Поиск по сайту


ПЫЛАЮЩАЯ РЕКА

Сергей Леонидович Мальчиков

Посвящается 63-й годовщине победы над фашистской Германией

 

(Продолжение. Начало в № 3-6 – 2008, № 1, 2, 3 – 2009)

 

В июне 1943 г. продолжалась борьба с авиацией противника. Так, 1 июня в районе Черного Яра бронекатер № 33 под командованием лейтенанта К.И. Воробьева отразил шесть ночных атак немецких самолетов, которыми было сброшено около 60 зажигательных бомб, упавших в стороне от транспортов. 12 июня свыше 50 вражеских самолетов одновременно совершили налет на порты Саратов и Увек. Совместно с зенитными батареями Войск ПВО более 10 кораблей флотилии участвовали в отражении атаки вражеской авиации. К портам прорвались только пять бомбардировщиков. Семь самолетов были сбиты. 17, 19, 20 и 23 июня корабли флотилии участвовали в отражении массированных атак авиации противника на Саратов, Камышин и на караваны транспортных судов. В этих налетах принимали участие 135 самолетов.

В мае-июне корабли ВВФ содействовали отражению 134 атак немецкой авиации. За этот период на Волге не было отмечено ни одного случая гибели военных кораблей и транспортных судов от действий авиации противника. Значительно повысилась эффективность ПВО при противодействии минным постановкам немцев. Встречаемым сильным огнем фашистским летчикам приходилось сбрасывать мины с большой высоты. В результате из 409 мин, сброшенных в апреле-июне, 84 вообще не попали в реку и взорвались при ударе о землю.

Бронекатер БК-13 до реставрации, 1972 г.25 и 26 июня вражеская авиация произвела последние массированные налеты (с участием до 80 самолетов) на Астрахань, Саратов и Камышин и минирование Волги. В дальнейшем самолеты противника осуществляли только разведывательные полеты на больших высотах. После поражения фашистов на Курской дуге прекратились полеты немецкой авиации над Волгой, однако конвоирование транспортных судов продолжалось до сентября.

В навигацию 1943 г. Волжской флотилией прилагался максимум усилий по борьбе с минной опасностью. Спад весенней воды вызвал обмеление обходных фарватеров, что ограничивало возможности для маневрирования. Количество тральщиков постоянно возрастало. Если на 1 июля их было 165, имевших 209 различных тралов, то на 1 сентября насчитывалось уже 213 тральщиков, а тралов - 317. В то же время их постоянно не хватало, т.к. траление проводилось во всей операционной зоне флотилии протяженностью более 1000 км. В борьбе с минами отличились экипажи тральщиков № 113 (командир главный старшина М.М. Месевич), № 314 (командир мичман Н.К. Топчий), № 148 (командир старшина 2-й статьи П.Ф. Титов) и "Обнорск" под командованием старшины 2-й статьи П.С. Потапова.

После реставрации бронекатер БК-13 стал экспонатом Волгоградского государственного музея обороныС начала лета транспортные суда могли пользоваться только летними меженными фарватерами. В связи с этим с 5 июня все дивизионы тральщиков проводили сплошное траление основного летнего судового хода с тщательной обработкой его на 15 импульсов. По обработанным меженным фарватерам пропускалось 20-25 порожних караванов и лишь после этого по ним разрешалось прохождение груженых нефтеналивных судов. В конце июня было открыто плавание по летним фарватерам в операционных зонах ВВФ и Астраханской ВМБ. В июне на Нижней Волге было проведено 130 караванов транспортных судов, которые перевезли 751 тыс. тонн нефтепродуктов. Потерь практически не было. Подорвалась лишь баржа "Судога", шедшая порожняком.

Бронекатер БК-92 стал памятником в ПинскеВо втором полугодии 1943 г. действия флотилии по-прежнему были направлены на  уничтожение мин противника и обеспечение противовоздушной обороны перевозок. Наряду с тралением на кораблях и в частях ВВФ шла боевая учеба личного состава. 3-я и 4-я бригады речных кораблей занимались огневой подготовкой. Было проведено 127 артиллерийских стрельб. Эти соединения отработали и сдали основные задачи курса боевой подготовки речных кораблей. В этот период в задачи флотилии входило завершение траления всех летних меженных фарватеров; полное уничтожение выставленных противником мин; проведение повторного траления всего судового хода Нижней Волги; проведение боевой подготовки; подготовка к перебазированию кораблей, направляемых на пополнение Азовской флотилии и для укомплектования вновь создававшихся Днепровской флотилии и бригады кораблей Чудского озера.

Бронекатер 301 на постаменте в ХерсонесеТральные силы Волжской флотилии в июле-ноябре расширили фарватеры летнего судового хода, полностью обезвредили минные банки на судоходных фарватерах, обеспечили проведение дноуглубительных работ на ряде перекатов. После этого тральщики осуществили контрольное траление мест бывших минных банок, закончив его с помощью магнитно-акустических трал-барж и взрывов глубинных бомб. Экипажи тральщиков работали по 14...17 часов в сутки. Изношенные двигатели и механизмы не выдерживали и выходили из строя. Однако службы тыла бригад траления быстро устраняли неполадки и корабли возвращались на боевое траление. Постоянно борьбой с минами было занято свыше 75 % тральщиков. В целом за 1943 год они протралили на 15 импульсов 112 кв. км акватории Нижней Волги, со всеми видами тралов прошли 176761 км. Часть мин была уничтожена, а 242 - нейтрализовано.

Напряженная работа бригад траления обеспечила безопасность плавания транспортов. За навигацию 1943 года в бассейне Нижней Волги прошло 10959 судов, из которых на минах подорвались 13, или 0,2 процента. При этом со второй половины мая до завершения навигации не погибло ни одного груженого нефтеналивного судна. В целом за навигацию 1943 года по Нижней Волге было перевезено свыше семи миллионов тонн нефтепродуктов.

Бронекатер 134 - памятник в ИзмаилеЗначительное место в деятельности Волжской флотилии занимала противовоздушная оборона транспортных судов на переходе и в отстойных пунктах. Ряд канонерских лодок привлекались к буксировке несамоходных нефтеналивных судов. Бронекатера, сторожевые и минометные катера сопровождали наиболее важные караваны, а также несли дозорную службу.

Ближе к концу навигации выполнялась задача перебазирования боевых сил ВВФ с Волги в бассейн Днепра, на Азовское море и Чудское озеро. За три осенних месяца было поднято на берег 240 бронекатеров, тральщиков, сторожевых, минометных и других катеров. Эти корабли грузили на железнодорожные платформы и отправляли на другие флоты и флотилии. Вместе с ними было направлено 2560 матросов, старшин и офицеров, а также 1200 тонн различных грузов.

Бронекатер с бортовым номером 346 установлен на постаменте в МариуполеВ октябре 1943 года по решению ГКО было разоружено и возвращено речному транспортному и промысловому флоту 75 судов. По состоянию на 18 октября в составе Волжской военной флотилии оставалось шесть канонерских лодок, 80 тральщиков, 13 сторожевых катеров, пять минометных катеров, пять штабных кораблей, две плавучие зенитные батареи, 35 полуглиссеров и 30 буксировщиков трал-барж. Были расформированы 3-я и 4-я бригады речных кораблей. Из канонерских лодок был сформирован отдельный дивизион. Кроме того, был сформирован отдельный отряд полуглиссеров. 1-я и 2-я бригады траления имели сокращенный состав. Средства ПВО были сведены в 291-й и 292-й отдельные зенитные артиллерийские дивизионы.

В соответствии с решением Народного комиссара ВМФ Волжская флотилия с 1 ноября стала постепенно свертывать свои силы. После передачи кораблей на другие флоты и флотилии и возврата части кораблей гражданским организациям транспортного и промыслового флота в составе флотилии осталась часть тральщиков, необходимых для контрольного траления Нижней Волги в начале навигации 1944 года. В декабре 1943 года командующим флотилией был назначен капитан 1 ранга П.А. Смирнов.

В апреле-июне 1944 года все восемь дивизионов тральщиков провели контрольное траление речных фарватеров от Астрахани до Саратова и повторное траление нейтрализованных минных банок. Во всей операционной зоне флотилии мин не было обнаружено.

Бронекатер "калюжный" на постаменте в ЗеленодольскеПо приказу наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова от 30 июня 1944 года Волжская военная флотилия была расформирована. Мобилизованные суда были разоружены и возвращены организациям транспортного и промыслового флота Волжского бассейна. Корабли и части ВВФ передавались действующим флотам и флотилиям.

Моряки Волжской флотилии в Сталинградской битве проявили героизм, стойкость и высокое боевое мастерство. Подвиги их были отмечены правительственными наградами. 1-й и 2-й дивизионы бронекатеров удостоились почетного гвардейского звания. После расформирования флотилии моряки приумножили ее славу на Дунае и Днепре, Висле и Одере, на Азовском море и Чудском озере, на Амуре и Уссури.

Бронекатер 124 - памятник в Приморско-АхтарскеГвардейские дивизионы бронекатеров после Волги прошли с боями по Днепру и Висле до Одера и по Дунаю до Вены и Линца. В боях на Азовском море и на Дунае отличились моряки 1-го дивизиона. За боевые заслуги дивизион получил почетное название Белградского. Новыми боевыми подвигами прославились гвардейцы БКА № 33. Командиру катера старшему лейтенанту К.И. Воробьеву и бывшему рулевому В.Г. Усу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Бронекатер- памятник в Перми2-й дивизион бронекатеров действовал на Припяти, Западном Буге, принимал активное участие в боях за освобождение Белоруссии с 23 июня по 29 августа 1944 года и Польши. Участвовал в Берлинской наступательной операции с 16 апреля по 8 мая 1945 года. Дивизион был награжден орденом Боевого Красного Знамени, удостоен почетного названия "Бобруйский".

Бронекатер 302 - памятник в ХабаровскеДля увековечения памяти о подвигах советских воинов в Великой Отечественной войне было установлено значительное количество памятников и мемориалов. В Измаиле, Пинске, Мариуполе, Херсоне, Ейске, Перми, Хабаровске и других городах как символы славы советских моряков стоят на пьедесталах бронекатера. Они начали боевой путь на Дунае, прошли через горнило битвы за Сталинград, вернулись на Днепр и Дунай и бросили якоря на Шпрее, под Берлином.

Бронекатер 162 "Ейский патриот" на постаментеВ честь героических дел моряков Волжской военной флотилии в Волгограде воздвигнут памятник. На постаменте застыл бронекатер БК-13 (БК № 15, с 12 июня 1942 г. - № 13, с 7 марта 1944 г. - "БК-13"). Он был заложен в 1941 году, спущен на воду весной 1942 года, вступил в строй в июне и 10 июля того же года вошел в состав Волжской флотилии. Принимал участие в обороне Сталинграда, обеспечивал воинские и народнохозяйственные перевозки. 14 сентября 1943 года перечислен в Днепровскую флотилию, в составе которой участвовал в боях на Припяти и Западном Буге, Белорусской и Берлинской наступательных операциях. В 1960 году передан Волгоградскому государственному музею обороны для установки в качестве экспоната. В 1995 году он был установлен на постаменте.

Бронекатер 433 в Центральном музее Вооруженных Сил РФЕще один бронекатер, участвовавший в Сталинградской битве, БК-92, (БК № 65, с 9 октября 1942 г. - № 92, с 7 марта 1944 г. - "БК-92"), после Великой Отечественной войны был установлен в г. Пинске как памятник морякам Краснознаменной Днепровской флотилии. Этот катер, заложенный в 1940 году и спущенный на воду весной 1942 года, вступил в строй в сентябре того же года, а 27 октября включен в состав Волжской флотилии. Затем он также был перечислен в Днепровскую флотилию. В составе 2-го отдельного гвардейского дивизиона бронекатеров участвовал в боях на Припяти, а также Белорусской наступательной операции.