Поиск по сайту


Памяти Федора Михайловича Муравченко

 

8 февраля 2010 года, на 81-м году, ушел из жизни выдающийся двигателестроитель, авиаконструктор, "Дон Кихот отечественного моторостроения", руководитель предприятия ЗМКБ "Прогресс" Федор Михайлович Муравченко.

Трудно в нескольких прощальных словах выразить всю горечь утраты и всю скорбь, которая царит в наших сердцах в связи с безвременной кончиной этого человека. Потеря великого человека - это всегда трагедия, перед которой блекнут все другие события. Федор Михайлович навсегда останется в наших сердцах как выдающийся человек, который прошел яркий жизненный путь и всегда был верен делу развития отечественного двигателестроения, достойно продолжал славные традиции запорожской школы.

Федор Михайлович Муравченко родился 18 марта 1929 г. в селе Запорожье-Грудовато Синельниковского района Днепропетровской области. В 1954 г. окончил Харьковский авиационный институт, авиамоторостроительный факультет.

Перечень его мест работы и должностей весьма небольшой:

04.1954 - 12.1959 - предприятие п/я 57, г. Запорожье, инженер-конструктор III, II категорий;

12.1959 - 03.1965 - начальник конструкторской бригады;

03.1965 - 01.1967 - ведущий конструктор;

01.1967 - 06.1983 - заместитель главного конструктора по экспериментальным работам;

06.1983 - 02.1989 - главный конструктор, 1-й заместитель руководителя предприятия "Запорожское  машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс";

02.1989 - 03.1994 - генеральный конструктор, руководитель предприятия "Запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс";

03.1994 - 08.02.2010 - генеральный конструктор, руководитель предприятия "Государственное предприятие "Запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс" имени академика А.Г. Ивченко";

01.2007 - 08.02.2010 - председатель совета корпорации "НПО "А. Ивченко".

За эти полвека с небольшим Федором Михайловичем было сделано на удивление много. Он принимал участие в создании 44 типов и модификаций авиадвигателей. Обосновал и воплотил в жизнь концепции создания семейства турбореактивных двигателей с большой степенью двухконтурности (по отдельным направлениям не имеют аналогов в мировой практике), которые дают возможность значительно снизить затраты на разработку, сертификацию и внедрение в серийное производство авиадвигателей, газовых турбин промышленного назначения. По этим концепциям (и под его руководством) созданы и введены в серийное производство: первый отечественный турбореактивный двигатель с высокой степенью двухконтурности Д-36 - базовый (6 модификаций), эксплуатируется на самолетах Ан-72, Ан-74, Ан-74ТК-300, Як-42 и имеет суммарную наработку свыше 10 млн ч; один из мощнейших в мире двигатель Д-18Т для тяжелых транспортных самолетов Ан-124 "Руслан", Ан-225 "Мрия"; турбовальный двигатель Д-136 (для вертолета Ми-26, не имеющего аналогов в мире по мощности и грузоподъемности), высоконадежный турбореактивный двигатель ДВ-2 для учебно-тренировочного самолета (УТС) L-59 производства Чехии. Проведены инжиниринговые работы по обеспечению надежности и повышению ресурса двигателей, которые находятся в эксплуатации: АИ-20 всех модификаций, АИ-24, АИ-25, АИ-25ТЛ, АИ-9, АИ-9В, Д-36, Д-136, Д-18Т. Созданы авиадвигатели: турбовинтовой ТВЗ-117ВМА-СБМ1 и вспомогательный АИ9-ЗБ для нового регионального самолета Ан-140, семейство турбореактивных двухконтурных двигателей Д-436 (6 модификаций) для пассажирских самолетов Ту-334, Ан-148 и самолета-амфибии Бе-200, турбореактивный АИ-25ТЛШ для модернизации УТС L-39 (Чехия) и JL-8 (Китай); созданы новые двигатели пятого поколения: Д-27, первый в мировой практике винтовентиляторный двигатель, обеспечивающий уникальные параметры среднего транспортного самолета Ан-70, АИ-22 для пассажирского самолета Ту-324; семейство малоразмерных двигателей АИ-450 для легких вертолетов, самолетов и БЛА; семейство АИ-222 для учебно-боевых самолетов Як-130, L-15; семейство двигателей с большой степенью двухконтурности СПМ-21 для перспективных ближне-среднемагистральных и многоцелевых транспортных самолетов; осуществлены работы по созданию 17 типов газотурбинных приводов индустриального назначения мощностью 0,5…25 МВт, среди них газовые турбины семейств Д-336 и АИ-336 мощностью 4…10 МВт (ими оснащаются газоперекачивающие станции Украины, России, Ирана, Турции, Болгарии, Азербайджана, Узбекистана), приводы электростанций АИ-2500, АИ-6000, эффективный генератор инертных газов АИ-19ГИГ для тушения пожаров в закрытых помещениях. Федор Михайлович - соавтор национальной программы "Развитие авиационной промышленности Украины", автор (соавтор) свыше 170 научных работ, имеет 42 авторских свидетельства и патента.

Ф.М. Муравченко удостоен многих свидетельств о заслугах. Он "Почетный авиастроитель" (1989); доктор технических наук (1991); академик Инженерной Академии Украины (1993), академик Международной Инженерной Академии (1996), "Почетный авиадвигателестроитель" (1996); профессор (1999); имеет почетное звание "Выдающийся инженер XX столетия" Международной Инженерной Академии (2000), член-корреспондент Национальной Академии наук Украины (отделение механики, 2003), член-корреспондент Академии Технологических Наук Российской Федерации (2003), академик Международной Академии Транспорта (2006). Награжден многими и многими научными, государственными и общественными наградами СССР, России и Украины.

Федор Михайлович с самого начала издания был членом редакционного Совета и одним из самых авторитетных и плодовитых авторов журнала "Двигатель".

Редакция журнала присоединяется к глубочайшим соболезнованиям друзьям, близким и родственникам Федора Михайловича.

Вечная память Великому Конструктору!
Помним, любим, скорбим.