Поиск по сайту


ПЕРВЫЕ ЧТЕНИЯ ПО ГИПЕРЗВУКУ ПАМЯТИ Д.Д. ГИЛЕВИЧА

 

Александр Дмитриевич Боровиков, МАИ

Юрий Михайлович Кочетков, Центр Келдыша

 

C 24 по 25 декабря 2009 г. в МАИ под председательством профессора В.М. Абашева и сопредседательством доцента К.И. Сыпало прошли открытые тематические чтения "Проблемы создания двигательных установок для высокоскоростных авиационно-космических изделий". Чтения были посвящены памяти профессора, главного конструктора ТМКБ "Союз" в 80-х годах ХХ века Дмитрия Дмитриевича Гилевича и проводились в связи с восьмидесятилетием со дня его рождения.

Чтения открылись пленарным заседанием в зале Ученого совета института. Одной из основных задач чтений была систематизация накопленного к настоящему времени богатейшего отечественного экспериментально-теоретического материала по проблемам практического гиперзвука. Это особенно актуально в свете того, что сегодня большое число зарубежных перспективных исследований и разработок в области авиационной и ракетной техники связано с гиперзвуковыми летательными аппаратами (ГЛА). Достаточно упомянуть тот факт, что конгрессом США был секвестрирован целый ряд программ по созданию и модернизации истребителей 5-го поколения и беспилотных ЛА в пользу работ по перспективным исследованиям и практическому проектированию в области ГЛА. Результатом этого стало создание ГЛА X-43 (летные испытания) и проектирование гиперзвуковой ракеты Х-51, первые летные испытания которой планировались на 2009 г. Кроме того, подобные исследования ведутся в Европе (концерн EADS), Израиле, Индии (проект "Брамос-2", DRDL и т.д.).

Необходимо отметить, что предприятия авиационной и ракетно-космической промышленности СССР и России стояли у истоков гиперзвуковой техники. В частности, в 1980-х гг. у нас в стране в КБ "Радуга" было начато проектирование ГЛА X-90, а в ТМКБ "Союз" был создан и прошел госиспытания ПВРД для него. В настоящее время работы в указанном направлении возобновлены на целом ряде российских предприятий (КТРВ, ЦИАМ и др.) в соответствии с гособоронзаказом.

Выступившие отмечали заслуги Гилевича, его особенную методологию в решении сложнейших физических задач, встречающихся в этой области знаний. Перейдя на преподавательскую работу в МАИ, Дмитрий Дмитриевич прекрасно применил свои нестандартные подходы к теме при чтении лекций, что принесло ему популярность среди студентов и сделало одним из лучших преподавателей двигательного факультета.

Докладчиками на научной части чтений были специалисты из ЦИАМ (В.А. Виноградов, А.И. Ланшин), ЦАГИ (А.А. Губанов, А.К. Трифонов), Центра Келдыша (В.М. Ануфриев, И.А. Голов), ТМКБ "Союз" (А.М. Терешин, В.М. Петренко) и МАИ (А.Д. Боровиков, В.М. Левин).

В докладах были изложены новые результаты, полученные на протяжении последнего десятилетия. Многие доклады содержали результаты работ, полученных лично Д.Д. Гилевичем. Выступающие также отметили, что Д.Д. Гилевич за свою творческую деятельность поставил перед отраслью много вопросов, которые уже решаются и требуют своего решения в будущем. Единодушным было мнение сделать эти чтения регулярными с интервалом в год.

АбашевВиктор Михайлович Абашев, профессор МАИ:

"Если отбросить частности, то все основные отечественные "сработавшие" полноразмерные гиперзвуковые двигатели были воплощены в металл в ТМКБ "Союз" под руководством Дмитрия Дмитриевича".
Юрий Михайлович Кочетков, ФГУП "Центр Келдыша", начальник отдела:
 "…Думаю, что выражу общее мнение, если скажу, что было бы уместно и правильно видеть фотографию Дмитрия Дмитриевича среди выдающихся выпускников МАИ, а на фасаде двигательного факультета - его мемориальную доску".

 

БарановскийСергей Игоревич Барановский, руководитель ОНИЛ-2 (МАИ) в 1980-е гг.:

"Без требовательной, внимательной и бережной опеки ОНИЛ-2 со стороны Дмитрия Дмитриевича ее создание и успешное функционирование в течение десятилетия было бы невозможно".

Алексей Борисович Агульник, декан двигательного факультета МАИ:

"Я могу засвидетельствовать, что уже будучи безнадежно больным, под капельницей и в больнице (где я его навещал) Дмитрий Дмитриевич продолжал заинтересованно, с огоньком и юмором напряженно работать".

ПетренкоВладислав Михайлович Петренко, зам. гл. конструктора ТМКБ "Союз" в период, когда его возглавлял Д.Д. Гилевич:

"Все те, кто плотно работал с Дмитрием Дмитриевичем, могут подтвердить его уникальную способность находить простые решения для сложнейших технических задач".