритании лорда Хоксбери, согласившегося с предложениями Фултона и сулившего ему крупное вознаграждение. Закончив дела во Франции, Фултон 29 апреля 1804 г. покинул Париж. Через Голландию он направился в Лондон и прибыл туда 19 мая. После переговоров с правительственными чиновниками и встречи с премьер-министром Уильямом Питтом 20 июля было заключено письменное соглашение между Робертом Фултоном с одной стороны, и Уильямом Питтом, канцлером казначейства и первым лордом Адмиралтейства, с другой. В соответствии с ним Фултон обязывался изложить суть своего проекта офицеру королевского флота Хоуму Попэму и лично руководить работой по строительству подводного судна. Правительство должно было предоставить изобретателю право пользования доками и арсеналами, и возможность получения необходимых материалов. Для финансирования работ был выделен кредит до семи тысяч фунтов. Кроме того, ежемесячно Фултону должно было выплачиваться по 200 фунтов жалования. После завершения работ специальная комиссия должна была определить эффективность новой лодки. При положительном заключении комиссии автор должен был получить 40 тысяч фунтов и передать изобретение в полную собственность правительства Великобритании. Подводная лодка должна была иметь длину 35 футов (10,6 м), ширину 10 футов (3,5 м), высоту 8 футов (2,44 м) и плавать под парусом для имитации рыбацкого судна. Автономность ее должна была быть до 21 дня. Воздуха в лодке должно хватать для пребывания под водой не менее трех часов и возобновляться он должен был через выходящие на поверхность две трубки - для удаления отработанного воздуха и забора свежего. При этом команда из шести человек должна была иметь возможность находиться под водой до трех часов без возобновления воздуха, а также свободно покидать лодку и возвращаться в нее под водой. Лодка должна была нести 30 буксируемых мин с зарядом пороха 45 кг каждая. После нескольких месяцев напряженной работы Фултон осенью 1804 г. подготовил чертежи нового подводного корабля. "Наутилус-3" имел два корпуса. В прочном металлическом корпусе размещался экипаж. Для передвижения под водой был предусмотрен двухлопастный винт, вращаемый вручную. Чтобы винт не тормозил движение лодки под парусами, конструкция вала предусматривала возможность поднятия его над водой. Входной люк находился в рубке, имевшей стеклянные иллюминаторы. Комиссия, в состав которой входили капитан Королевского флота Хоум Попэм, инженер Джон Ренни, президент Королевского общества Джозеф Бэнкс, химик Генри Кавендиш и специалист по боевым ракетам Уильям Конгрев, рассмотрела представленный проект и полностью его одобрила. Однако английское правительство не было намерено строить подлодку без особой необходимости. Таким образом, Питт за небольшую сумму денег удалил Фултона из Франции, исключив возможность создания противником подводного флота. Сам же он планировал использовать новинку лишь в случае крупного поражения на море. Когда же адмирал Нельсон разгромил объединенный франко-испанский флот в битве у мыса Трафальгар, у Британии отпала необходимость в подводных лодках и плавучих минах. Первый лорд Адмиралтейства граф Сент-Винсент прямо сказал Фултону: "Питт валяет дурака, поощряя способ ведения войны, который не нужен тому, кто господствует на морях, и который в случае успеха должен положить конец этому господству". Начались длительные споры Фултона с британским правительством. Изобретатель требовал обещанные ему 40 тысяч фунтов, ссылаясь на выполнение основного условия контракта. Он заявлял, что создал проект подводной лодки, полностью одобренный правительственной комиссией, а также боеспособные плавучие мины. Британские чиновники, со своей стороны, пытались с наименьшими затратами избавиться от американца. В конце концов вопрос решился в арбитраже. Разочарованный Фултон пришел к выводу, что в Европе его изобретения никому не нужны. В ноябре 1806 г. он отплыл в США, где работал над созданием паровых машин и пароходов. Им были построены 15 пароходов. В 1814 г. по его проекту был построен первый в мире военный пароход "Demologos", имевший водоизмещение 2514 т и вооруженный 20 орудиями 32-фунтового калибра. При этом он не прекращал работу по созданию подводных лодок. В 1810 г. в Нью-Йорке вышла брошюра Фултона под названием "Торпедная война и подводные взрывы", в которой было изложено его мнение о предназначении подводных лодок: "Люди… считают варварством взрывать корабли со всем их экипажем. Я с этим согласен и меня возмущает то, что иногда это приходится делать. Но все войны являются варварством… Не правда ли, ужасно наблюдать за тем, как подвергается бомбардировке порт Копенгаген, горит город, гибнут невинные дети и женщины?". В 1812 г., вскоре после начала англо-американской войны 1812-1815 гг., Фултон построил "лодку-черепаху" (turtle-boat), представлявшую собой уменьшенный и более простой вариант его лодки "Наутилус-3". Верхняя палуба имела округлую форму, напоминая при этом панцирь черепахи. У подводной лодки отсутствовала балластная цистерна, а также мачта и бушприт с парусами. При полной загрузке, корпус лодки погружался немного ниже поверхности воды. Примерно на 15 см над водой выступала башенка с иллюминаторами, позволявшими рулевому наблюдать за поверхностью. Остальные члены экипажа вручную вращали коленчатый вал, на конце которого находился гребной винт. Лодка была вооружена пятью плавучими минами ("торпедо"), имевшими дистанционные взрыватели. Предполагалось, что действовать она будет при плохой видимости (в тумане, ночью), которая позволит ей незамеченной подойти к английскому кораблю и подвести к его борту мину. Однако во время осеннего шторма лодка была выброшена на берег острова Лонг-Айленд. Ее пришлось взорвать, т.к. англичане пытались захватить судно. В 1814 г. Фултон приступил к постройке полуподводного судна "Немой" (Mute), предназначенного для действий против английских кораблей на Великих Озерах. Длина этого деревянного судна составляла 80 футов (24,4 м), ширина - 21 фут (6,4 м), высота от киля до верхней палубы - 14 футов (4,3 м). Для защиты от вражеских ядер верхняя палуба была обшита железными листами. Вооружить корабль предполагалось семью орудиями большого калибра, т.н. "колумбиадами", которые могли стрелять над и под водой. Во время боя "Немой" мог погружаться полностью. Над водой в этом случае возвышалась лишь башенка для наблюдателя, который мог вести наблюдение через иллюминаторы. В состав экипажа должны были входить 80 человек. В качестве движителя корабль имел гребное колесо, размещенное внутри корпуса. Колесо вращалось с помощью специального механизма, трансформирующего поступательное и обратное движение рычага, имевшего 12 поперечных рукояток, которыми 48 матросов-гребцов двигали рычаг вперед и назад. Однако спущенный на воду корабль в строй не вошел, т.к. 24 февраля 1815 г. умер Фултон. Работы были прекращены. Впоследствии корпус "Немого" был продан на дрова. В книге "Подводные лодки" М. Лобёф писал об изобретателе: "С точки зрения плавания под водою, Фултон сумел разрешить целый ряд задач, которые впоследствии неоднократно возникали перед его преемниками, и разрешить их довольно удовлетворительным образом". В конце XVIII века несколько проектов подводных лодок появились в России. Так, в 1794 г. мещанин из Кременчуга Рамодановский (Раводановский?) представил правительству проект подводной лодки. Для погашения плавучести впервые в мире было предложено водяной балласт принимать в особые цистерны-меха, которые располагались по бортам судна с внешней стороны корпуса. В марте 1799 г. по предложению вице-президента Адмиралтейств-коллегии адмирала Г.Г. Кушелева этот проект был рассмотрен специальной комиссией Академии наук. В частности, в состав комиссии входили математик и астроном И.А. Эйлер (сын знаменитого А. Эйлера), и математик Н.И. Фусс. Комиссия проект отклонила, отметив ряд недостатков. В заключении экспертов при этом говорилось: "Крайняя и на самом деле невозможная точность, которую в расширении мехов или крыльев, по бокам приделанных, наблюдать должно, дабы судно, хотя на весьма краткое время, осталось в воде на желаемой глубине. При малейшем от оной отступлении, которое неизбежно, поднимается вверх, и часть его обнаружится или совершенно погрузнет". Однако Рамодановскому удалось начать строительство лодки на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге. В 1801 г. он запросил на строительство пять тысяч рублей. Тогда Император Александр I приказал корабельным мастерам столичных верфей осмотреть лодку и сообщить о ней свое мнение. Мастера единогласно высказались за прекращение строительства: "…как корпус, так и механизм боковых мехов, составляющих единственное спасение людей и судна, расположены без всяких правил… ни в воде в какой-либо глубине пребыть, ни на поверхности воды в прямом его положении стоять, ни плавать не может". На основании этого заключения Адмиралтейств-коллегия в марте 1802 г. постановила, что "судно сие не токмо для предполагаемого изобретателем предмета ни в чем не соответствует и не заслуживает окончательной доделки, но даже и ни для какого другого употребления годным быть не может". Во Франции к идее создания подводной лодки вернулись вскоре после разгрома франко-испанского флота при Трафальгаре. В 1809 г. морские офицеры братья Кэссен (Coessin) построили в Гавре подводное судно "Nautile sous-marine" ("Подводный Наутилус"). Оно было изготовлено из толстых деревянных досок, скрепленных железными обручами, и напоминало собой огромную бочку с коническими окончаниями, в которых размещались балластные цистерны. Полная длина лодки составляла 27 футов, в т.ч. без конических окончаний - 15 футов, а диаметр - 9 футов (соответственно 8,23, 4,6 и 2,74 м). Экипаж из девяти человек находился в центральной части корабля. Для движения судна на поверхности был предусмотрен складной треугольный парус на убираемой мачте, а передвижение под водой обеспечивали две пары весел, позволявшие развивать скорость до 1,5 узлов. По бортам располагались две пары горизонтальных рулей. Для того, чтобы погрузиться на ходу, требовалось создать дифферент на нос. Для всплытия надо было создать дифферент на корму. Управление лодкой под водой оказалось очень сложным. Малейшее изменение дифферента приводило либо к погружению, либо к всплытию. В любой момент подлодка могла уйти на большую глубину и погибнуть, или в неподходящий момент выскочить на поверхность. В лодке было очень тесно и трудно дышать. Внутри корабля воздуха хватало максимум на час. Воздухообмен производился через два гибких шланга из кожи, которые крепились к плававшим на поверхности воды поплавкам. Вооружение "Подводного Наутилуса" состояло из пороховой мины, расположенной в верхней части судна в специальном ящике. В 1810 г. на рейде Гавра прошли испытания лодки в присутствии комиссии, в которую входили известные ученые Монж, Био, Савар и Карно. Отзыв комиссии был положительный. Однако проект братьев Кэссен не был реализован. В 1812 г. Сайлес Хэлси (Silas C. Halsey) в г. Норвич (штат Коннектикут) построил одноместную подводную лодку. В это время шла англо-американская война. В следующем году состоялась попытка с помощью этой лодки взорвать английский 74-пушечный корабль, которая закончилась гибелью Хэлси вместе с лодкой. Об этой лодке известно немного. В частности, данные о том, что это судно было построено по улучшенному проекту "Черепахи" Бушнеля. Его корпус имел улучшенные обводы (был вытянут по горизонтали). По иному была размещена мина. В качестве движителя использовался архимедов винт. В том же 1812 г. английский моряк-контрабандист Джонсон представил в британское Адмиралтейство разработанную им действующую модель подлодки, имевшую винт, работавший от часовой пружины. Он утверждал, что Адмиралтейство посулило ему около 20 тыс. фунтов, если лодка будет годной для практического применения. В маленьком городке Уоллингфорде (Wallingford), расположенном на берегу Темзы, с помощью инженеров-судостроителей, лодка была построена. По свидетельству очевидцев, она "походила на плывущего лосося, имела в длину около 20 футов (6,1 м), изнутри была отделана деревом и пробкой, снаружи покрыта листовым железом", которое крепилось к деревянному каркасу. Под водой она передвигалась с помощью весел, на поверхности ходила под парусом. Для воздухообмена наружу были выведены две вентиляционные трубы. Кроме того, два медных резервуара, расположенные внутри корабля, содержали запас сжатого воздуха, достаточный для дыхания двух человек в течение 12 часов. Лодка имела на вооружении пороховую мину с часовым механизмом, которую нужно было прикреплять к днищу атакуемого корабля с помощью бурава, либо подводить ее к цели на длинном шесте и взрывать, ударив ею о борт корабля противника. В 1815 г. на Темзе начались испытания, продолжавшиеся больше года. Они прошли успешно и в 1820 г. Адмиралтейство выплатило Джонсону около пяти тысяч фунтов. Однако после разгрома Наполеона в битве при Ватерлоо британский флот перестал нуждаться в подводных лодках. И Джонсон решил присвоить свое детище. В одну из темных ночей ноября 1821 г. он попытался угнать подлодку прямо с места строительства в пригороде Лондона. Однако охрана одного из мостов заметила корабль, обстреляла его и захватила. Позднее лодку сожгли в Блэкуолле (Blackwall). (Продолжение в следующем номере).
| ||