ВИНТОВЫЕ ФРЕГАТЫ"Когда солнечный луч догорал, Виктор Сергеевич Шитарев,
После того, как деревянный ВМФ, "громко хлопнув дверью" при обороне Севастополя в Крымскую войну 1853-1856 гг., безвозвратно "уплыл в историю", на просторы морей и океанов вышли винтовые пароходы. "Корабли крейсерского ранга" - пароходо-фрегаты стали называться просто фрегатами. И тому были веские причины. Первые паровые фрегаты имели полное парусное вооружение как у 40-пушечных парусных фрегатов; они несли три мачты с прямыми парусами - то есть вооружались по типу "корабль". Они прекрасно ходили под парусами, ни в чем не уступая своим предшественникам. Часто скорость хода под паровой машиной была ниже, чем когда судно шло как обычный парусник. "Взять бункер" в ближайшем порту захода не всегда было возможно, так как там угольных складов могло и не быть, да и цены на уголь "кусались". Поэтому при длительных переходах фрегаты большую часть пути преодолевали под парусами. Симбиоз паруса и пара инициировал ряд инженерных изобретений. Так, например, при ходе под парусами с неработающей машиной гребной винт оказывал заметное торможение, снижавшее скорость хода судна. Именно в те времена были изобретены первые гребные винты регулируемого шага. При ходе под парусами их лопасти разворачивали "во флюгер", то есть параллельно ходу набегавшего на винт потока воды, что заметно снижало тормозящее действие винта. Было также разработано приспособление, позволявшее поднимать гребной винт из воды и размещать его в специальной шахте в кормовой части корпуса судна. Россия продолжала развивать контакты с зарубежными фирмами. Наиболее тесные отношения сложились с нью-йоркской судоверфью Уильяма Генри Уэбба, построившей для России 135 судов различного назначения в период с 1840 по 1869 гг. Наиболее крупным судном, заказанным Россией этой фирме, был винтовой фрегат "Генерал-адмирал", заложенный 9 (21) сентября 1857 г. по проекту фирмы Уэбба. Первый командир "Генерал-адмирала" капитан 1 ранга Иван Алексеевич Шестаков (ученик Михаила Петровича Лазарева, впоследствии адмирал, управляющий Морским министерством) прилагал все усилия, чтобы в конструкцию судна были внесены все новейшие достижения науки и техники того времени. Фрегат имел наибольшую длину 99 м и ширину 16,8 м, он строился из прочного и долговечного "живого дуба". Обшивка была изготовлена из белого дуба и имела толщину от 6 до 10 дюймов, в сторону заострений носа и кормы ее толщина уменьшалась. Набор корпуса усиливался диагональными и продольными железными полосами, которые образовывали сетку связей. Подводная часть корпуса обшивалась листовой медью. Обводы корпуса были заострены как у чайных клиперов. После спуска на воду 9 (21) сентября 1858 г. фрегат поставили к достроечной стенке завода, где на его борту установили две паровые машины общей индикаторной мощностью 2000 л.с. и шесть горизонтальных огнетрубных котлов. Американская пресса констатировала факт, что Россия оказала честь судостроению США заказом столь мощного военного судна водоизмещением 5669 т. 3 (15) июля 1859 г. "Генерал-адмирал" прибыл в Кронштадт. Путь от Нью-Йорка до Шербура он прошел под парусами за невиданно короткий промежуток времени, не многим более 11 суток как чайный клипер, показав среднюю скорость хода 11 узлов (20,4 км/ч). Скорость фрегата при работе паровых машин (под парами) достигала 10 узлов (18,5 км/ч). Артиллерийское вооружение на судне было установлено уже в России: на гон-деке установили тридцать шесть 60-фунтовых бомбических и четыре 36-фунтовых длинных пушки. На верхней палубе расположили двадцать четыре 60-фунтовых и две 36-фунтовых пушки; два двухпудовых орудия системы Дальгрена по одному на баке и юте на поворотных станках. В боекомплект на каждый ствол приходилось по 100 зарядов и по 42 гранаты (бомбы). Надо сказать, что расчет размещения артиллерийского вооружения был произведен еще до постройки судна, чего в американском флоте не делали. Возвышение артиллерийских портов над конструктивной ватерлинией (КВЛ) достигало 3,2…3,7 м, что позволяло вести боевые стрельбы даже при свежем ветре. Дымовая труба была сделана выдвижной; на ходу под парусами гребной винт поднимался из воды. В этом положении его лопасти можно было заменить, так как они были съемными. Запас угля (750 т) позволял судну идти под машиной 12 суток. Запас продовольствия рассчитывался на 2,5 месяца автономного плавания. Таким образом, фрегат "Генерал-адмирал" был одним из сильнейших в классе кораблей "крейсерского ранга". Он неоднократно бывал в дальних походах, например, в 1860-1863 гг. нес крейсерскую службу в Средиземном море. Затем конвоировал на Балтику новую плавучую батарею "Первенец". Летом 1866 г. фрегат под командованием капитана 1 ранга И.И. Бутакова вновь прибыл в Средиземное море и в декабре первым из русских кораблей участвовал в спасении от турок семей повстанцев острова Крит. Из списков флота фрегат "Генерал-адмирал" был исключен 14 июня 1869 г.; в 1870 г. его разобрали. Имя корабля передали новому фрегату, но об этом немного попозже. Что же касается фирмы Уэбба, то в 1869 г. она спустила на воду свой последний корабль, однако Россия к этому времени уже перешла на производство судов отечественной постройки. В проекте 51-пушечного фрегата "Александр Невский" воплотились лучшие качества его парусных предшественников: фрегатов "Аврора" и "Паллада". Кроме того, были использованы все новшества, примененные при строительстве новейшего по тем временам фрегата "Генерал-адмирал". "Александр Невский" был заложен на стапеле Охтинской верфи в Петербурге 12 января 1858 г. (даты по старому стилю) известным подрядчиком С.Г. Кудрявцевым. Чертежи судна были выполнены полковником корпуса корабельных инженеров И.С. Дмитриевым, он же руководил постройкой на начальном этапе. Достройку фрегата осуществлял штабс-капитан корпуса корабельных инженеров А.А. Свистовский. Длина "Александра Невского" достигала 82,9 м, предметом особых забот стало подкрепление днища для установки на фрегате новой мощной паровой машины. Тогда же встала проблема повышения общей прочности столь длинного, по тем временам, корпуса судна. Были усилены продольные и поперечные связи набора корпуса. Его жесткость увеличивалась благодаря соединению сквозными болтами в местах взаимного пересечения всех железных ридерсов, раскосин и других деталей корпуса. В результате система диагонального скрепления представляла собой "одну целую сеть, охватывающую судно с обеих сторон". На детали набора и обшивку корпуса ушло около 7400 м3 дуба (курляндского, казанского, прусского и, наиболее прочного, итальянского); свыше 2000 м3 лиственницы, более 1000 сосновых бревен; 10300 сосновых досок. На крепления израсходовали около 300 т железа и 57 т меди; для конопатки пазов потребовалось свыше 30 т смоленой пеньки. "Оба фрегата чрезвычайно красиво сидят на воде и далеко не похожи на толстоскулые и короткие фрегаты, которыми мы так любовались 10 лет тому назад", - писал один из современников о спущенном на воду 21 сентября 1861 г. "Александре Невском" и несколько опередившем его "Дмитрии Донском". Если взять отношение длины новых фрегатов к их ширине, то оно составляло 5,3, в то время как у "Паллады" этот параметр равнялся 3,97. "Александр Невский" стал последним деревянным фрегатом русского флота. Паровая машина (ее монтаж на судне завершился 23 октября 1862 г.) - компаунд низкого давления, с горизонтальным расположением цилиндров, индикаторной мощностью 2556 л.с., вращавший двухлопастный гребной винт. На ходу под парусами гребной винт поднимался в специальную шахту и не мешал движению судна. Во время ходовых испытаний на мерной миле при давлении пара в котлах низкого давления в 1,4 атмосферы фрегат развил среднюю скорость хода в 11,77 узла (21,8 км/ч), имея среднюю осадку 7,0 м, что тогда было неплохим достижением. Запас каменного угля достигал 500 т и обеспечивал фрегату дальность плавания под парами на полном ходу в 560 миль. Дальность плавания экономическим ходом тогда, видимо, не определяли. По водоизмещению (4562 т) "Александр Невский" уступал лишь фрегату "Генерал-адмирал", имевшему водоизмещение в 5670 т; все остальные фрегаты Российского флота были полегче. Судно имело ширину 15,5 м, осадку носом 6,55 м, осадку кормой 7,16 м и обладало отличными ходовыми качествами. Парусное вооружение типа "корабль", как и положено фрегатам. Мачты имели высоту до клотика 53 м, салинга - 34,4 м и марса - 18,3 м. Якорное устройство включало четыре становых якоря: с правого борта - плехт массой 4,16 т, за ним ближе к корме - второй такой же якорь массой 4,18 т. С левого борта в той же последовательности располагались даглист (дагликс) массой 4,24 т и бухт массой 4,16 т. Кроме становых имелись якоря вспомогательного назначения: стоп-анкер (1,12 т) и четыре верпа массой от 0,36 до 0,6 т. Экипаж насчитывал 750 человек (матросов, офицеров и средних чинов). Артиллерийское вооружение состояло из 60-фунтовых (196 мм) чугунных (коротких и длинных) пушек Дальгрена, которые имели угол возвышения до 20° и могли стрелять на дальность от 2,8 до 3,8 км. На каждый корабельный баркас полагалось устанавливать по две нарезные медные пушки калибром 4 фунта (87 мм) и 8 фунтов (107 мм). После принятия фрегата "в казну" он приступил к исполнению своих прямых обязанностей. В соответствии с решением Морского министерства о секретной отправке русских крейсеров в океан, утром 18 июля 1863 г. "Александр Невский", приняв на борт контр-адмирала С.С. Лесовского, покинул рейд Кронштадта. В районе Ревеля (Таллина) к нему присоединился фрегат "Пересвет", а у мыса Дагерорта - западной оконечности острова Даго (Хийумаа) - отряд пополнили корветы "Варяг" и "Витязь". В проливе Малый Бельт к отряду присоединился клипер "Алмаз" с винтовыми военными транспортами "Артельщик" и "Красная Горка", которые пополнили корабельные запасы эскадры каменным углем. Только утром 26 июля на идущие в походном строю корабли было передано сообщение о том, что фрегат "Александр Невский" является флагманом сформированной эскадры Атлантического океана, которая под командованием С.С. Лесовского следует к берегам Соединенных Штатов Америки. Между Россией и Англией тогда назревал военный конфликт. В случае его возникновения крейсерам эскадры предписывалось активно действовать против торговых судов, разрозненных отрядов противника и его отдаленных баз. В целях экономии топлива эскадра большую часть пути прошла под парусами, выдержав два жестоких шторма и ураган. 13 сентября 1863 г. корабли встали на якорь на рейде Нью-Йорка, где уже находился прибывший из Средиземного моря фрегат "Ослябя". Замысел этой операции полностью оправдался: почувствовав реальную угрозу своим морским коммуникациям и колониям, британское правительство отказалось от воинственных претензий к России. "Мысль удачная, а исполнение ее отличное", - так оценил "американскую экспедицию" русского флота выдающийся дипломат А.М. Горчаков. Посетив многие американские порты и Кубу, "Александр Невский" 14 июля 1864 г. покинул Нью-Йорк. Путь протяженностью в 3177 миль до Кадиса (Испания) фрегат преодолел за 21 сутки, из них 1049 миль судно прошло под парами. В Средиземном море "Александр Невский" стал флагманом отряда, в который вошли фрегат "Олег", корвет "Витязь" и клипер "Алмаз". Командовал отрядом контр-адмирал С.С. Лесовский. "Александр Невский" тогда посетил все крупнейшие порты Средиземноморья, выполняя поручения русских дипломатических представителей. Фрегат за время эксплуатации показал прекрасные мореходные качества. Он имел "чрезвычайно покойную" килевую качку при весьма незначительной бортовой, хорошо слушался руля и в равной степени отлично ходил под парами и парусами. В июле 1867 г. фрегат одним из первых в российском флоте был вооружен стальными орудиями калибра 203 мм. В том же году "Александр Невский" совершил учебный поход в Атлантику, посетив Канарские острова и острова Зеленого мыса, затем он присоединился к отряду, которым командовал контр-адмирал И.И. Бутаков. Затем фрегат принял участие в спасении греческого населения острова Крит, восставшего против турецких завоевателей. После этого "Александр Невский" прошел докование во французском порту Тулон и в 1868 г. совершил успешный поход в черноморские порты, а затем зашел в Пирей, присоединившись к отряду базировавшихся там русских кораблей. В сентябре 1868 г. фрегат возвратился на Балтику. Но здесь судьба сыграла с ним злую шутку. Во время шторма "Александр Невский" шел под парусами со скоростью 10,5 узла (19,45 км/ч). Ночью 13 сентября 1868 г. судно село на далеко обнажившуюся косу у местечка Кноппер (Дания). Экипаж приложил все возможные усилия в борьбе за живучесть корабля, погибло несколько офицеров и матросов, но спасти фрегат не удалось. Так закончил свой путь один из лучших фрегатов российского флота "Александр Невский". Следующим шагом в развитии и совершенствовании класса российских кораблей "крейсерского ранга" был фрегат "Князь Пожарский". В марте 1864 г. российским правительством было принято решение построить на отечественных верфях и из своих материалов серию мощных броненосных боевых судов с повышенной мореходностью. Корабли должны совершать длительные морские походы. Заказ на первый в серии фрегат "Князь Пожарский" (контракт от 21 октября 1864 г.) был передан известному английскому подрядчику К. Митчелу, который к тому времени уже построил для России плавучую батарею "Не тронь меня" и монитор "Смерч", значительно переоборудовав для этого верфь "Галерный островок". На ней 18 ноября 1864 г. был заложен новый броненосный фрегат. Его ширина с учетом толщины брони составляла 14,94 м, осадка средняя 5,64 м; длина по конструктивной ватерлинии 80,8 м. Нарицательная (номинальная) мощность паровой машины (по проекту) оговаривалась равной 600 л.с., а водоизмещение - 4137 т. На судне предполагалось установить восемь 300-фунтовых (229 мм) орудий в закрытом каземате. 193 броневые плиты толщиной 114 мм Ижорского завода (массой около 615 тонн) предполагалось крепить на двухслойные деревянные "подушки" толщиной 457 мм, изготовленные из выписанного из-за границы индийского тика. Машина - горизонтальный компаунд и котлы были заказаны на заводе Берда в Санкт-Петербурге. Спуск судна на воду планировался на август 1866 г., а сдача его "в казну" - в июне 1867 г. За постройкой судна наблюдал штабс-капитан корпуса корабельных инженеров А.Ф. Соболев. Вносившиеся по ходу строительства усовершенствования и связанные с ними переделки (только артиллерийское вооружение изменялось несколько раз) в значительной мере оттянули спуск судна на воду почти на год. Он состоялся только 31 августа 1867 г. К этому времени "Князя Пожарского" переклассифицировали в ранг броненосных фрегатов, была составлена новая спецификация с учетом всех изменений, вносившихся при постройке. Масса брони увеличилась до 652 т; на дополнительные корпусные крепления из профильного железа израсходовали еще 114 т металла; установили дополнительно два кормовых становых якоря массой по 210 кг и боевую рубку массой 76 т. Вместо задержавшихся в изготовлении новых 229 мм нарезных орудий установили восемь 203 мм орудий в каземате и два 152 мм орудия, по одному на баке и юте. Вступив в строй в 1869 г., броненосный фрегат "Князь Пожарский" продолжал переделываться. В 1871 г. в соответствии с замечаниями начальника броненосной эскадры адмирала Г.И. Бутакова вместо боевой рубки установили над средним мостиком броневое прикрытие толщиной 50,8 мм. После столь многочисленных переделок насыщенный всякими новшествами фрегат "не обнаружил хороших морских качеств". В 1872 г. его передали в распоряжение адмирала А.А. Попова - весьма авторитетного в те времена в вопросах строительства броненосного флота. Неудивительно, что выполненные по его указаниям переделки - изменения в посадке фрегата и рангоуте - сделали фрегат "хорошим морским боевым судном, пригодным для действий в океане". "Князь Пожарский" стал первым русским броненосным фрегатом, вышедшим за пределы Балтики, когда летом 1873 г. совершил переход в Средиземное море с заходом в английские порты. По пути с Мальты в Пирей он благополучно выдержал жестокий шторм. (Продолжение в следующем номере) | ||