Поиск по сайту


НАДЕЖНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ НАДЕЖНЫХ САМОЛЕТОВ

Вячеслав Александрович Богуслаев,
 председатель Совета директоров

 ОАО “Мотор Сич”

 

ОАО "Мотор Сич" является одним из ведущих предприятий в мире, реализующее полный цикл создания современных авиационных двигателей - от разработки, производства и испытания до сопровождения в эксплуатации и ремонта. Качество и надежность выпускаемой предприятием продукции подтверждаются ее успешной эксплуатацией более чем в 120 странах мира.

Сегодня наши двигатели, находящиеся в серийном производстве и на различных этапах создания для пассажирских, транспортных и военно-транспортных самолетов, охватывают турбовинтовые и турбовинтовентиляторные двигатели мощностью от 400 до 14 000 л.с., а также двухконтурные с тягой от 1500 до 23 400 кгс.

Из их числа необходимо выделить двигатель Д-436-148 для пассажирских самолетов семейства Ан-148. Двигатель является очередной модификацией Д-436Т1 и соответствует современным требованиям ICAO по эмиссии и уровням шума. По своим характеристикам этот серийно выпускаемый двигатель не уступает зарубежным аналогам, которые еще находятся на этапе создания.

Для различных модификаций Ан-148 и других пассажирских и транспортных самолетов с маршевыми двигателями семейства Д-436 на ОАО "Мотор Сич" создан двухвальный вспомогательный газотурбинный двигатель АИ-450-МС. Он обеспечивает запуск маршевых двигателей, а также подачу сжатого воздуха и электроэнергии в бортовые системы самолета при неработающих маршевых двигателях.

Высокая эффективность применения АИ-450-МС достигается благодаря низкому удельному расходу топлива, являющемуся следствием высоких параметров термодинамического цикла, высоких к.п.д. узлов и выбора схемы с отбором воздуха от служебного компрессора, а также благодаря низким эксплуатационным расходам.

Двигатель Д-436-148Самолет Ан-148-100 в различных модификациях обеспечивает перевозку 80 пассажиров на дальность от 2 до 5,2 тысяч километров с высоким уровнем комфорта. По соотношению стоимость/качество он превосходит все аналоги. Превосходные летно-технические характеристики самолета, возможность его использования на далеко не идеальных аэродромах из-за высокого расположения двигателей над взлетной полосой и низкой стоимости жизненного цикла позволяют надеяться, что самолет привлечет внимание авиакомпаний многих стран мира. Сейчас Ан-148 успешно эксплуатируется в авиакомпаниях России и Украины.

В настоящее время ведутся работы по созданию на базе Ан-148 транспортных самолетов, способных доставить 20 т груза на дальность до 2 тыс. км, а 15 т - на дальность 3,2 тыс. км.

В кооперации с ФГУП “ММПП "Салют" начато серийное производство двигателя АИ-222-25 с максимальной тягой 2500 кгс для учебно-боевого самолета Як-130, который в ближайшее время начнет поступать в центры подготовки пилотов ВВС России и Алжира.

Для установки на последующие боевые модификации самолета Як-130 и аналогичные сверхзвуковые самолеты других стран на базе двигателя АИ-222-25 разработана модификация с форсажной камерой. Это двигатель АИ-222-25Ф с взлетной форсажной тягой 4200 кгс.

Турбокомпрессорная часть этого двигателя практически полностью унифицирована с ТРДД АИ-222-25, дополнительно на нее установлены агрегаты и системы, обеспечивающие работу форсажной камеры и регулирование реактивного сопла.

Двигатель АИ-222-25В 2007 г. ОАО "Мотор Сич" получило Сертификат типа № СТ 267-АМД на новый вертолетный двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В. Этот двигатель идет на замену двигателям предшествующих модификаций семейства ТВ3-117В. В зависимости от типа вертолета он имеет взлетную мощность от 2000 до 2500 л.с., что достигается соответствующей настройкой системы автоматического управления и обеспечивает ее поддержание до более высоких температур наружного воздуха. Так, взлетная мощность 2200 л.с. поддерживается до +44°С. В случае эксплуатационного повреждения одного из двигателей второй двигатель переводится на режим 2,5-минутной мощности равной 2800 л.с., а затем на режим 30-минутной мощности, равной взлетному режиму. Введен также режим 30-минутной продолжительной взлетной мощности при двух работающих двигателях, обеспечивающий экстренный набор высоты. Двигатель также позволяет выполнять запуск и полеты на больших высотах (6000 и 9000 м соответственно), чем его предшественники.

Учкбно-боевой самолет Як-130ТВ3-117ВМА-СБМ1В имеет увеличенные ресурсные показатели - ресурс до первого капитального ремонта и межремонтный - 4000 часов/циклов и назначенный ресурс - 12000 часов/циклов.

ТВ3-117ВМА-СБМ1В имеет такие же массо-габаритные и присоединительные размеры, что и двигатели на вертолетах "Ми" и "Ка". Это позволяет без доработок по планеру вертолета и его системам, а следовательно при незначительных затратах и в короткий срок ремоторизировать вертолеты, что обеспечит значительное улучшение характеристик вертолетов при их эксплуатации в условиях высокогорья и жаркого климата.

В 2009 г. модернизированный вертолет Ми-24 с двигателем ТВЗ-117ВМА-СБМ1В принят на вооружение МО Украины.

Двигатель ТВ-117ВМА-СБМ1ВСамым маленьким вертолетным двигателем ОАО "Мотор Сич" является АИ-450, создаваемый совместно с ГП "Ивченко-Прогресс". В различных своих модификациях он может обеспечить мощность на взлетном режиме от 370 до 730 л.с. Модификация АИ-450М предназначена для ремоторизации ранее выпущенных вертолетов Ми-2, где она заменит двигатель ГТД-350.

В настоящее время по двигателю АИ-450М оформлено совместное Решение между ОАО "Мотор Сич", ОАО "МВЗ им М.Л. Миля", ГП "Ивченко-Прогресс" и ОАО "Роствертол" по созданию двигателя, изготовлению опытной партии, а также его серийном производстве для вертолетов типа Ми-2М. Изготовлен макет двигателя АИ-450М, выполнено макетирование на вертолете, изготовлено четыре опытных образца, проводятся стендовые испытания опытных двигателей, два двигателя готовятся к отправке на ОАО "Роствертол" для установки на вертолет и проведения летных испытаний.

Боевой вертолет Ка-52Конструкторами ОАО "Мотор Сич" ведутся работы по созданию вертолетного двигателя МС-500В. Он станет базовым для семейства двигателей в классе мощности 600... 1000 л.с., предназначенных для установки на вертолеты различного назначения с взлетной массой 3,5...6 т.

По прогнозам экспертов сектор рынка вертолетов этого класса благодаря их универсальности будет одним из самых перспективных в ближайшие годы.

Помимо грузовых и пассажирских перевозок эти вертолеты могут использоваться в качестве корпоративного и VIP-транспорта, для выполнения аварийно-спасательных и медико-эвакуационных задач при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, патрулирования автомагистралей, нефте- и газопроводов, прибрежных вод, экологического мониторинга и т.д.

Лидирующим образцом модельного ряда МС-500В станет двигатель со взлетной мощностью 630 л.с., разрабатываемый по техническому заданию ОАО "Казанский вертолетный завод" для вертолета типа "Ансат".

Двигатели семейства МС-500В имеют простую и эффективную конструкцию, типичную для современных двигателей этого класса мощности. Газогенератор включает одноступенчатый центробежный компрессор с высокой степенью повышения давления, кольцевую противоточную камеру сгорания и одноступенчатую турбину. Свободная турбина также одноступенчатая и развиваемая ею мощность через встроенный промежуточный редуктор передается на главный редуктор вертолета. Двигатель имеет  современную электронную систему управления и контроля (FADEC) с гидромеханическим резервированием.

Вертолетный двигатель МС-500ВПри проектировании двигателей семейства МС-500В на ОАО "Мотор Сич" используется опыт, полученный при создании вспомогательного двигателя АИ-450-МС для самолета Ан-148, а также имеющиеся передовые и проверенные конструктивно-технологические решения. Это позволяет в сравнительно короткий срок и с небольшими затратами создать двигатели, которые по своим техническим характеристикам не уступают зарубежным аналогам и дает возможность достичь высоких экономических показателей вертолетов при их коммерческой эксплуатации.

Сейчас ведутся стендовая отработка газодинамических параметров и доводочные работы на газогенераторах и полноразмерных двигателях. На ОАО "Мотор Сич" изготовлен также ряд специальных стендов для поузловой доводки и обеспечения проведения сертификационных работ.

В настоящее время в мировой практике широко применяется принцип создания семейства двигателей на основе базовой конструкции или базового газогенератора, что обеспечивает получение экономических преимуществ на всех этапах жизненного цикла двигателей. Поэтому при проектировании двигателя МС-500В были использованы конструктивные решения, призванные в дальнейшем обеспечить возможность создания на его базе перспективных двигателей других типов и назначения. Это турбовинтовые и двухконтурные двигатели для небольших административных самолетов и самолетов авиации общего назначения, вспомогательные двигатели, газотурбинные приводы и т.п.

ОАО "Мотор Сич" предлагает на мировой рынок продукцию, обладающую высокими функциональными характеристиками, выпускаемую на сертифицированной производственной базе.

Система качества предприятия отвечает требованиям международных стандартов серии ISO 9001:2000, что подтверждает сертификат соответствия фирмы "Бюро Веритас Сертификэйшн".

ОАО "Мотор Сич" накопило большой опыт работы с предприятиями ближнего и дальнего зарубежья и может предложить рынку широчайший спектр новых изделий по самолетным и вертолетным двигателям перспективных направлений.

Наша цель - производить долговечные и надежные изделия, в полной мере удовлетворяющие требованиям заказчиков и создающие максимальные удобства потребителям. Мы стремимся к дальнейшему укреплению сложившегося позитивного имиджа нашего предприятия, характеризующего "Мотор Сич" как надежного, солидного делового партнера.
 

 

ОАО "Мотор Сич"
пр. Моторостроителей, 15,
Запорожье, 69068, Украина.
Тел.: (38061) 720-48-14
Факс: (38061) 720-50-05

E-mail: eo.vtf@motorsich.com
http://www.motorsich.com