АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В РАМКАХ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА
Сергей Сергеевич Демин, к.э.н., ГосНИИГА В статье рассмотрены направления модернизации отечественной авиационной техники в рамках подпрограммы "Гражданская авиация" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)" и итоги ее выполнения в 2008 г. Для обновления парка отечественных самолетов в соответствии с требованиями ИКАО была принята и реализуется Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" и ее подпрограмма "Гражданская авиация". В 2008 г. в рамках программы заключен 71 государственный контракт на сумму 13699,7 млн. руб. или 67,0% от объема годовых бюджетных назначений, в т.ч. государственные капитальные вложения составили 13694,3 млн. руб., затраты на НИОКР - 5,4 млн. руб. В 2008 г. в рамках данной программы были выполнены следующие ключевые мероприятия: 1. Поставлены 60 воздушных судов, в том числе 20 пассажирских самолетов, 8 грузовых самолетов и 32 вертолета. 2. Модернизированы в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации семь самолетов, в том числе на пяти самолетах Як-42 установлены звукопоглощающие конструкции. 3. Проведены работы по развитию объектов авиатранспортной (наземной) инфраструктуры в 46 аэропортах. При этом в семи аэропортах были введены в строй взлетно-посадочные полосы и еще в семи аэропортах установлено светосигнальное оборудование взлетно-посадочных полос. Объем финансирования из средств федерального бюджета составил только 48,2% от плановых значений, освоение составило 35,3%. 4. Приобретены вертолеты Ми-171 для ФГОУ среднего профессионального образования "Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского". Кроме того, приобретен диспетчерский тренажер для ФГОУ высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации". 5. В результате проведения НИОКР достигнуты следующие результаты: - разработана концепция учета федерального имущества. В рамках данной концепции определены организационные и технические требования к инструментарию, реализующему учет, исходя из целей и задач, сформулированных концепцией. Кроме того, разработано на основе определенных требований техническое задание на создание программного обеспечения, позволяющего вести учет федерального имущества, и создан опытный образец (макета) программного обеспечения. Практическая реализация данного проекта повысит эффективность использования федерального имущества и государственного регулирования организаций гражданской авиации; - исследованы и разработаны федеральные авиационные "Правила и условия авиатопливообеспечения воздушных судов гражданской авиации". Практическое внедрение данных правил создаст правовую базу авиатопливообеспечения, позволит повысить безопасность полетов и качество обслуживания авиационной техники; - разработаны предложения по актуализации форм государственного статистического наблюдения в гражданской авиации и повышению эффективности использования отраслевой статистики с целью формирования критериев статистического наблюдения, позволяющих в полной мере оценивать эффективность работы гражданской авиации. В соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации в 2008 г. модернизировано 12 самолетов Ту-154М, на которых установлены звукопоглощающие конструкции двигателей. Системы предупреждения столкновения летательных аппаратов в воздухе смонтированы на 92 вертолетах Ми-8МТВ-1. Проведенный анализ свидетельствует о низком освоении запланированных объемов инвестиций (34,0% от утвержденных), что связано с отказом от ремонта двух самолетов Ил-76ТД из-за высокой цены модернизации (500 млн. рублей), сопоставимой с ценой нового, оборудованного современными двигателями и аэронавигационной системой самолета Ил-76ТД-90ВД. По направлению развития парка воздушных судов нового поколения невыполнение плана по закупкам воздушных судов (36,6 % от утвержденных объемов) и освоения запланированных объемов инвестиций из внебюджетных источников (16,3 % от утвержденных объемов) связано с тем, что в настоящее время отечественная авиационная промышленность не может обеспечить поставку авиакомпаниям России новых магистральных самолетов в требуемых количествах. Недостаточный уровень платежеспособности многих отечественных эксплуатантов вынуждает их продолжать экономически невыгодную эксплуатацию устаревших воздушных судов. При этом авиастроение теряет внутренний рынок сбыта авиационной техники. Привлечение инвестиционных ресурсов, направленных на приоритетное развитие российской авиационной промышленности, становится определяющим элементом экономического роста и наиболее перспективной базой устойчивого развития всего оборонно-промышленного комплекса. Однако инвестиционная активность предприятий авиастроения сдерживается отсутствием устойчивой государственной политики, способной обеспечить производителю и эксплуатанту надежность в его деятельности. Основой российских предпринимательских рисков является отсутствие гарантий возврата капитала и необходимость целевого использования кредитов. Проблема осложняется тем, что в условиях роста цен и снижения спроса на авиационные услуги эксплуатанты не имеют достаточных собственных средств для покупки новой сертифицированной авиационной техники [2]. Даже в условиях снижения пассажирооборота и грузооборота Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)" и подпрограмма "Гражданская авиация" являются теми немногими финансовыми инструментами, которые способны решить задачу обновления парка авиационной техники. Литература 1. Демин С.С., Калачанов В.Д. Инновационная стратегия развития предприятий авиастроения. В кн.: Научные доклады VII Всероссийского симпозиума "Стратегическое планирование и развитие предприятий". - М.: ЦЭМИ РАН, 2006. 2. Демин С.С. Экономическое обоснование направлений повышения конкурентоспособности производства наукоемкой продукции (на примере авиационной техники). В кн.: Экономика и организация производства в оборонной промышленности. Сб. науч. тр. - М.: МАИ, 2006.
| ||