АНАЛИЗ РАЗРАБОТКИ И ПРОИЗВОДСТВА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Сергей Сергеевич Демин, к.э.н., ГосНИИГА УДК 656.7.072
В статье рассмотрены направления модернизации отечественной авиационной техники в рамках подпрограммы "Гражданская авиация" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)". The article is considered questions about some developmental prospects modernize of aviation technics in 2002-2010 years Ключевые слова: авиационная промышленность, авиационная техника, федеральная целевая программа, модернизация, транспорт В области авиационной промышленности одной из основных программ, координирующих деятельность предприятий отрасли, является Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" [1]. В 2009 г. в рамках данной Программы были заключены государственные контракты на сумму 16152,0 млн. рублей, что составляет 83,1% от запланированного объема годовых бюджетных средств. Выделялись бюджетные инвестиции на реконструкцию предприятий авиационной промышленности (643,4 млн. руб., 13 контрактов), вложены бюджетные средства в НИОКР в объеме 10582,5 млн. руб. (50 контрактов), прочие расходы составили 4926,1 млн. руб. (30 контрактов). Результаты реализации Программы в первом полугодии 2009 г. по отдельным направлениям состоят в следующем. В рамках мероприятий по поддержке проектов на новой организационной основе разрабатывался новый региональный самолет RRJ (SSJ-100). Две машины были переданы на летные испытания, на них выполнено около 220 испытательных полетов. Были подтверждены основные характеристики, в том числе из числа оцениваемых при сертификации. В настоящее время ведется сборка третьего и четвертого экземпляров самолетов, которые будут участвовать в летных сертификационных испытаниях. Выполняется корректировка рабочей конструкторской документации турбореактивного двухконтурного двигателя SaM-146. В рамках Программы проводились специальные испытания отдельных узлов двигателя, завершено изготовление и проведены приемочные испытания SaM-146, предназначенных для проведения сертификационных испытаний третьего опытного самолета. Программа предусматривала доработку вертолета Ми-38. В первом полугодии 2009 г. велась постройка третьего опытного экземпляра вертолета, изготовление стендов для наземных сертификационных и ресурсных испытаний, осуществлялись испытания и сертификация вертолета, прорабатывался технический облик дополнительных вариантов применения вертолета. По многоцелевому вертолету Ка-62 в рамках Программы велась разработка рабочей конструкторской документации интерьера, кресел экипажа и пассажира, силовой установки, топливной системы и других систем и агрегатов, готовилось производство и производились детали второго опытного образца вертолета. Осуществлялась разработка облика нового ближне-среднемагистрального самолета МС-21с перспективным двигателем тягой от 9 до 18 тс. Для этого и других самолетов гражданской авиации велась разработка концепции создания семейства двигателей. В рамках Программы сертифицирована модификация двигателя ПС-90А с повышенным ресурсом и уменьшенной себестоимостью, разработаны предложения по составу и содержанию системы ключевых показателей экономической эффективности производства двигателей семейства ПС-90А. Обоснована система мероприятий по использованию технологических ресурсов других предприятий отрасли, обеспечивающих снижение себестоимости и сокращение производственного цикла их изготовления. Программой предусматривалась доработка самолета Ту-204-300 и глубокая модернизация самолета Ту-204 (Ту-204СМ), выполнение мероприятий по повышению уровня надежности и улучшения эксплуатационных характеристик самолетов семейства Ту-204/214. Сегодня особую остроту приобретает разработка новых методов стратегического управления как отдельными предприятиями, так и интегрированными производственными структурами. Обособленная организация не обладает ресурсами и стратегическими навыками, достаточными для достижения конкурентоспособности на мировом рынке. Поэтому для обеспечения соответствия отечественной авиационной промышленности современному уровню рыночных отношений требуется переориентация системы управления предприятиями на стратегическом уровне [2]. В современных условиях корпоратизация становится привлекательной стратегией для многих отраслей оборонно-промышленного комплекса. В последние годы многие предприятия авиационной промышленности вошли в состав таких корпораций как ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ОАО "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром", ОАО "Объединенная двигателестроительная корпорация" и другие [3]. В связи с мировым финансовым кризисом в 2009 г. сократились возможности привлечения внебюджетных средств в интересах реализации Программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", что требует разработки и внедрения механизмов государственной поддержки обеспечения привлечения кредитных источников. С проблемами столкнулись разработчики вертолета средней грузоподъемности Ми-38: о выходе из программы его создания заявила фирмы "Пратт энд Уитни", создававшая двигатель PW-127TS. В связи с этим намечается замена двигателя отечественным ТВ7-117В, который разрабатывается ОАО "Климов", но это неизбежно приведет к сдвигу сроков сертификации вертолета. Кроме того, экономический кризис негативно повлиял на работу предприятий отечественной авиационной промышленности. Запланированные объемы выпуска воздушных судов в 2009-2012 годах не будут реализованы, что приведет к неполному выполнению Федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". Литература 1. Демин С.С. Организация инновационного производства в авиастроении. - М.: Изд-во МАИ, 2006, 184с. Сведения об авторе:
| ||