Поиск по сайту


ЮБИЛЕЙ ПИТЕРСКИХ ДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЕЙ

 

Исполнительный директор ОАО "Климов" А.И. ВатагинСудьбы предприятий, которые постоянно занимались самыми "ключевыми" технологиями своего времени, настолько слились с историей нашей страны, что невозможно их представить друг без друга. Именно к таким относится питерское ОКБ, отмечавшее 20 октября 95-летний юбилей. Сейчас оно носит имя самого известного из своих руководителей и конструкторов: ОАО "Климов". Именно в этот день вскоре после начала Великой войны (которую мы сейчас называем Первой мировой) император Николай II дал высочайшее разрешение на учреждение в Санкт-Петербурге акционерного общества "Русский Рено", призванного заниматься ремонтом автомобилей иностранного производства, а также сборкой авиационных двигателей фирмы "Рено".

В активе компании сборка и ремонт двигателей для тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков Первой мировой войны "Илья Муромец", летающих лодок Д.П. Григоровича, выпуск артиллерийских снарядов, сборка первых советских мотоциклов Л-300, создание двигателя для знаменитого "летающего" танка Т-80У и даже факела и лампы Олимпийского огня к Олимпиаде 1980 года в Москве.

Но наибольшую славу принесло питерскому заводу работа над несколькими поколениями отечественных газотурбинных двигателей. Системные разработки в области газотурбинного двигателестроения начались на предприятии с 1946 года, когда в Ленинграде было образовано опытно-конструкторское бюро под руководством выдающегося отечественного конструктора Владимира Яковлевича Климова, имя которого завод носит с 1963 года.

Под руководством В.Я. Климова здесь был в 1946-1951 гг. разработан и запущен в серию первый советский крупносерийный ГТД ВК-1. В дальнейшем на нескольких предприятиях-изготовителях было изготовлено свыше 20000 двигателей этого типа. Под руководством Владимира Яковлевича за десятилетие были созданы авиационные двигатели ВК-2, ВК-3, ВК-5Ф, ВК-7, ВК-13.

С 1960 г. ОКБ возглавил Сергей Петрович Изотов - ученик и первый заместитель В.Я. Климова. Под его руководством предприятие стало основным разработчиком двигателей для вертолетов, начиная от ГТД-350 разных модификаций, ТВ2-117 и, наконец, ТВ3-117. Позже, уже при главном конструкторе А.А. Саркисове, в 1991 году в Питере создали ТВ7-117. Каждый из этих двигателей имел множество модификаций, которые приводили в действие ГТУ, транспортные и боевые наземные машины, самолеты. Все вертолеты конструкторских бюро М.Л. Миля (Ми-8МТ, Ми-8МТВ, Ми-17, Ми-171) и Н.И. Камова (Ка-27, Ка-31, Ка-32 и их модификаций, Ка-50, Ка-52) были оснащены двигателями разработки климовцев. Вертолеты с силовыми установками разработки ОАО "Климов" эксплуатируются в 80 зарубежных государствах.

В 1976 году был создан РД-33 - сердце МиГ-29, основного легкого фронтового истребителя не только российских ВВС, но и ВВС многих стран мира.

ВК-1Сегодня ОАО "Климов" входит в структуру "Объединенной двигателестроительной корпорации" - дочерней компании ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ". В корпорации "Климову" придана функция головного разработчика вертолетных двигателей и турбореактивных двигателей в классе форсажной тяги до 10 тс. Приоритетными направлениями для ОАК "Климов" сегодня являются проведение полноразмерной опытно-конструкторской работы по созданию двигателя ТВ7-117В для вертолета Ми-38, модернизация двигателя ВК-2500 в интересах Минобороны Российской Федерации, завершение ОКР по созданию силовой установки для самолета МиГ-29К/КУБ. "Это лишь небольшая часть опытно-конструкторских работ, которые предприятие должно выполнить в ближайшее время. В дальнейшем стоит задача разработки новых перспективных вертолетных и турбореактивных двигателей", - сказал генеральный директор ОАО "ОПК "Оборонпром" Андрей Георгиевич Реус. Предприятие ведет работы в рамках государственного оборонного заказа, принимает участие в разработке военного турбореактивного двухконтурного двигателя пятого поколения, ведет ТВ7-117научно-исследовательские работы по созданию перспективных ВСУ и систем зажигания, обеспечивает бесперебойную эксплуатацию изделий собственной разработки по всему миру.

Журнал "Двигатель" сердечно поздравляет трудовой коллектив славного предприятия с юбилеем, желает всех возможных успехов и побед на выбранном пути и надеется на дальнейшее развитие нашей совместной деятельности на ниве технического просвещения Отечества!