Поиск по сайту


ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО КОСМОСА
Основные особенности парадигмы институционального проектирования в области космической деятельности

Дмитрий Борисович Пайсон, ЦНИИМаш, к.т.н.

Рассматриваются основные предпосылки к формированию и особенности методологии технико-экономического анализа в области космической деятельности, основанной на парадигме институционального проектирования.

На протяжении нескольких последних лет национальной космической деятельности (КД) уделяется значительное внимание со стороны руководства государства. В конце марта 2007 г. в Калуге состоялось заседание президиума Госсовета, посвященного вопросам использования результатов КД в интересах социально-экономического развития. Принят ряд документов федерального уровня, направленных на развитие отечественной ракетно-космической промышленности, основной среди которых - Федеральная космическая программа России на 2006-2015 гг. В ноябре 2007 г. Президент России подписал указ о создании нового гражданского космодрома на Дальнем Востоке страны.

В апреле 2008 г. Совет Безопасности одобрил документ, озаглавленный "Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 гг. и дальнейшую перспективу", который определяет государственные интересы, главные цели, основные принципы, приоритетные направления и задачи политики Российской Федерации по исследованию и использованию космического пространства, включая задачи международного сотрудничества в данной области.

Имеются серьезные основания полагать, что эффективная реализация принятых государственных решений уже в среднесрочной перспективе позволит обеспечить интеграцию национальной КД в общую систему хозяйственной деятельности страны.

В связи с этим растущее значение сегодня приобретают методические проблемы взаимодействия ракетно-космической промышленности (РКП) с экономикой страны в целом и интеграции КД в общую структуру целенаправленной деятельности в интересах развития социально-экономической сферы, обеспечения национальной безопасности и проведения фундаментальных научных исследований [1, 2].

Отечественная РКП прошла путь от первых образцов ракетных летательных аппаратов 1930-х годов к первым боевым ракетам 1940-х, затем - к все усложняющимся и приобретающим все большую значимость в общем стратегическом балансе комплексам вооружений с баллистическими ракетами дальнего действия 1950-х гг. и к большим ракетно-космическим системам 1970-х и 1980-х гг. При этом сфера применимости системных подходов и практических методик постепенно видоизменялась от "объектоцентрической" до "системоцентрической"; фокус системного технико-экономического анализа смещался от создания отдельных летательных аппаратов и их комплексов к развитию совокупности взаимоувязанных космических систем, направленных на решение ряда целевых задач.

В настоящее время наряду с системным анализом космических средств все больше внимания уделяется системному технико-экономическому анализу КД, когда цели, задачи, результаты и показатели деятельности в области освоения и использования космического пространства рассматриваются в увязке с общими стратегиями развития высокотехнологических отраслей экономики страны и мира. При этом современный этап развития экономической методологии КД имеет ряд отличительных особенностей как в сравнении с предшествующими этапами развития этого направления в нашей стране, так и при сопоставлении с зарубежными аналогами. Последнее обусловлено прежде всего тем, что ракетно-космическая промышленность, а в дальнейшем - космическая деятельность стран Запада формировалась на базе развитого военно-промышленного комплекса, для которого системные вопросы взаимодействия с соответствующими национальными экономиками были в основном отработаны в ходе Второй мировой войны.

В отечественных условиях РКП и КД складывались в условиях господства централизованной плановой экономики, которая прекратила свое развитие в начале 1990-х гг. Впрочем, с тех пор неоднократно предпринимались и продолжают предприниматься более или менее успешные попытки возвращения к созданию государственных и отраслевых программ развития. Огрубляя, можно сказать, что у наших зарубежных коллег (исключая, разумеется, Китай) развитие РКП и КД осуществлялось "поверх" в целом сформировавшейся системы общественных отношений, построенной на принципах рыночной экономики. Мы же, напротив, на протяжении ряда лет решаем задачу реформирования системы отношений участников КД "поверх" ее организационно-технической структуры, сформировавшейся в свое время на совершенно иных принципах и в соответствии с совершенно иными требованиями и условиями деятельности.

На протяжении прошедшего десятилетия в российской КД появилась реальная субъектность. Разнящиеся в условиях нецентрализованной экономики интересы участников КД (прежде всего, заказчиков, подрядчиков и потребителей ее результатов) привели к тому, что недостаточно стало лишь указывать на более или менее оптимальный вариант того или иного программного или технического решения. Требуется уточнение: с чьей точки зрения "оптимальный". Естественно, интересы промышленности и заказчиков расходились и в плановой экономике, но в ней существуют прямые административные инструменты согласования в рамках сквозного государственного планирования - от общегосударственных планов до планов отдельных предприятий. Соответственно, ракетно-космическая отрасль рассматривается здесь в качестве единой системы, которая может быть централизованно оптимизирована.

В условиях, когда нет государственного планирования деятельности промышленности (хотя сами предприятия могут и оставаться в государственной собственности), необходима иная система, направленная на формирование компромиссов между несколькими взаимодействующими интересами. При этом для каждого из участников КД эффективность деятельности измеряется собственной мерой. Мера эта, как правило, существенно разнится, а часто - взаимообратна для различных субъектов. Появление субъектности приводит к необходимости отдельного рассмотрения реализующей структуры КД, причем не в форме простой совокупности производственных мощностей, а как множества взаимодействующих субъектов.

Таким образом, актуальной задачей отраслевой экономической науки является методическое обеспечение адаптации ракетно-космической промышленности к решению задач КД в новых условиях, и шире - реорганизации системы планирования и управления КД как таковой, исходя из принципиально новой системы отношений ее участников и взаимодействующих субъектов деятельности. Таким образом, речь идет о формировании и практической реализации парадигмы институционального проектирования в области КД.

Само по себе институциональное проектирование является одним из элементов современной институциональной экономической теории [4, 5]. Его основная задача - методологическое обеспечение развития норм и инфраструктурных реалий в различных областях деятельности. К нормам и инфраструктурным реалиям на практике можно отнести не только нормативно-правовые аспекты КД и, например, структурные особенности ракетно-космической промышленности, но и состав отечественных орбитальных группировок - если рассматривать их как составляющие элементы совокупной космической инфраструктуры государства.

Автором предложена формализованная модель институционального проектирования в области КД, в основе которой лежат три взаимоувязанных подмножества предметной области - субъектов, объектов и продуктов КД. Эта модель представляет собой дальнейшее развитие идеи субъектно-иерархического подхода [3].

К субъектам деятельности (акторам) относятся как предприятия и организации космической отрасли, так и органы государственного регулирования и потребители продуктов и услуг на основе результатов КД. Объекты КД - это производственные мощности и отдельные уникальные инфраструктурные элементы типа стартовых комплексов космодромов и объектов наземного командно-измерительного комплекса. Наконец, продукты КД представляют собой полную совокупность профильной продукции РКП и многоуровневых товаров и услуг на основе результатов КД, формируемых в соответствии с концепцией цепочек переделов (value chains). Процесс институционального проектирования заключается в поиске наилучшего конструктивного описания трансформации институциональной среды, определенной в субъект-объект-продуктовом пространстве с учетом принципов и ограничений как методического характера, так и накладываемых со стороны внешней среды.

В завершение краткого представления концепции институционального проектирования в области КД, хотелось бы остановиться на некоторых стратегических вопросах, имеющих принципиально междисциплинарный, межотраслевой характер. К ним, в частности, относятся:
1. Проблема межсекторного взаимодействия и поиска плодотворного баланса интересов между промышленностью, государством и потребителями результатов КД и поиск оптимальных форм такого взаимодействия (государственно-частные партнерства, формирование операторов услуг и т.п.).
2. Проблема адекватного форума, то есть рационального формата общественной и профессиональной дискуссии перед принятием решений различного уровня, прежде всего в области пилотируемой и фундаментальной космонавтики.
3. Проблема оптимального управления КД и определения на средне- и долгосрочную перспективу рациональной системы управления КД социально-экономического и научно-исследовательского характера.

Представляется, что дальнейшее развитие парадигмы институционального проектирования и практическая реализация различных ее "срезов" с использованием соответствующих методов математического и компьютерного моделирования является полезным и перспективным направлением развития технико-экономической методологии космической деятельности в России.

Литература
1. Давыдов В.А., Макаров Ю.Н., Алавердов В.В., Мальченко А.Н., Пайсон Д.Б. Совершенствование системных исследований перспектив развития космических средств. Доклад на V Международном аэрокосмическом конгрессе 27-31 августа 2006 г. Москва.
2. Давыдов В.А., Конорев А.А., Макаров Ю.Н., Пайсон Д.Б. Перспективы развития ракетно-космической промышленности с учетом проводимой инновационной политики в стране и международной космической деятельности России / Под общей редакцией Касаева К.С. - М.: ЗАО "ЭНЦИТЕХ", 2008. 387 с.
3. Пайсон Д.Б. Субъектно-иерархический подход к анализу эффективности космической деятельности // Космонавтика и ракетостроение, № 4 (45), 2006. С. 150-154.
4. Полтерович В.М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России, № 3, 2001. С. 24-50.
5. Тамбовцев В.Л. Основы институционального проектирования: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008.
6. Handberg R. The Future of the Space Industry: Private Enterprise and Public Policy. Quorum Books, 1995.