НАДЕЖНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ НАДЕЖНЫХ САМОЛЕТОВ Вячеслав Александрович Богуслаев,
Сегодня наши двигатели, находящиеся в серийном производстве и на различных этапах создания для пассажирских, транспортных и военно-транспортных самолетов, охватывают турбовинтовые и турбовинтовентиляторные двигатели мощностью от 400 до 14 000 л.с., а также двухконтурные с тягой от 1500 до 23 400 кгс. Из их числа необходимо выделить двигатель Д-436-148 для пассажирских самолетов семейства Ан-148. Двигатель является очередной модификацией Д-436Т1 и соответствует современным требованиям ICAO по эмиссии и уровням шума. По своим характеристикам этот серийно выпускаемый двигатель не уступает зарубежным аналогам, которые еще находятся на этапе создания. Высокая эффективность применения АИ-450-МС достигается благодаря низкому удельному расходу топлива, являющемуся следствием высоких параметров термодинамического цикла, высоких к.п.д. узлов и выбора схемы с отбором воздуха от служебного компрессора, а также благодаря низким эксплуатационным расходам. В настоящее время ведутся работы по созданию на базе Ан-148 транспортных самолетов, способных доставить 20 т груза на дальность до 2 тыс. км, а 15 т - на дальность 3,2 тыс. км. В кооперации с ФГУП “ММПП "Салют" начато серийное производство двигателя АИ-222-25 с максимальной тягой 2500 кгс для учебно-боевого самолета Як-130, который в ближайшее время начнет поступать в центры подготовки пилотов ВВС России и Алжира. Для установки на последующие боевые модификации самолета Як-130 и аналогичные сверхзвуковые самолеты других стран на базе двигателя АИ-222-25 разработана модификация с форсажной камерой. Это двигатель АИ-222-25Ф с взлетной форсажной тягой 4200 кгс. Турбокомпрессорная часть этого двигателя практически полностью унифицирована с ТРДД АИ-222-25, дополнительно на нее установлены агрегаты и системы, обеспечивающие работу форсажной камеры и регулирование реактивного сопла. ТВ3-117ВМА-СБМ1В имеет такие же массо-габаритные и присоединительные размеры, что и двигатели на вертолетах "Ми" и "Ка". Это позволяет без доработок по планеру вертолета и его системам, а следовательно при незначительных затратах и в короткий срок ремоторизировать вертолеты, что обеспечит значительное улучшение характеристик вертолетов при их эксплуатации в условиях высокогорья и жаркого климата. В 2009 г. модернизированный вертолет Ми-24 с двигателем ТВЗ-117ВМА-СБМ1В принят на вооружение МО Украины. В настоящее время по двигателю АИ-450М оформлено совместное Решение между ОАО "Мотор Сич", ОАО "МВЗ им М.Л. Миля", ГП "Ивченко-Прогресс" и ОАО "Роствертол" по созданию двигателя, изготовлению опытной партии, а также его серийном производстве для вертолетов типа Ми-2М. Изготовлен макет двигателя АИ-450М, выполнено макетирование на вертолете, изготовлено четыре опытных образца, проводятся стендовые испытания опытных двигателей, два двигателя готовятся к отправке на ОАО "Роствертол" для установки на вертолет и проведения летных испытаний. По прогнозам экспертов сектор рынка вертолетов этого класса благодаря их универсальности будет одним из самых перспективных в ближайшие годы. Помимо грузовых и пассажирских перевозок эти вертолеты могут использоваться в качестве корпоративного и VIP-транспорта, для выполнения аварийно-спасательных и медико-эвакуационных задач при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, патрулирования автомагистралей, нефте- и газопроводов, прибрежных вод, экологического мониторинга и т.д. Лидирующим образцом модельного ряда МС-500В станет двигатель со взлетной мощностью 630 л.с., разрабатываемый по техническому заданию ОАО "Казанский вертолетный завод" для вертолета типа "Ансат". Двигатели семейства МС-500В имеют простую и эффективную конструкцию, типичную для современных двигателей этого класса мощности. Газогенератор включает одноступенчатый центробежный компрессор с высокой степенью повышения давления, кольцевую противоточную камеру сгорания и одноступенчатую турбину. Свободная турбина также одноступенчатая и развиваемая ею мощность через встроенный промежуточный редуктор передается на главный редуктор вертолета. Двигатель имеет современную электронную систему управления и контроля (FADEC) с гидромеханическим резервированием. Сейчас ведутся стендовая отработка газодинамических параметров и доводочные работы на газогенераторах и полноразмерных двигателях. На ОАО "Мотор Сич" изготовлен также ряд специальных стендов для поузловой доводки и обеспечения проведения сертификационных работ. В настоящее время в мировой практике широко применяется принцип создания семейства двигателей на основе базовой конструкции или базового газогенератора, что обеспечивает получение экономических преимуществ на всех этапах жизненного цикла двигателей. Поэтому при проектировании двигателя МС-500В были использованы конструктивные решения, призванные в дальнейшем обеспечить возможность создания на его базе перспективных двигателей других типов и назначения. Это турбовинтовые и двухконтурные двигатели для небольших административных самолетов и самолетов авиации общего назначения, вспомогательные двигатели, газотурбинные приводы и т.п. ОАО "Мотор Сич" предлагает на мировой рынок продукцию, обладающую высокими функциональными характеристиками, выпускаемую на сертифицированной производственной базе. Система качества предприятия отвечает требованиям международных стандартов серии ISO 9001:2000, что подтверждает сертификат соответствия фирмы "Бюро Веритас Сертификэйшн". ОАО "Мотор Сич" накопило большой опыт работы с предприятиями ближнего и дальнего зарубежья и может предложить рынку широчайший спектр новых изделий по самолетным и вертолетным двигателям перспективных направлений. Наша цель - производить долговечные и надежные изделия, в полной мере удовлетворяющие требованиям заказчиков и создающие максимальные удобства потребителям. Мы стремимся к дальнейшему укреплению сложившегося позитивного имиджа нашего предприятия, характеризующего "Мотор Сич" как надежного, солидного делового партнера.
| ||