Поиск по сайту


СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВСЕДНЕВНОГО ВЫЖИВАНИЯ МОЛОДЕЖИ: ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Денис Сергеевич Петров,
доцент кафедры философии и социологии ВЗФЭИ (филиал в г. Воронеже), к.ф.н.

 

В статье автор поднимает вопросы выживания молодежи в условиях повседневности. Главными векторами смысла "выживания" являются: труд и  жизненное благополучие - ценности, которые невозможно заменить. Подчеркивается, что тенденции в изменении познавательных и деятельностных установок современного общества требуют разработки новой системы непрерывного профессионального образования и воспитания личности.

Понимание процессов, происходящих в жизни современной молодежи России, неотъемлемо от существенно более общих социальных проблем современного российского общества, начиная от общетеоретического социологического осмысления современных социокультурных процессов трансформации страны и кончая проблемами глобализации и модернизации.

Российское общество находится на сложном, противоречивом этапе развития. Изменения во всех сферах общественной жизни накладывают отпечаток на процесс адаптации молодежи, обуславливают большую вариативность ее отношений к современной жизни, способствуют пересмотру жизненных ценностей. Особую значимость для многонациональной страны приобретает выработка механизмов адаптации населения к новым условиям жизни. Практика показывает, что на смену одним социальным проблемам постоянно приходят другие. Их нерешенность приводит к серьезным последствиям в будущем. Очевидно, что в этих условиях возникает потребность в исследовании социокультурной адаптации молодежи.

Анализ процесса адаптации молодого поколения к новым условиям имеет не только теоретико-методологическое, но и практическое значение. Общество может быть стратифицировано по разным основаниям. Молодость является одним из наиболее значимых жизненных этапов, когда человек приобретает новые социальные роли, формирует свои социальные притязания, личные надежды и планы. Современный рынок труда вынуждает молодого человека сочетать трудовую деятельность с образовательной. Это приводит к росту динамичности жизни в условиях переходного периода. В этой связи меняется и сфера деятельности молодых людей. Отмена системы распределения выпускников вуза, массовая безработица, инфляция, экономический кризис превращают выживание современной молодежи в одну из острейших социальных проблем.

В процессе социокультурной адаптации у молодежи наблюдается изменение жизненных позиций. Изучение концепции адаптационного процесса современной российской молодежи вызвано рядом особенностей современной структуры молодого поколения, которое представлено группами с разным уровнем образования и социального благосостояния.

Неотъемлемой частью проблемной ситуации является исследование особенностей современного молодого российского работника, выявление эволюции его мотиваций к труду, к эффективной деятельности в современной организации. Современная экономическая ситуация в России делает задачу освоения социально-экономического и культурного пространства, встающую перед каждым молодым человеком, особенно сложной. Сегодня можно  констатировать, что молодежь, обладая высоким потенциалом экономической активности и ориентированностью на инновационное развитие, одновременно имеет суженный спектр своей реализации.

Острота данной проблемной ситуации обуславливает необходимость всестороннего изучения положения молодежи на рынках труда. Общество на каждом этапе развития вырабатывает к ней определенные требования и предоставляет различные возможности для реализации молодежью своих жизненных стратегий  [1].

Интересны данные собственного социологического исследования, которое проводилось в 2007 - 2008 гг. среди молодежи Воронежа.

Объектом исследования стало население в возрасте 16-29 лет, включающее студентов, безработных, работающую молодежь. Выборка составила 1200 человек.

По итогам обработки первичных данных получен вполне ожидаемый и объяснимый результат по оценке безработными проблем в сфере трудоустройства. Среди молодежи от 16 до 29 лет 37 % работающих, 40,8 % студентов и 75,5 % безработных поставили на первое место желание избежать безработицы; на второе - рост цен (34 % работающих, 34,4 % студентов, 14,5 % безработных), рост преступности среди молодежи и падение нравов отметили 29 % работающих, 24,8 % студентов, 10 % безработных. Эти данные иллюстрируют конкретное отношение современной молодежи, студентов и безработных к современной реальности. Эта возрастная группа только выходит на рынок труда, и все проблемы, связанные с трудоустройством, она оценивает с оптимизмом на основе амбициозных и прагматических взглядов на реальность, с надеждой на какие-то внешние факторы, что не всегда адекватно социальной реальности.

Проведенное исследование также дало возможность выяснить приоритетные ценности молодежи по ряду существенных показателей, оказывающих значительное влияние на формирование жизненных позиций.
Современная молодежь в настоящее время переживает ситуацию сложного выбора между борьбой за имеющееся социальное положение и борьбой за более высокое статусное состояние, так как даже сохранение наличного социально-экономического статуса требует существенных усилий. Результаты социологического исследования, показали, что важной целью государства должна стать помощь молодежи в адаптации к современным социальным условиям.

Основными институтами, определяющими правила и условия социально-экономической мобильности молодежи, являются система образования и рынок труда. Разрушение инфраструктуры государственного образования, и его коммерциализация в условиях материального расслоения граждан привели к значительному снижению доступности к полноценному образованию ряда групп молодежи.

Неадекватная государственная молодежная политика в сфере занятости сопровождается ослаблением материально-технической базы учебных заведений, разрушением системы взаимодействия "школа - профессиональное учебное заведение - предприятие", отсутствием интереса и поддержки учебных заведений со стороны работодателей. В Воронеже в середине 1990-х гг. функционировало более 50 профессиональных училищ. Сейчас их осталось всего пять! Промышленные предприятия Воронежа (ВАСО, КБХА, ВМЗ, СК и др.), которые стали выходить их ступора, столкнулись с острой проблемой нехватки профессиональных молодых кадров.

Приватизация крупных и средних промышленных предприятий, резкое сокращение занятости в основных секторах материального производства и в ряде отраслей непроизводственной сферы, стирание границ между формальной и неформальной занятостью - все это привело к ужесточению требований со стороны рынка к профессионализму работников и к наличию профессионального опыта, что является невыполнимым требованием для молодежи, впервые выходящей на рынок труда.

В свою очередь возрастание требований самой молодежи к оплате труда сопровождается деструктивными способами адаптации, включающих продолжительные периоды незанятости, локализацию значительных групп молодежи в неформальных и теневых сегментах регионального рынка труда, не всегда экономически оправданную миграцию молодежи. Работая в условиях негарантированных трудовых прав, молодежь лишается правовой защиты государства в первую очередь. Данные обстоятельства способствуют трансформации социально-значимых ценностей и формированию девиантных моделей поведения некоторых групп молодежи.

Вместе с тем именно молодежь является носителем социальных перемен и инноваций. Отсюда возникает необходимость выявления факторов повышения экономической активности молодежи, создания в стране механизмов управления взаимодействием общества и молодежи.

Молодежь является ярко выраженной "группой риска" из-за перенасыщенности рынка труда другими, более конкурентоспособными категориями населения. Сложившиеся институциональные условия выводят молодежь из сегмента эффективной занятости. Трудовая адаптация молодежи трансформируется в нетрудовые занятия, принципиально меняется их экономическое содержание, что влечет за собой вынужденное иждивенчество, асоциальное поведение, маргинализацию.

На основе когортного анализа трудовой карьеры определено очевидное доминирование групп молодежи, ориентированных на стратегию: школа-вуз-работа и наличие вариабельных, не всегда социально и экономически эффективных трудовых реализаций молодежи [2].

Полученные результаты социологических исследований свидетельствуют о размывании традиционных типов (траекторий) реализуемых молодежью карьер, связанных с суженными возможностями формальных институтов образования и рынка труда при одновременном расширении неформальных институтов.

В такой ситуации необходимы успешные практики партнерских отношений между средними профессиональными учебными заведениями, службами занятости и работодателями, учитывающие влияние деструктивных процессов, связанных с рассогласованием между спросом и предложением на локальных рынках труда.

Появление таких практик будет свидетельствовать о наметившихся позитивных тенденциях, связанных со становлением новых эффективных форм решения проблем молодежной занятости на уровне местных сообществ.

Литература
1. Самара Г.Н.,  Петров Д.С. Социокультурная адаптация молодежи в период радикальных трансформаций. Научное издание. - М.: "Фирма Светотон ЛТД", 2004. 206 с.
2. Петров Д.С. Исследование социальной ориентации студенческой молодежи города Воронежа. // Проблемы функционирования, стабилизации и устойчивости развития предприятий промышленного комплекса в новом столетии. Воронеж: Воронежская гос. лесотех. академия, 2004. С. 109-119.