УДК 629.735.017.1 «ЭЛЕКТРОННЫЙ ФОРМУЛЯР» - ПРАКТИЧЕСКИЙ ШАГ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ Ибрагим Магомедович Ахматов, генеральный директор ОАО "Концерн КЭМЗ"
В статье определено место "электронного формуляра" авиационного двигателя в общей системе обеспечения жизненного цикла самолетов фронтовой авиации. Показана роль "электронного формуляра" авиационного двигателя для перехода на его эксплуатацию по техническому состоянию. The article determines the place of engine "electronic log book" in the general system of front-line aircrafts maintenance and shows the significance of engine "electronic log book" for a switchover to engine on condition operation. Ключевые слова: авиационный двигатель, формуляр, жизненный цикл, эксплуатация по техническому состоянию. Keywords: aircraft engine, "electronic log book", maintenance, on condition operation. Формуляр - основной эксплуатационный документ авиационного двигателя, удостоверяющий его исходное и текущее техническое состояние. Формуляр является неотъемлемой частью двигателя и предназначен для учета: - всех изменений, происшедших в составе двигателя и его оборудования; Внедрение в эксплуатацию информационно-диагностических средств (ИДС) обеспечения технического обслуживания авиационной техники, основанных на современных информационных технологиях, естественным образом поставило вопрос о разработке и внедрении в эксплуатацию электронной документации, в частности, электронного формуляра авиационного двигателя (ЭФАД) [1]. ЭФАД обладает очевидными преимуществами по сравнению с "бумажным" формуляром. Структура и содержание разделов ЭФАД в основном соответствуют структуре и содержанию разделов обычного (бумажного) формуляра двигателя, однако дополнительно к записываемой в бумажном формуляре информации в ЭФАД накапливается: - параметрическая информация, регистрируемая с помощью ИДС в процессе опробований двигателя; ЭФАД, являясь составной частью программного и информационного обеспечения ИДС, значительно расширяет функции "бумажного" формуляра двигателя, поскольку по существу он становится единой информационной базой данных о техническом состоянии конкретного двигателя на протяжении всего его жизненного цикла. Место и функции ЭФАД в процессе эксплуатации авиационного двигателя иллюстрирует рис. 1. Исходная информация о двигателе после его изготовления (ремонта) формируется в ЭФАД на двигателестроительном (ремонтном) предприятии. Тестовая информация разделов формуляра "Основные технические данные", "Индивидуальные особенности", "Комплект поставки и изменения в комплектации", "Ресурсы, сроки службы и сроки хранения", "Свидетельство о приемке", "Перечень приложений" вводится в ЭФАД с использованием данных АСУ ТП предприятия. Раздел формуляра "Данные приемосдаточных испытаний" заполняется автоматически в процессе испытаний двигателя на стенде с использованием ИДС двигателестроительного или ремонтного предприятия. При этом в ЭФАД записываются параметры двигателя, зафиксированные в процессе приемосдаточных испытаний двигателя (рис. 2), а также исходные диагностические характеристики технического состояния двигателя (рис. 3). Сформированный на двигателестроительном (ремонтном) предприятии ЭФАД записывается на защищенный накопитель информации со стандартным интерфейсом и включается в состав двигателя в качестве пономерной эксплуатационной документации. Защита информации в накопителе обеспечивается как на физическом уровне благодаря использованию технических решений, снижающих чувствительность к внешним дестабилизирующим механическим и климатическим воздействиям, так и на информационном уровне благодаря использованию парольной системы программного обеспечения ИДС. На самолетостроительном (ремонтном) предприятии после установки двигателя на самолет в процессе его опробования на земле с применением ИДС и при облете в ЭФАД производится дополнительная запись о результатах приемосдаточных испытаний самолета. Данные о параметрах двигателя, зарегистрированные с помощью бортовых устройств при облете самолета, вводятся в ЭФАД с помощью наземных устройств обработки полетной информации. После приемосдаточных испытаний самолета ЭФАД поступает в эксплуатирующую организацию в составе комплекта пономерной документации самолета. В эксплуатирующей организации ЭФАД заполняется автоматически или оператором с помощью программного обеспечения ИДС и наземных устройств обработки полетной информации. При этом ведется учет: - выработки ресурса двигателя и его оборудования; Базы данных ЭФАД могут передаваться с помощью современных средств телекоммуникации в информационно-диагностические центры обеспечения эксплуатации АТ по техническому состоянию и в центры обеспечения интегрированной логистической поддержки жизненного цикла самолета. В информационно-диагностических центрах обеспечения эксплуатации АТ и в центрах обеспечения интегрированной логистической поддержки могут решаться актуальные задачи продления сроков службы, материально-технического обеспечения, а также совершенствования системы эксплуатации АТ. По результатам статистической обработки данных ЭФАД парка эксплуатируемых двигателей могут формироваться базы знаний о причинно-следственных связях между базами данных о техническом состоянии конкретных образцов двигателей и их диагностическими признаками характерных отказов и неисправностей [2]. Представленная схема реализации концепции электронной эксплуатационной документации двигателя в виде ЭФАД реализована в программном и информационном обеспечении ИДС "АРМ ДК-30(СД) серия М", разработанного при научно-методическом сопровождении ФГУ "13 ГНИИ Минобороны России" и серийно выпускаемого ОАО "Концерн КЭМЗ". В настоящее время ИДС "АРМ ДК-30(СД) серия М" применяется для обеспечения обслуживания двигателей типа АЛ-31Ф с регуляторами типа КРД-99А, КРД-99Б, КРД-99Ц и КРД-96. Модернизированный образец ИДС "АРМ ДК-30(СД) серия М", разработанный применительно к силовой установке самолета Су-35, будет представлен на экспозиции ОАО "Концерн КЭМЗ" выставки "Двигатели-2010".
Литература 1. ЕСКД "Электронный формуляр". Проект ГОСТ 2.612.-2009, Межгосударственный совет по стандартам, метрологии и сертификации. Минск, 2009. 2. "Разработка структуры и определение функций информационно-диагностического центра логистической поддержки эксплуатации двигателей АЛ-31Ф", Отчет по НИР, шифр "Клапан-23", этап 5, Люберцы, 2005 Связь с авторами:
| ||