Поиск по сайту


АВИАСАЛОН В ЖУКОВСКОМ-2009

 

Вадим Соколовский

 

Авиасалон в Жуковском стал уже настолько привычен и традиционен, что его отсутствие в нечётный год удивило бы гораздо больше, чем его проведение. Хотя, в этом году, в его проведении было нечто героическое. Достаточно вспомнить, продолжающийся кризис, а также то, что администрация Салона сменилась в самом начале этого года - и на все приготовления было не более шести месяцев. Этот цейтнот, к сожалению, чувствовался весь Салон. Организационные неполадки в этот раз были преумножены против обычных, уже привычных для выставок в Жуковском. Всё это наложилось фоном на катастрофу, произошедшую в пилотажной группе перед началом Салона. Ну, и конечно - погода… Потому, пришлось выжидать время, когда воспоминание обо всём этом притупится, и можно будет писать более объективно.

Организована экспозиция на этот раз была гораздо более компактно, хотя принцип размещения отдельных организаций заставлял побегать, чтобы найти, скажем, стенд ММПП "Салют" среди экспонатов экспозиции Москвы. Впрочем, это уже вопрос привычки. В работе выставки приняли участие 711 компаний из 34 стран, в том числе 436 российских организации, из которых 120 представили продукцию военного назначения. Стоит заметить, что по итогам прошлого Салона было объявлено, что в работе МАКС-2007 приняли участие более 787 предприятий и фирм, в том числе 540 из России и 247 зарубежных из 39 стран. Так что, регресс, конечно, имел место быть, но его, скорее всего, стоит списать на кризис. А можно и не списывать.

Пресс-центр Салона в этом году работал в весьма и весьма напряженном режиме. Он явно претендовал на роль "сердца экспозиции". В его залах и на экспозиции прошли около сорока конференций, брифингов и презентаций. Даже пресс-конференция при открытии выставки, которую провёл премьер-министр В.В. Путин была здесь. Правда довелось на неё попасть руководителям делегаций экспонентов, да избранным журналистам "кремлёвского пула". Всего работу выставки освещали около 3 тысяч журналистов из множества российских и зарубежных СМИ. Как потом писала ИТАР-ТАСС: "Путин заверил отрасль в дальнейшей господдержке. Так, на докапитализацию компании "Сухой" из бюджета РФ выделят 3,2 миллиарда рублей, еще 15 миллиардов рублей могут направить на докапитализацию РСК "МиГ. Вместе с тем премьер раскритиковал предприятия, в частности, ОАК, за неэффективный менеджмент и чрезмерное увлечение кредитами". Но это - по материалам официальной печати. По свидетельству присутствовавших, разговор был в целом довольно жесткий. Причина - отставание отрасли по срокам практически ото всех своих обещаний.

Было заключено контрактов на общую сумму 10 миллиардов долларов, что вдвое больше, чем два года назад (тогда утверждалось, что эта сумма превысила 75 миллиардов рублей - при курсе примерно 26…30 $/рубль.). Администрация Авиасалона МАКС-2009 считает в связи с этим, что мероприятие прошло успешно, невзирая на кризис и грустные прогнозы. Впрочем, справедливость определения удачи выставки по объёму подписанных контрактов всегда вызывала большие сомнения: нормальный контракт готовится от полугода до трёх лет, а место его подписания никак не является само по себе причиной этого акта.

Среди подписанного, например:

- Минобороны РФ и компания "Сухой" договорились о поставках истребителей на общую сумму свыше 80 миллиардов рублей. ВВС России получат 48 истребителей Су-35, 12 истребителей Су-27 и четыре Су-30.

- Входящая в Объединенную авиастроительную компанию (ОАК) лизинговая компания "Ильюшин Финанс" заключила с авиакомпанией правительства Москвы "Атлант-Союз" твердый контракт на передачу в лизинг 30 Ан-148 и 15 Ту-204СМ на 1,2 миллиарда долларов.

- Создаваемая "Ростехнологиями" авиакомпания "Росавиа" объявила о намерении приобрести у российских и западных производителей 65 узкофюзеляжных самолетов.

- Полностью выполнен контракт на поставку в Малайзию 18 истребителей Су-30МКМ. Из 28 самолетов Су-30, которые Россия должна поставить в Алжир, 22 уже доставлены, остальные шесть будут поставлены в сентябре текущего года.

- "Рособоронэкспорт" сообщил, что до конца текущего года может быть подписан российско-индийский контракт на модернизацию самолетов Су-30МКИ для установки на них сверхзвуковых ракет Brahmos.

- К 2010 году РФ выполнит контракт на поставку во Вьетнам восьми самолетов Су-30МК2, заявил заместитель генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт" Александр Михеев.

Новый пассажирский самолёт разработки ГСС летал на Салоне, летал неплохо, но как-то выбился из фокуса журналистских обзоров. Основными героями в сфере пассажирской техники становятся перспективный МС-21 (двигатели для которого почему-то в Отечестве заказчики - ОАК - не просматривают) а также - поставки новой Антоновской машины.

Детский конкурс, который был в этом году несколько более формальным по организации, но привлёк большое количество участников, имел хорошую прессу и явился одним из центральных событий МАКСа. П.А. Волков, А.Н. Кондрашев, И.Е. Маркелов - воспитанники школы-интерната "Интеллектуал", где руководит разделом детского технического творчества наш редактор А.В. Ефимов, стали призёрами в конкурсе конструкций "Летательные аппараты будущего". Проект представлял Илья Зайцев.

Так что, полагаю, что этот Салон не был этапным, но был знаковым: авиационная промышленность в России всё же существует и перспективы развития у неё есть. И, наверное, это главное. Как бы ни утверждалось обратное.