РОССИЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА Юрий Романович Сергей
28 августа 2009 г. в рамках выставки "Интеравто-2009" состоялся очередной IV Международный автомобильный форум, посвященный нынешним проблемам российского автопрома. Организаторы форума (Комитет ТТП РФ по предпринимательству в автомобильной сфере, НП "Объединение автопроизводителей России" и ОАО "АСМ-холдинг") так спланировали его проведение, что выступления участников и обсуждения разделились на две части: первая - направления политики Минпромторга РФ в отношении отечественного автопрома, вторая - итоги работы предприятий и администраций автопроизводящих областей в условиях кризиса. В выступлении А.Л. Рахманова, директора Департамента автомобильной промышленности Минпромторга РФ, была дана общая оценка работы автопрома в текущем году, а также изложены основные направления развития отрасли на ближайшее десятилетие. Было подчеркнуто, что стратегия правительства не сформирована окончательно, это только "ключевые элементы, которые помогут сформировать понимание, в какую сторону мы пытаемся двигаться". Основные проблемы нашего автомобильного рынка, по словам А.Л. Рахманова, следующие: В такой ситуации "очень скоро так называемая российская автомобильная промышленность превратится в комбинацию сборочных заводов". По оценке аналитиков, компания с общим объемом производства менее 3 млн автомобилей в год не выживет в нынешних условиях. Основные усилия в этой ситуации должны быть направлены на совершенствование модельного ряда с элементами новейших технологий, глобальное развитие маркетинга и продаж с возрождением экспортной составляющей рынка. Не обойтись сейчас без глобализации брендов, без единых автомобильных платформ и комплектующих. Покупка, по мнению А.Л. Рахманова, зарубежных активов может иметь место сегодня только при получении доступа к интеллектуальной собственности. Основные направления деятельности и результаты работы предприятий и администраций автопроизводящих областей в условиях кризиса были представлены в следующих выступлениях. Доклад директора по корпоративным финансам ОАО "КАМАЗ" Е. Милиной "Оптимизация деятельности автомобилестроительной компании в современных экономических условиях" порадовал тем, что, оказывается, автомобилестроители в Набережных Челнах уже несколько лет строят свою деятельность именно по тем направлениям, которые министр автопрома определил как "ключевые" на ближайшую перспективу. Прямо по пунктам. Совершенствование модельного ряда. В стадии активной реализации находятся проекты создания семейства полноприводных многофункциональных автомобилей нового поколения, создания производства 4- и 6-цилиндровых двигателей Cummins 4…7 литров и КПП для грузовых автомобилей фирмы ZF. Причем около 30 % финансирования проектов осуществлено за счет собственных средств ОАО "КАМАЗ". Возрождение экспортной составляющей рынка. Активное продвижение на рынках ближнего (Казахстан, Украина, Азербайджан, Туркмения) и дальнего (Индия, Вьетнам, Куба, Иран) зарубежья, строительство сборочных производств за рубежом. Глобальное развитие маркетинга в "камазовском" прочтении реализуется как стратегическое партнерство с мировыми лидерами (в том числе по производству компонентов), способность компании изменять масштаб бизнеса в зависимости от ситуации на рынке, антициклическое регулирование производства в условиях кризиса. Нынешнее состояние и перспективы дальнейшего развития автомобильной промышленности в двух областях - Нижегородской и Калужской - проиллюстрированы в выступлениях представителей их администраций и правительств. Калужская область. Пять лет назад была сформулирована инвестиционная стратегия, позволившая в 2008 г. привлечь в экономику области около $1,5 млрд иностранных инвестиций. Для этого пришлось реформировать региональное законодательство в части поддержки иностранных инвестиций, формировать благоприятный инвестиционный имидж области. Однако сегодня в Калуге сформирован кластер производства автомобилей и автокомпонентов, прочно прописались здесь концерны Volkswagen, Volvo, PSA. Даже в условиях кризиса в I квартале 2009 г. иностранные инвестиции в область выросли в 5,5 раз по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Теперь речь идет о том, что транспортная структура области не соответствует возросшей нагрузке, готовится программа развития транспортно-логистического кластера. По словам руководства области, и в дальнейшем будет проводиться "последовательная политика, ориентированная на новую индустриализацию в первую очередь за счет внешних финансовых ресурсов". Нижегородская область. Предприятия Группы ГАЗ составляют основу автомобилестроения области, поэтому ситуация на них иллюстрирует ситуацию региона. По итогам первого полугодия текущего года объемы производства снизились в 4…5 раз. В результате выполнения антикризисной стратегии (снижение себестоимости продукции, сокращение управленческих и коммерческих расходов, реструктуризация задолженностей перед банками и поставщиками, вывод на рынок новых продуктов эконом-класса) только к июлю предприятию удалось стать безубыточным. Огромную роль при этом сыграла государственная программа поддержки отрасли. Это выделенные средства на закупку автомобильной техники федеральными органами исполнительной власти, субсидии российским кредитным организациям на возмещение выпадающих кредитов, компенсационные выплаты при обмене старого автомобиля на новый. И, конечно же, запретительные таможенные акцизы. Большое внимание руководством области и ее автомобильной промышленности уделяется сотрудничеству с иностранными компаниями. Это совместные проекты с МАЗом и МТЗ (Республика Беларусь), номинация компании "Автокомпонент" на производство деталей для зарубежных сборочных производств (Volkswagen, Renault), организация в Борске новой линии по выпуску ветровых стекол для вторичного рынка иномарок. Общий вывод всех выступлений - положительные тенденции в экономике есть, но до перелома критической ситуации в отрасли еще далеко. Конечно, не обойдется без непопулярных мер борьбы с кризисом: увольнений, экономий на зарплате, исключения непрофильных социальных активов. Конечно, правильная стратегия развития сегодня должна включать и иностранные инвестиции, и государственную поддержку и контроль за ее исполнением.
| ||