ДВАДЦАТЬ ЛЕТ САЛОНУ Дмитрий Александрович Боев Состоявшийся в Москве с 14 по 17 апреля 2010 г. международный салон "Двигатели 2010", одиннадцатый по счёту, был в определённом смысле юбилейным. Первая выставка "Авиадвигателестроение" прошла в 1990 году по решению МАП СССР. Именно на ней было принято решение создать ассоциацию Союз авиационного двигателестроения, которая с тех пор организует и каждый чётный год проводит все выставки этого направления, давно ставшие международными салонами. Одновременно и в их рамках проходят научно-технические конгрессы по двигателестроению. На выставке были представлены 124 российских и зарубежных компании. Особенностью нынешнего салона, отличающейся ото всех предыдущих экспозиций, было то, что группировка участников шла по вновь созданным интегрированным структурам, начавшим активную деятельность в период между выставками. На церемонии открытия салона присутствовали руководители практически всех предприятий отечественного двигателестроения. Выступили Президент АССАД В.М. Чуйко, член ВПК В.В. Воскобойников, Генеральный директор ВИАМ Е.Н. Каблов, президент ОАК А.И. Фёдоров, Генеральный директор Мотор Сич В.А. Богуслаев, президент американской P&W Роберт Робинсон. Тепло приняли участники мероприятия приветствие от депутата Госдумы лётчика-космонавта С.В. Савицкой. После разрезания символической красной ленточки и традиционного каравая от АССАД, выставка приступила к работе. Забегая несколько вперёд, можно сказать, что на следующий день, 15 апреля, салон "Двигатели-2010" посетил второй главный заказчик - главком ВВС России генерал-полковник А.Н. Зелин. 15 апреля на выставке прошел День ветеранов, посвященный 65-летию Великой Победы, а 16 апреля был объявлен Днем науки и знаний, выставку посетили молодые специалисты двигателестроительных предприятий, студенты и школьники. "Тем самым мы обращаем внимание, что в первую очередь всем обязаны нашим ветеранам, но теперь у нас проблемы с кадрами, - объяснил глава АССАД. - И мы покажем, как мы работаем над этим". Пожалуй, основную инновационную направленность несла экспозиция головного "мозгового центра" отрасли - Центрального института авиационного моторостроения, ЦИАМ им. П.И. Баранова. Всё наиболее интересное, что наработано сейчас в отрасли нашло своё место на стенде института. Это и широкохордные вентиляторы перспективных ГТД: как одно- так и многоступенчатые, как металлические, так и композитные. Представлены были и ротора типа "блиск" - вырубленные из цельного куска металла, что называется - "без единого гвоздя" (а заодно замков и прочих контровок и заклёпок). Здесь же испытанная на стенде модель каталитической камеры сгорания, воздух на выходе из которой едва ли не чище того, что подаётся на вход. Показана установка, на которой впервые в Европе (до этого о таком же результате заявляли американцы) была получена тяга двигателя, превышающая лобовое сопротивление при числе М полета равном 6 на высоте 27 км. Рядом располагался стенд ведущего мирового материаловедческого центра - Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ). Такое размещение не случайно. "Мы считаем, что главное - это наука, поэтому экспозицию выставки открывают стенды ВИАМ и ЦИАМ", - сказал В.М. Чуйко. На этой выставке главным экспонатом ВИАМ стала система встроенного контроля конструкций из композиционных материалов. На модели самолета можно было видеть, как повышенная вибрация двигателя или чрезмерные напряжения в конструкции крыла отражаются на дисплеях в кабине экипажа. Традиционно, большой интерес у специалистов отрасли - отечественных и зарубежных - вызвал Научно-технический конгресс по двигателестроению. В этом году в его рамках прошло 12 конференций, тематики которых покрывали практически все вопросы современного авиадвигателестроения. В выступлениях на конференциях приняло участие свыше 170 учёных из 12 стран мира. В своем докладе на НТКД-2010 генеральный директор ЦИАМ подчеркнул, что будущее гражданского моторостроения - "это двигатели с открытым ротором с очень высокими параметрами цикла, скорее всего, снабжённые мощными редукторами". В этой области существует широкая международная кооперация. ЦИАМ сотрудничает по созданию газогенераторов таких двигателей с противовращением со SNECMA и MTU Aero Engines. В ходе выставки стало известно, что ОДК договорилась с ММПП "Салют" о кооперации по военному двигателю нового поколения. Об этом сразу после открытия сообщил исполнительный директор ОДК В.П. Лапотько. Главной же новостью салона стало назначение генерального директора "Салюта" заместителем генерального директора ОДК. В сообщении пресс-службы "Оборонпрома" приводились слова А.Г. Реуса о том, что "назначение обозначает новый этап развития российского двигателестроения, характеризующийся углублением кооперации между двумя нашими структурами с последующей интеграцией в единую компанию". "Салют" в части освоения технологий двигателя пятого поколения для боевой авиации пошел по пути постепенного наращивания характеристик мотора АЛ-31Ф, поэтапно отрабатывая и вводя в него элементы двигателя пятого поколения, причем без копейки бюджетных средств. Сегодня двигатель АЛ-31ФМ-1 с тягой на тонну больше своего предшественника и с ресурсом, увеличенным на 500 ч, уже летает в строевых частях. АЛ-31ФМ-2 с тягой 14500 кгс сегодня проходит стендовые испытания, все расчетные параметры подтверждаются. Следующим этапом станет АЛ-31ФМ-3 с тягой 15000 кгс. Опытный образец такого двигателя может быть готов в 2012 г. Компрессор КНД-924-3 для этого мотора "Салют" также продемонстрировал на своем стенде. При этом, все эти двигатели не требуют каких-либо доработок планера, их можно ставить на самолет даже в полевых условиях. К новинкам выставки можно отнести вертолетный двигатель МС-500В взлетной мощностью 630 л.с., который демонстрировала корпорация "Ивченко", расположившаяся на стенде близ раздела "Салюта". Выпуск этого мотора предлагается начать на производственных мощностях Казанского моторостроительного производственного объединения (КМПО), куда передана конструкторско-технологическая документация для сборки опытных моторов. Первый МС-500 планируется собрать в этом году и передать его Казанскому вертолетному заводу, где выпускаются вертолеты "Ансат". "Мотор Сич" демонстрировал двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В. Такими моторами будут оснащаться ударные вертолеты Ми-24 ВВС Украины. Этот двигатель создан на базе серийного сертифицированного турбовинтового двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1 (для регионального самолета Ан-140) с применением свободной турбины. Он имеет такие же массогабаритные характеристики и присоединительные размеры, что и применяемые на вертолетах семейств "Ми" и "Ка" двигатели ТВ3-117. Более того, ранее выпущенные двигатели семейства ТВ3-117 могут быть доработаны в конструктивный профиль ТВ3-117ВМА-СБМ1В при проведении капитального ремонта на производственных мощностях "Мотор Сич". По мнению исполнительного директора ОДК Василия Лапотько, стоимость создания полномасштабного производства вертолетных двигателей в России оценивается в 5,95 млрд. рублей. Он считает, что производство вертолетных двигателей для скоростного вертолета, вертолетов Ми-38, Ка-62, а также для локализации производства западных двигателей должно быть создано к концу 2013 - началу 2014 гг. C отечественными поршневыми двигателями дела обстоят привычно плохо. Воронежский механический завод (ныне является филиалом ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева") который год демонстрирует одну и ту же продукцию (даже и не продукцию - штучные образцы поршневых двигателей M9ФВ мощностью 365 л.с. и М5 мощностью 170 л.с.), причём безо всякого продвижения в её развитии. По полученной на выставке информации, "Хруничев", теперешний хозяин Воронежского завода, решил вообще прекратить перспективные работы по поршневым двигателям. А это был наш последний разработчик поршневых двигателей… Стенд ОДК объединил экспозицию нескольких предприятий: ОАО "Сатурн", ряда предприятий Перми, ММП им. В.В. Чернышева и ОАО "Климов". От самарских предприятий отдельно выставлялся ракетный двигатель НК-33. "Сатурн" на объединенном стенде ОДК в этот раз продемонстрировал двигатели АЛ-55И, двигатель для крылатых ракет "36МТ", морской ГТД М70ФРУ и новый двигатель "117С". Этот двигатель, созданный на основе АЛ-31ФП с глубокой модернизацией всех практически основных узлов, форсажной тягой 14500 кгс и ресурсом 4000 ч. К сожалению, увеличение диаметра двигателя по сравнению с прототипом, делает использование его для модернизации существующих Су-27 и Су-30 маловероятным, поскольку требуется доработка мотогондол и оборудования самолета. В этом году специалисты ОАО "Авиадвигатель" показали двигатель ПС-90А, представив только детали сертифицированного в декабре 2009 г. двигателя ПС-90А2. "У завода подписан контракт с ОАК на поставку 12 двигателей. Все двигатели проавансированы и находятся в производстве - сказал генеральный конструктор "Авиадвигателя" Александр Иноземцев - Два двигателя из этой партии уже готовы, первый ПС-90А2 прошел все испытания и будет передан заказчику в апреле, второй - в мае. Еще два двигателя планируется сдать ОАК в конце года, потом ежемесячно будет поставляться по одному ПС-90А2". "Авиадвигатель" на объединенном стенде ОДК также представил более 20 деталей перспективного газогенератора двигателя ПД-14. Рядом с экспозицией ОДК разместился стенд корпорации "Ростехнологии". На нём была представлена продукция ФГУП "Уфимское агрегатное производственное объединение" (УАПО), демонстрировавшего плазменно-импульсные системы зажигания авиационных ГТД и емкостные системы зажигания повышенной энергии, генераторы, электродвигатели и агрегаты авиационной автоматики. Здесь же ФГУП "Уфимское научно-производственное предприятие "Молния" рекламировало свои системы зажигания и электронную аппаратуру управления авиационных ГТД. Кизлярское ОАО "Концерн "КЭМЗ" показало автоматизированное рабочее место обслуживания силовой установки самолетов Су-27 и Су-30МК, которое может эксплуатироваться на открытых стоянках, на палубе кораблей, в кузове автомобиля. Самарское ОАО "Завод авиационных подшипников" (ЗАП), постоянный участник салона "Двигатели". Продукция ЗАП применяется при производстве авиационных двигателей и ракетных редукторов, а также в ракетостроение, кораблестроение, станкостроении, автомобилестроении, приборостроении. Весьма насыщена была программа работа с молодёжью на этом Салоне. День науки и знаний, проходивший на третий день работы Салона включал и встречу руководства авиационных ВУЗов с руководством ОАО ПМЗ, и финальный тур Международного молодёжного форума "Будущее авиации - за молодой Россией", и обширную молодёжную программу Клуба авиастроителей. Кстати, в разделе последней организации, удобно расположился настоящий робот-сборщик фирмы АВВ, активно приглашавший студентов на курсы по организации робототехнических центров. Робот заинтересовал не только студентов, но и директора "Салюта" Ю.С. Елисеева, который обещал найти ему и его приятелям применение на московском заводе. Пресса, аккредитованная на салоне, показала издания, весьма достойные и по виду и по содержанию, но всех поразил генеральный директор "Крыльев Родины" Л.П. Берне, за короткий срок сумевший написать и издать книгу "Как всё начиналось" о первых шагах отечественного авиационного газотурбостроения, в которых он был одним из самых деятельных участников. Зачитаешься, как интересно! "Двигатели-2010" показали, что процессы в отечественном двигателестроении идут. Причём иногда - процессы, приносящие положительные результаты. Впрочем, о последнем будем говорить в течение следующих двух лет.
| ||