НОВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ “ВАНКЕЛЕЙ” Александр Иванович Бажанов
(Окончние. Начало в № 3 – 2010) В августе на территории “Транспортно выставочного комплекса “Россия” прошла Международная выставка "Беспилотные многоцелевые комплексы UVS Tech 2010". На ней в основном были представлены отечественные разработки. К сожалению, практически на всех этих летательных аппаратах были установлены зарубежные двигатели. Даже электродвигатели, если не полностью, то частично (магнитные материалы), закупались в Китае. Не нашлось отечественного двигателя и для беспилотного вертолета Ка-135 - на нем установлен двигатель Ванкеля компании Austro Engine GmbH, на описании которого была завершена первая часть статьи. Cubewano Ltd - модель Sonic 25 мощностью 4…5,5 л.с. массой 2,5 кг. При 10000 об/мин развивает мощность 5 л.с. Удельный расход топлива 360 г/л.с.·ч; - модель Sonic 35 мощностью 6…11 л.с. и массой 3,5 кг. При 8000 об/мин развивает мощность 7,5 л.с. Удельный расход топлива 360 г/л.с.·ч. В настоящее время создается модель Sonic 42. Охлаждение двигателей осуществляется воздухом от набегающего потока. При полной мощности скорость БПЛА должна быть не менее 60 миль/ч. Возможна встроенная система охлаждения. В двигателе применяется электронный впрыск топлива и автоматическая компенсация высоты. В качестве топлива используется автомобильный бензин или керосин (JP8/JET A1) в смеси с маслом. NITTO MFG. WORKS Все двигатели предназначены для авиамоделей, имеют калильное зажигание и одинаковый рабочий объем 19,75 см3. Модель NR-20EP предназначена для самолетов, диапазон частот вращения выходного вала от 2000 до 10000 об/мин. Расход топлива при 8600 об/мин 100 см3/мин. Масса двигателя 1800 г. Топливо - спирт. NRG-20EP разработан для самолетов. Мощность 1,34 кВт при 8000 об/мин, диапазон частот вращения выходного вала от 2000 до 10000 об/мин. Расход топлива 50 см3/мин при 8600 об/мин. Масса - 1493 г. А для моделей вертолетов разработан двигатель NRG-20EH. Масса этого двигателя - 1466 г. Он развивает мощность 1,34 кВт при 8600 об/мин, диапазон частот вращения выходного вала от 2000 до 13000 об/мин. При почти одинаковых параметрах с двигателем NR-20EH у него расход топлива около 20 см3/мин при 8600 об/мин. Но и поднять он способен "всего" 10 кг. O.S. Engines Эта японская компания создана в 1936 г. и начинала с производства паровых двигателей для моделирования. Уже тогда любители увлекались конструированием действующих моделей паровозов, кораблей, электростанций и т.д. Тогда же был создан и бензиновый поршневой двигатель рабочим объемом 1,6 см3 модели O.S. Type-1. А с 1970 г. компания освоила по лицензии фирмы Wankel GmbH производство РПД модели O.S. ROTARY ENGINE 1-49 с калильным зажиганием в классе 5 см3. В настоящее время компания предлагает современную модель 49-PI Type II .30 Wankel Rotary Engine. Wankel SuperTec GmbH. Ее задачами являются разработка, исследования и доводка РПД для летательных аппаратов (включая БПЛА) и других устройств различного назначения со специальными свойствами, например, многотопливностью. Так, среди разработанных двигателей можно отметить РПД KKM 501, способный работать как на авиационном керосине, так и на дизельном топливе. Он развивает мощность 48 кВт при 5500 об/мин и крутящий момент 90 Нм при 4500 об/мин. Масса этого двигателя (в зависимости от комплектации) 50…60 кг. Удельная масса двигателя - 1,3 кг/кВт, а удельный расход топлива 265 г/кВт·ч (195 г/л.с.·ч). Взяв за основу этот двигатель, инженеры компании разработали линейку двигателей ККМ 500, имеющих от одной до четырех секций. Мощность, соответственно, составляет 48, 96, 144 и 192 кВт. О том, что с двигателями для легкомоторной авиации в России существуют проблемы, редакция обращала внимание руководителей различных уровней на протяжении всех лет существования журнала. К сожалению, пока на эту проблему особого внимания никто не обращает. Но неотвратимо наступит время, когда незамедлительно потребуются двигатели не только для самолетов пятого поколения, но и для беспилотных, и не обязательно это должны быть РПД. А номера поколения у нас не существует ни для БПЛА, ни для их двигателей.
| ||