Поиск по сайту


СТЕНД № 1. ПЕРВЕНЕЦ ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РАКЕТОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ, СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА ПЕРВЫХ ПОБЕД НАШЕЙ СТРАНЫ В КОСМОСЕ

Евгений Иванович Пахомов, главный специалист ОАО "НПО Энергомаш им. акад. В.П. Глушко"

 

24 мая 1948 г. - день рождения стенда № 1, первого огневого стенда для испытания мощных ЖРД в ракетно-космической отрасли нашей страны. В этот исторический день фактически завершился начальный этап создания испытательной базы ОКБ-456. С той поры прошло 60 лет, и сегодня стенд № 1 используется для проведения огневых испытаний ЖРД большой мощности на компонентах топлива "жидкий кислород + керосин" в условиях, максимально приближенных к натурным в составе ракетно-космического комплекса.

За годы существования стенда № 1 на нем прошли доводку и получили путевку в жизнь многочисленные семейства ЖРД нашего предприятия:
- первенцы, начиная с РД-100;
- уникальные по конструкции, совершенные по надежности, непревзойденные по продолжительности использования двигатели РД-107, РД-108;
- созданные на компонентах штатных топлив двигатели РД-216, РД-253 и их модификации;
- сверхмощные двигатели на экологически чистых компонентах: РД-170 и его разновидности РД-180 и РД-191.

Каждый из ранее созданных ЖРД предназначался для установки на конкретные ракетоносители, выполнял задачи по обеспечению обороноспособности страны и полетов космических аппаратов, в том числе первого спутника Земли, первого пилотируемого аппарата "Восток". В настоящее время, пройдя доводку на стенде № 1, двигатели нашего НПО вышли на международную арену.

А начиналось это так.

Боевой опыт использования баллистических ракет дальнего действия фашистской Германией в заключительной фазе Второй мировой войны привлек внимание военно-политического руководства СССР и отечественных специалистов по ракетной технике.

Первые конкретные сведения о двигателе немецкой ракеты А-4 (ФАУ-2) в ОКБ-РД в Казани (так называлось в последние годы войны наше предприятие) были получены весной 1945 г. из НИИ-1, куда в конце 1944 г. была доставлена с освобожденной территории Польши матчасть упавшей в болота ракеты А-4. Более полное представление о конструкции, производстве и испытаниях этих двигателей работники ОКБ-РД получили во время командировки в оккупационную зону Германии с июля 1945 г. по январь 1947 г. Из Казани в Германию выехала группа испытателей во главе с В.Л. Шабранским, занимавшимся в ОКБ-РД стендовыми огневыми испытаниями двигателя РД-1. Несколько ранее в Германию прибыли С.П. Королев, В.П. Глушко, Н.А. Пилюгин и другие советские специалисты. Каждый из них работал по своему направлению. Специалисты нашего предприятия приехали в Леестен - провинциальный городок, где в гористой местности Тюрингии немцы построили испытательную станцию для испытания камер сгорания и двигателя ФАУ-2 в целом. Во время военных действий часть объектов испытательной станции была разрушена, а остатки оборудования вывезли американцы, оккупировавшие на некоторое время эту территорию. Впоследствии на заводе была создана совместная советско-немецкая администрация, задачей которой стало восстановление станции, для чего было необходимо:
- отремонтировать отдельные элементы станции;
- изучить структуру и состав оборудования;
- освоить методику проведения испытания;
- дооснастить все вспомогательные службы станции;
- научиться самим проводить испытания;
- научиться не только разговорной немецкой речи, но и освоить специфический технический немецкий язык.

В.Л. IабранскийВсе эти задачи удалось успешно решить, в том числе благодаря участию немецких специалистов - испытателей, механиков, конструкторов, оставшихся в советской зоне оккупации. Рабочие места огневого стенда были восстановлены. За 19 месяцев были проведены сотни огневых испытаний. Получена богатейшая испытательная практика, ставшая основой будущих достижений испытателей ОКБ-456.

Начало созданию отечественной ракетно-космической отрасли было положено выходом постановления Совета министров СССР от 13 мая 1946 г. по развитию реактивного вооружения. Этим постановлением был организован Специальный комитет по реактивной технике при Совете министров СССР и определено, что работы по развитию реактивной техники являются важнейшей государственной задачей. О значении данного постановления свидетельствует тот факт, что его подписал лично председатель Совета министров СССР И.В. Сталин.

В соответствии с постановлением министр авиационной промышленности (в то время наше предприятие входило в его состав) своим приказом от 3 июля 1946 г. переориентировал авиационный завод № 456 в Химках на производство жидкостных реактивных двигателей для ракет типа А-4. Сегодня трудно себе представить, какие великие трудности и лишения вынесли наши пионеры ракетного дела, в том числе и испытатели. Продовольственные карточки, съемное жилье, дети на улице, а не в детских садах. Ни света, ни горячей воды, ни удобств! А работа от зари до зари. Но был неподдельный энтузиазм, жажда свершений, гром побед, искреннее ликование!

Начал восстанавливаться наш завод. Настал момент, когда Д.Д. Севрук, первый заместитель В.П. Глушко, и начальник лаборатории № 51 В.Л. Шабранский выбрали место на высоком берегу речки Химка и забили в землю кол: "Здесь быть стенду № 1"! Еще через полтора года он был готов к эксплуатации, хотя еще не был отстроен полностью, не благоустроена территория, не построена вся инфраструктура лаборатории огневых испытаний мощных ЖРД. На рассвете 24 мая 1948 г. окрестности Химок озарились вспышкой яркого света, затмившего восходящее солнце. Мирно спавших жителей разбудил рукотворный гром. Что же случилось?!

Это было первое огневое испытание ЖРД РД-100 производства нашего завода, почти точной копии ЖРД ФАУ-2; первое огневое испытание первого мощного ЖРД на самом первом в СССР огневом стенде № 1.
Первые огневые испытания ЖРД проводил начальник станции огневых испытаний мощных ЖРД В.Л. Шабранский.

На стенде трудились первопроходцы огневых испытаний, выполнившие большой объем работ по технологическому монтажу стендовых систем, обеспечившие их работоспособность и безотказность в процессе первого испытания. Каждый из них объединял в себе несколько специальностей: стендовик и слесарь, монтажник и сварщик, наладчик и контролер, выполнял любую порученную ему работу. Им были свойственны безграничный патриотизм, дружная работа, взаимопомощь и взаимовыручка. Работали, не считаясь с личным временем, проявляя исключительную исполнительность, внимание и инициативу. Это были замечательные люди. Это были прекрасные, незабываемые времена!

Вскоре коллектив стенда № 1 пополнился новыми сотрудниками и перешел на двухсменную работу. Казалось бы, стало полегче, но где там...

По воспоминаниям В.Л. Шабранского, в чести были записи в журнале передачи смен: "Ушли в 3 часа ночи"; "Стенд закрыли в 4 утра" и т.д. Это не были записи отчаяния. Стендовики наравне со всем коллективом предприятия делили радость и гордость за выполнение задания Родины.

Обработку результатов первых испытаний проводили А.П. Июдин и немецкие специалисты Шварц и Меер.
Одним из первых инженеров, освоивших методику проведения огневых испытаний, стал перешедший из отдела № 54 А.И. Лебедев, назначенный впоследствии первым начальником стенда № 1 и являвшийся легендарной фигурой лаборатории № 51.

На стенде № 1 с 1948 по 1954 гг. были отработаны и сданы в серию ракетные двигатели РД-100, РД-101 и РД-103М. В 1956 г. ракета Р-5М с двигателем РД-103М пролетела заданное расстояние и доставила в точку приземления боевую головку с ядерным зарядом. За создание мощного надежного ЖРД главному конструктору ОКБ-456 В.П. Глушко было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Большой отряд сотрудников предприятия был награжден орденами и медалями, в том числе испытатели. ОКБ-456 также получило свою первую награду - орден Трудового Красного Знамени.

Нельзя умалять вклад работников стенда № 1 в эти первые значительные успехи нашего предприятия. Вместе с тем нельзя не подчеркнуть, что эти достижения - результат коллективной работы научно-исследовательской лаборатории - специализированного подразделения предприятия, организационно оформленного В.П. Глушко приказом от 17 марта 1947 г. Возглавлял НИЛ Д.Д. Севрук - первый заместитель В.П. Глушко. О значении, которое придавал В.П. Глушко научно-исследовательским лабораториям, свидетельствует тот факт, что при общей численности ОКБ-456 на 1 июля 1947 г. 431 человек 180 (~ 42%) из них работали в НИЛ. Вместе с тем, практика создания первых ЖРД показала, что каждый вновь разрабатываемый двигатель требует существенной переделки, а зачастую и коренной реконструкции испытательных сооружений. Опыт работы подсказал настоятельную необходимость создания в рамках НИЛ самостоятельных проектно-строительных подразделений, специализированных механических цехов, задачей которых являлось изготовление стендовой автоматики и оснастки.

Закончился первый этап эксплуатации стенда № 1. Здесь уместно остановиться на двух существенных моментах, характеризующих руководителя предприятия В.П. Глушко.

Конец 1948 г. Младенческий этап становления испытательной базы предприятия. Только-только освоена технология проведения экспериментов, "набита рука" у инженеров и рабочих. Как всегда, наружу выплескиваются ошибки, недочеты, недосмотры. 30 ноября 1948 г. В.П. Глушко подписывает приказ, в котором отмечает: "КБ не всегда уделяет внимание доводочным работам, не всегда принимает в них активное, ведущее участие; НИЛ не проявляет должную активность, не полностью учитывает, не систематизирует и не анализирует результаты доводочных испытаний, не делает обстоятельные критические выводы, в результате чего не все дефекты агрегатов выявляются, а выявленные - не подвергаются изучению и устранению". Подобные претензии в приказе были предъявлены и основному производству завода.

Исторический приказ! Он не потерял и не потеряет своей актуальности на нашем предприятии во все времена. Этот приказ определил на долгие годы пути создания жидкостных ракетных двигателей. Завершалась констатирующая часть приказа утверждением: "Задача может быть решена лишь при слаженной оперативной работе всех подразделений предприятия". Для нас, испытателей, приказ стал на долгие годы руководством к постоянному воплощению в жизнь двух из многочисленных постулатов В.П. Глушко:
- все, что должно летать, должно быть испытано на земле, в условиях, максимально приближенных к натурным;
- испытатель - обязательный и полноправный участник создания ЖРД.

Нам, работникам ОКБ-456, которым посчастливилось работать под руководством В.П. Глушко, не раз приходилось становиться свидетелями того, что нами руководил не только выдающийся конструктор, большой ученый, но самое главное - государственный деятель. Конечно, почетно быть членом ЦК КПСС, депутатом Верховного Совета СССР, но быть государственным мужем не каждому дано. Со свойственной ему энергией В.П. Глушко решал организационно-технические и хозяйственные задачи предприятия. Поражаешься его вниманию к людям, к решению возникающих вопросов быта, благополучия, постоянного улучшения условий труда работающих.

Известно, что труд испытателей ЖРД сопровождается постоянным воздействием на организм человека психологических перегрузок и вредных факторов и осуществляется в условиях повышенной опасности. Этот труд вызывает огромное нервное напряжение, он связан с работой на объектах и системах высокого давления, обслуживанием многочисленных и многообразных грузоподъемных механизмов, электрических систем, работой с вредными компонентами ракетных топлив. Заботясь о здоровье обслуживающего персонала только что вошедшего в эксплуатацию стенда № 1, В.П. Глушко добился распространения на наше предприятие действия постановления правительства, согласно которому в связи с высоким дополнительным напряжением и вредностью работ для испытателей стенда № 1 был установлен шестичасовой рабочий день. Кроме того, каждый испытатель обеспечивался талонами на получение спецжиров. С тех пор испытатели на законном основании получают положенные им льготы.

Начался второй этап в жизни стенда № 1, один из самых знаменательных, самых победоносных. 20 мая 1954 г. правительство СССР подписало постановление о разработке межконтинентальной двухступенчатой ракеты Р-7. На первой и второй ступенях ракеты должны устанавливаться двигатели РД-107 и РД-108, разработанные ОКБ-456. Совершенно новые по конструкции, со значительным увеличением давления в камере сгорания и тяги, с использованием керосина в качестве горючего. На реконструированном стенде № 1 в 1955 г. начались доводочные испытания новых двигателей. Стенд претерпел существенную реконструкцию: был уменьшен вдвое (с 45° до 22°) угол установки двигателя на стендовый силоизмерительный станок; вдвое увеличилось количество расходных баков компонентов топлива. Претерпели существенные изменения практически все стендовые системы.

Но самое главное - на стенде сложился исключительно работоспособный, слаженный, дружный, высококвалифицированный коллектив во главе с его начальником А.И. Лебедевым.

В 1960 г. доводка ЖРД РД-107 и РД-108 на нашем предприятии закончилась. К производству серийных двигателей приступил завод в Куйбышеве (ныне Самара). Приятно сознавать, что изготовленные на нашем предприятии двигатели стояли в 1957 г. и на первой межконтинентальной баллистической ракете, и на ракете, которая вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли!

В конце 1959 г. предприятие приступило к отработке двигателя РД-111 на той же паре компонентов "жидкий кислород + керосин". Двигатель предназначался для новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-9.

Один вид этого двигателя вызывал эстетическое наслаждение благодаря совершенным формам. Кто бывал и бывает у здания музея Вооруженных Сил, тот видел воздвигнутую на пьедестал ракету, на срезе которой видны сопла "девятки".

В период доводки двигателя РД-111 на стенде № 1 впервые в стендовой и заводской практике была отработана методика повторных испытаний без съема двигателя со стенда с заменой на нем отдельных агрегатов, внедрен в эксплуатацию технологический процесс качания камер сгорания с переходом при испытании питания рулевых машин с масла на керосин - основной компонент топлива. Освоена технология переохлаждения жидкого кислорода. Преодолевая различные технические трудности, работники стенда № 1 успешно за 2,5 года закончили доводку двигателя РД-111, и предприятие сдало его в серию. Укрепился инженерный состав стенда.

Космический полет Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961 г. стал выдающимся событием в истории человечества. До сегодняшнего дня работники нашего предприятия, в их числе и испытатели, ставшие свидетелями этого невиданного достижения, испытывают естественную гордость. За обеспечение вывода на космическую орбиту Земли первого космонавта работники предприятия получили государственные награды: 12 человек звание Героя Социалистического Труда, из них главный конструктор В.П.Глушко - вторично, работники НИЛ - начальник испытательной лаборатории № 51 В.Л. Шабранский, бригадир бригады испытателей Н.А. Шмагин. Бригадир бригады испытателей С.А. Извольский стал кавалером Ордена Ленина.

С середины 1962 г. стенд № 1 в очередной раз остановился на широкомасштабную реконструкцию. В чем она заключалась? Во-первых, уже при испытаниях "семерки" и "девятки" проблемой испытательной станции стали светомаскировка и шумоглушение. При пусках, особенно в вечернее и ночное время, над Химками наступали "белые ночи". В расположенных неподалеку от стендов жилых массивах, как образно выражался народ, "звенели окна и двигались кровати". Во-вторых, с 1959 по 1965 гг. в нашем ОКБ были разработаны и прошли доводку двигатели для боевых ракет Р-14, Р-16 и Р-36, работавшие на высокотоксичных компонентах штатного топлива. Это резко обострило экологическую обстановку на испытательной станции, предприятии и жилом массиве, застройка которого жилыми зданиями шла исключительно высокими темпами. Стоял вопрос о закрытии испытательной базы.

В начале шестидесятых годов прошлого века по техническому заданию ОКБ-456 головной проектный институт ИПРОМАШПРОМ с привлечением отраслевых и академических институтов разработал проект так называемого "закрытого" выхлопа, суть которого состоит в следующем. Двигатель помещается в полузакрытый объем - бронекамеру, где готовится к огневому испытанию. С момента запуска двигателя выходящие из сопел камер сгорания газы по специальному газожидкостному тракту, пройдя серию устройств гашения скорости потока, выбрасываются в атмосферу из трубы на высоту до 300 м и рассеиваются в воздухе.

Так осуществляется шумоглушение и светомаскировка. Одновременно в специальных устройствах происходит полная нейтрализация вредных выбросов в газовой струе. Это большое техническое достижение испытателей НПО Энергомаш. Попытки обвинить нас в нарушении экологической обстановки в городе имеют место до сих пор, но мы со всей ответственностью заявляем, что такие обвинения не имеют под собой никакой почвы. Об этом свидетельствуют постоянные анализы окружающей среды в городе. Реконструкция систем стенда № 1 продолжалась 20 месяцев. 10 марта 1964 г. впервые на нашем предприятии, впервые в нашей стране, в ракетно-космической отрасли, впервые в мире на стенде № 1 состоялось испытание двигателя РД 253 с "закрытым" выхлопом.

В течение одиннадцати лет на стенде № 1 продолжались испытания двигателей на штатных компонентах топлива. На нем получили путевку в жизнь двигатель РД-253 для ракеты "Протон", двигатели РД-263 и РД-268 для боевых ракет.

Все эти годы коллектив работал с величайшим напряжением сил. Немалую пользу приносило широко развернутое в стране движение за Коммунистический труд. Наше предприятие встало на трудовую вахту и обязалось провести первое огневое испытание двигателя РД-263 к 100-летней годовщине со дня рождения В.И. Ленина. Обязательство было выполнено достойно! Впервые в истории развития испытательной базы на стенде № 1 при испытании ЖРД имитировались условия подобия работы двигателя в условиях "минометного старта" межконтинентальной баллистической ракеты.

С начала 1974 г. предприятие приступило к созданию сверхмощных ЖРД РД-170. Конструкторским бюро была разработана обширная программа доводочных экспериментальных работ, в которой стенду № 1 ставилась задача отработки в 1977-1978 гг. газогенератора будущего большого двигателя в составе установки 3УК. На 1978-1979 гг. была запланирована отработка полноразмерного ТНА в составе установки 6УК. В 1982 г. планировалось приступить к испытаниям товарных двигателей РД-170.

Стенд № 1 выполнил стоявшие перед ним задачи по доводке установок 3УК и 6УК и встал на очередную реконструкцию под полноразмерный двигатель РД-170. Ранее поставленными планами предполагалось, что мощность стенда должна обеспечить испытания товарных двигателей продолжительностью 45 с. В 1981 г. испытатели стенда № 1 неожиданно получили приказание В.П. Глушко: сделать стенд вторым полноразмерным рабочим местом, как и стенд № 2. Дальновидное государственное решение! Но... Вновь понадобились неимоверные героические усилия многочисленного коллектива проектантов, строителей, монтажников и испытателей для осуществления этой сверхзадачи. За 1 год и два месяца стенд № 1 вошел в строй в 1982 г. Вошел в историю! В 1993 г. в результате нарушения технологической дисциплины был на долгие годы выведен из строя стенд № 2. Стенд № 1 в одиночку почти целое десятилетие нес всю нагрузку по испытаниям двигателей РД-180, РД-171М.

В 1977 г. при раскопке котлована под новый гидрогаситель эскаватор откопал в бывшем русле речки Химка камеру сгорания двигателя РД-103М, улетевшую в речку после аварийного исхода испытания. Стендовики ее бережно отремонтировали, и она стала основой и первым экспонатом мемориала стенда № 1.

На стендах мемориала поместили фотографии пионеров-испытателей и воспоминания их первого начальника - Виталия Леонидовича Шабранского, Героя Социалистического Труда, Лауреата Ленинской премии, кавалера многих орденов СССР, профессора, доктора технических наук, заслуженного работника предприятия, заместителя главного конструктора по экспериментальным работам. Величественный, необычный мемориал!

Жизнь стенда № 1 продолжается!

В заключение хотелось бы особо подчеркнуть следующее. Развитие испытательной станции огневых испытаний мощных ЖРД происходило по мере постановки нашему предприятию новых государственных задач. 19 апреля 1951 г. вступил в строй стенд № 2; в апреле 1956 г. - стенд № 3; в апреле 1958 г. - стенд № 4. Каждый стенд имеет свою славную историю.

Однако среди других аналогичных объектов стенд № 1 занимает особое положение по следующим причинам:
- он является первым мощным стендом в стране, благодаря которому был совершен гигантский скачок по многим характеристикам ЖРД;
- здесь впервые осваивалась эксплуатация новых стендовых  систем, новые методики и технологии проведения  испытаний, осваивался и приобретался новый опыт;
- на стенде прошли обучение и стали испытателями не только собственные мотористы и инженеры, но и многочисленный отряд испытателей родственных предприятий;
- опыт его эксплуатации с учетом недостатков работы помог создать на многочисленных родственных предприятиях более совершенные, надежные и безопасные стенды;
- работники стенда №1 оказали неоценимую помощь испытателям родственных предприятий, выезжая на испытательные объекты для консультаций и обмена опытом.

Сегодня стенду № 1 - более 60 лет. Он был, есть и будет всегда Первым!