СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВСЕДНЕВНОГО ВЫЖИВАНИЯ МОЛОДЕЖИ: ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ Денис Сергеевич Петров,
В статье автор поднимает вопросы выживания молодежи в условиях повседневности. Главными векторами смысла "выживания" являются: труд и жизненное благополучие - ценности, которые невозможно заменить. Подчеркивается, что тенденции в изменении познавательных и деятельностных установок современного общества требуют разработки новой системы непрерывного профессионального образования и воспитания личности. Понимание процессов, происходящих в жизни современной молодежи России, неотъемлемо от существенно более общих социальных проблем современного российского общества, начиная от общетеоретического социологического осмысления современных социокультурных процессов трансформации страны и кончая проблемами глобализации и модернизации. Российское общество находится на сложном, противоречивом этапе развития. Изменения во всех сферах общественной жизни накладывают отпечаток на процесс адаптации молодежи, обуславливают большую вариативность ее отношений к современной жизни, способствуют пересмотру жизненных ценностей. Особую значимость для многонациональной страны приобретает выработка механизмов адаптации населения к новым условиям жизни. Практика показывает, что на смену одним социальным проблемам постоянно приходят другие. Их нерешенность приводит к серьезным последствиям в будущем. Очевидно, что в этих условиях возникает потребность в исследовании социокультурной адаптации молодежи. Анализ процесса адаптации молодого поколения к новым условиям имеет не только теоретико-методологическое, но и практическое значение. Общество может быть стратифицировано по разным основаниям. Молодость является одним из наиболее значимых жизненных этапов, когда человек приобретает новые социальные роли, формирует свои социальные притязания, личные надежды и планы. Современный рынок труда вынуждает молодого человека сочетать трудовую деятельность с образовательной. Это приводит к росту динамичности жизни в условиях переходного периода. В этой связи меняется и сфера деятельности молодых людей. Отмена системы распределения выпускников вуза, массовая безработица, инфляция, экономический кризис превращают выживание современной молодежи в одну из острейших социальных проблем. В процессе социокультурной адаптации у молодежи наблюдается изменение жизненных позиций. Изучение концепции адаптационного процесса современной российской молодежи вызвано рядом особенностей современной структуры молодого поколения, которое представлено группами с разным уровнем образования и социального благосостояния. Неотъемлемой частью проблемной ситуации является исследование особенностей современного молодого российского работника, выявление эволюции его мотиваций к труду, к эффективной деятельности в современной организации. Современная экономическая ситуация в России делает задачу освоения социально-экономического и культурного пространства, встающую перед каждым молодым человеком, особенно сложной. Сегодня можно констатировать, что молодежь, обладая высоким потенциалом экономической активности и ориентированностью на инновационное развитие, одновременно имеет суженный спектр своей реализации. Острота данной проблемной ситуации обуславливает необходимость всестороннего изучения положения молодежи на рынках труда. Общество на каждом этапе развития вырабатывает к ней определенные требования и предоставляет различные возможности для реализации молодежью своих жизненных стратегий [1]. Интересны данные собственного социологического исследования, которое проводилось в 2007 - 2008 гг. среди молодежи Воронежа. Объектом исследования стало население в возрасте 16-29 лет, включающее студентов, безработных, работающую молодежь. Выборка составила 1200 человек. По итогам обработки первичных данных получен вполне ожидаемый и объяснимый результат по оценке безработными проблем в сфере трудоустройства. Среди молодежи от 16 до 29 лет 37 % работающих, 40,8 % студентов и 75,5 % безработных поставили на первое место желание избежать безработицы; на второе - рост цен (34 % работающих, 34,4 % студентов, 14,5 % безработных), рост преступности среди молодежи и падение нравов отметили 29 % работающих, 24,8 % студентов, 10 % безработных. Эти данные иллюстрируют конкретное отношение современной молодежи, студентов и безработных к современной реальности. Эта возрастная группа только выходит на рынок труда, и все проблемы, связанные с трудоустройством, она оценивает с оптимизмом на основе амбициозных и прагматических взглядов на реальность, с надеждой на какие-то внешние факторы, что не всегда адекватно социальной реальности. Проведенное исследование также дало возможность выяснить приоритетные ценности молодежи по ряду существенных показателей, оказывающих значительное влияние на формирование жизненных позиций. Основными институтами, определяющими правила и условия социально-экономической мобильности молодежи, являются система образования и рынок труда. Разрушение инфраструктуры государственного образования, и его коммерциализация в условиях материального расслоения граждан привели к значительному снижению доступности к полноценному образованию ряда групп молодежи. Неадекватная государственная молодежная политика в сфере занятости сопровождается ослаблением материально-технической базы учебных заведений, разрушением системы взаимодействия "школа - профессиональное учебное заведение - предприятие", отсутствием интереса и поддержки учебных заведений со стороны работодателей. В Воронеже в середине 1990-х гг. функционировало более 50 профессиональных училищ. Сейчас их осталось всего пять! Промышленные предприятия Воронежа (ВАСО, КБХА, ВМЗ, СК и др.), которые стали выходить их ступора, столкнулись с острой проблемой нехватки профессиональных молодых кадров. Приватизация крупных и средних промышленных предприятий, резкое сокращение занятости в основных секторах материального производства и в ряде отраслей непроизводственной сферы, стирание границ между формальной и неформальной занятостью - все это привело к ужесточению требований со стороны рынка к профессионализму работников и к наличию профессионального опыта, что является невыполнимым требованием для молодежи, впервые выходящей на рынок труда. В свою очередь возрастание требований самой молодежи к оплате труда сопровождается деструктивными способами адаптации, включающих продолжительные периоды незанятости, локализацию значительных групп молодежи в неформальных и теневых сегментах регионального рынка труда, не всегда экономически оправданную миграцию молодежи. Работая в условиях негарантированных трудовых прав, молодежь лишается правовой защиты государства в первую очередь. Данные обстоятельства способствуют трансформации социально-значимых ценностей и формированию девиантных моделей поведения некоторых групп молодежи. Вместе с тем именно молодежь является носителем социальных перемен и инноваций. Отсюда возникает необходимость выявления факторов повышения экономической активности молодежи, создания в стране механизмов управления взаимодействием общества и молодежи. Молодежь является ярко выраженной "группой риска" из-за перенасыщенности рынка труда другими, более конкурентоспособными категориями населения. Сложившиеся институциональные условия выводят молодежь из сегмента эффективной занятости. Трудовая адаптация молодежи трансформируется в нетрудовые занятия, принципиально меняется их экономическое содержание, что влечет за собой вынужденное иждивенчество, асоциальное поведение, маргинализацию. На основе когортного анализа трудовой карьеры определено очевидное доминирование групп молодежи, ориентированных на стратегию: школа-вуз-работа и наличие вариабельных, не всегда социально и экономически эффективных трудовых реализаций молодежи [2]. Полученные результаты социологических исследований свидетельствуют о размывании традиционных типов (траекторий) реализуемых молодежью карьер, связанных с суженными возможностями формальных институтов образования и рынка труда при одновременном расширении неформальных институтов. В такой ситуации необходимы успешные практики партнерских отношений между средними профессиональными учебными заведениями, службами занятости и работодателями, учитывающие влияние деструктивных процессов, связанных с рассогласованием между спросом и предложением на локальных рынках труда. Появление таких практик будет свидетельствовать о наметившихся позитивных тенденциях, связанных со становлением новых эффективных форм решения проблем молодежной занятости на уровне местных сообществ. Литература
| ||