ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ "САЛЮТА"
Основная цель сегодня - максимально сохранить и, по возможности, продолжить развитие имеющегося потенциала российской промышленности, что особенно важно во время разработки и выполнении антикризисных мер. К сложной экономической ситуации в мире и стране необходимо относиться с точки зрения оценки перспектив на будущее. Жизнь показывает - кризисы приходят и уходят, а опыт, наработанный годами, остается. Без сомнения, период экономического спада закончится, вновь начнется подъем мировой экономики, и тогда мы должны быть готовы и способны совершить "рывок вверх" к иным реалиям на техническом, техноло гическом, информационном и других уровнях производственной деятельности. Реальному сектору экономики, стратегически важным ее отраслям, в том числе, оборонно-промышленному комплексу сейчас, как никогда, требуется сосредоточить усилия на поддержании курса, взятого ранее. Прежде всего, это: определение "прорывных" направлений развития, основанных на производстве инновационной конкурентоспособной продукции; внедрение и совершенствование современных технологий ее изготовления; создание эффективной системы подготовки, привлечения и закрепления в промышленности высококвалифицированных кадров. Вот три основных "точки роста", "три кита" инновационного потенциала экономически независимого, индустриально развитого государства, каким, несомненно, была и остается Россия. ФГУП "ММПП "Салют" относится к числу инновационных предприятий. В 2007 г. президентом России В.В. Путиным подписан указ о создании на базе "Салюта" научно-производственного центра газотурбостроения. Ранее постановлением правительства предприятие было определено как Федеральный научно-производственный центр. За последние 10 лет, в том числе, в рамках программы диверсификации, созданы новые виды конкурентоспособной продукции, более 80 % выпускаемых изделий поставлялось на экспорт. По разным направлениям в области военного и гражданского авиадвигателестроения, разработки и производства газотурбинной техники для нужд промышленности и энергетики созданы серьезные заделы на будущее. В это вложено большое количество финансовых и трудовых ресурсов. Только на развитие инновационной продукции предприятие ежегодно инвестировало около 1 млрд руб. из прибыли. Поэтому начатые работы, несмотря на все финансовые сложности, необходимо продолжать, особенно по тем направлениям, у которых есть четкая перспектива, определен потребительский спрос в нашей стране и за рубежом. Во многом благодаря существованию и успешной работе Конструкторского бюро перспективных разработок (КБПР), созданного на предприятии в рамках программы диверсификации производства и недавно отметившего свой десятилетний юбилей, специалистами "Салюта" проведен большой объем работ по созданию новой газотурбинной техники. Сегодня определены четыре основных инновационных проекта, максимально приближенные к полномасштабной коммерческой реализации. Первый из них касается создания современных газотурбинных двигателей для самолетов ВВС Министерства Обороны РФ и поставок на экспорт. Прежде всего, это поэтапная модернизация двигателя АЛ-31Ф (АЛ-31ФМ1/М2/М3) и организация их серийного производства для семейства самолетов Су. Современными модификациями всемирно известного двигателя АЛ-31Ф, оснащены самолеты Су-27, Су-30, Су-33, Су-34. Истребители заслуженно пользуются большим спросом за рубежом: в Китае, Индии, Венесуэле, других странах. До наступления кризиса только по двигателям для них "Салют" поставлял за рубеж продукции на сумму $300-400 млн в год, тем самым обеспечивая регулярные валютные поступления в казну государства. Предприятие является единственным поставщиком авиадвигателей АЛ-31ФН в Китай для самолетов J10 Тем не менее, в ближайшее время в КНР будет освоено производство близкой по характеристикам силовой установки, и в связи с этим без создания модернизированного двигателя число заказов "Салюта" может значительно уменьшиться, что в свою очередь приведет к ослаблению позиций России на зарубежном рынке ВТС. Очередным шагом в развитии этого рынка будет выпуск перспективного двигателя АЛ-31ФМ1/М2/М3. Еще одно очень важное направление, над которым надо сейчас усиленно работать - создание двигателя 5 поколения для перспективного комплекса фронтовой авиации. Несомненно, что из-за недостатка средств, выделяемых реальному сектору экономики, эти задачи не смогут быть выполнены в полном объеме. Промедление приведет к реальному отставанию нашей страны в создании современных образцов авиа-техники как военной, так и гражданской, а, значит, поставит под вопрос обеспечение ее обороноспособности и экономической безопасности в целом. Совместно с украинскими моторостроителями на "Салюте" освоено производство двигателя АИ-222/25 для учебно-боевого самолета Як-130. Работы ведутся на паритетной основе: 50х50, и есть договоренность о том, что его выпуск может быть полностью освоен "Салютом". На фоне большого объема проведенных работ для этого нужна не такая уж крупная сумма - чуть более 6 млрд руб. В настоящее время выполняется контракт на поставку 10 двигателей в Алжир, а рынок УБС Як-130 насчитывает сотни единиц. Планируется поставка для нужд ВВС РФ и за рубеж до 2012 г. более 270 АИ-222/25. Среди потенциальных заказчиков: Чили, Сирия, Иран, Казахстан, Судан, ОАЭ, Гана, Беларусь. Важно, чтобы и самолет и двигатель для него производились на территории нашего государства. Многие страны сегодня фактически не имеют собственной авиационной промышленности, выступая в составе крупных международных авиастроительных концернов и объединений. Например, Япония или Германия, не очень стремятся ее развивать. Дело не в том, что они отказываются от самолетов своего производства, просто время упущено, нет уже смысла, да и возможностей "догонять и перегонять" лидеров мирового авиапрома. Остановись мы в своем развитии из-за кризиса, то же самое ждет и Россию. Не является исключением и энергетика, будущее которой - за эффективными и энергосберегающими технологиями. Второй инновационный проект "Салюта" включает создание индустриальных установок на базе газотурбинных двигателей. У нас есть ряд перспективных разработок, уже сегодня пользующихся спросом не только в России, но и за рубежом. Ведутся работы над энергетическими установками на базе АЛ-31 мощностью 60 МВт. Электрический к.п.д. установки 52 %, а коэффициент использования топлива 98 %. Опыт использования такой установки реализован предприятием на ТЭЦ-28 Москвы. Заключены контракты с Нигерией на поставку шести энергоустановок промышленного назначения, созданных на базе двигателя АЛ-21. На базе авиадвигателей, выпускаемых заводом, на предприятии разработан ряд энергетических установок мощностью 12, 16, 20 и 60 МВт. Энерго-установки мощностью 16 и 20 МВт более семи лет эксплуатируются на ТЭЦ в Ямбурге. Проводятся переговоры о поставках 12, 20 и 60-мегаваттных электростанций, разработки и производства ФГУП "ММПП "Салют" в Казахстан, Узбекистан, Молдову, страны Ближнего Востока, Ставрополь, Дзержинск, на Бованенковское и Заполярное месторождения ОАО "Газпром". По данным на январь 2009 г. в разработку и производство энергетических газотурбинных установок из прибыли предприятия вложено более 1,6 млрд руб. На завершение испытаний и доводку стационарных ГТУ необходимо еще около 1 млрд руб. Третьим инновационным проектом "Салюта" являются информационные технологии в создании и производстве инновационной продукции. На предприятии создано единое информационное пространство, все конструкторские и технологические подразделения оснащены современными компьютерами, разработана и действует система безбумажного документооборота - от конструкторской и технологической документации до делопроизводства. В последние годы активно внедрялись инновационные технологии, приобреталось дорогостоящее оборудование от ведущих производителей Европы, США, Японии. Сегодня на предприятии более 600 единиц высококлассного оборудования с числовым программным управлением, 4500 компьютеризированных рабочих мест. "Салютом" внедряются новые технологические процессы в литейном производстве, применяются химико-термическая ионная обработка, ионно-плазменная, лазерная обработка деталей и узлов. Все это в сочетании с ЧПУ дает наибольшую эффективность при создании авиационной газотурбинной техники. На внедрение в производство высокотехнологичного современного оборудования с ЧПУ за период 2000/2008 гг. "Салютом" затрачено около 1667 млн руб. На закупку современной вычислительной техники для оснащения компьютеризированных рабочих мест, создание сетевой инфраструктуры, приобретение современных программных средств - более 500 млн руб. Постоянное повышение требований и стандартов, в том числе и международных, к высокотехнологичной продукции, выпускаемой предприятием, требует дальнейшего технического перевооружения производства. По самым скромным подсчетам необходимо около 3,5 млрд руб. на приобретение технологического оборудования (обрабатывающих центров, станков и контрольно/измерительных машин с ЧПУ), оснащение компьютерами новых рабочих мест и замену устаревших компьютеров, разработку, приобретение новых и продление лицензий на имеющиеся программные продукты. Четвертый инновационный проект предприятия подразумевает инновационную систему подготовки кадров и повышение квалификации персонала, создание городского учебно-производственного центра ММПП "Салют". С кадрами и с рабочими, и с инженерно-техническими работниками было трудно и в докризисный период. Сейчас, в тяжелой экономической ситуации проблема еще более обострилась, да и в обществе в последние годы отношение к рабочему человеку, к труду инженера изменилось не в лучшую сторону. С каждым годом растет дефицит квалифицированных слесарей, токарей, фрезеровщиков, сварщиков. Поэтому первостепенная задача крупных предприятий не просто созерцать процесс подготовки кадров учебными заведениями, но и самим принимать в нем самое активное участие. Это не подменяет существующую систему, а только дополняет ее с целью повышения эффективности подготовки, закрепления кадров на производстве, что само по себе является очень большой проблемой. Есть постановление правительства о контрактной форме подготовки. У военных она действительно внедрена, а вот в гражданской сфере, к сожалению, пока не очень. Не секрет, что более четверти выпускников технических ВУЗов Москвы, даже обучаясь на госбюджетной основе, идут работать не по специальности. Миллиарды рублей из федерального бюджета не достигают цели. Проблему можно решать, но только если предприятия будут активно участвовать в системе подготовки кадров и в закреплении их еще на стадии обучения в колледжах или университетах. Именно в период кризиса сохранение кадрового потенциала и его развитие становятся наиболее актуальными. Не обходимо срочно, форсированно решать этот вопрос, чтобы подготовиться к тем действиям, которые будут необходимы в будущем при бурном развитии экономик ведущих стран мира. На предприятии создан и функционирует Институт целевой подготовки специалистов по двигателестроению (ИЦПС), на его базе действуют 11 филиалов кафедр ведущих технических ВУЗов Москвы, где ежегодно без отрыва от производства получают высшее образование более 100 сотрудников "Салюта". ИЦПС сотрудничает с 12 вузами Москвы: МГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана, МАИ, МАТИ, МИСиС, МАМИ, СТАНКИН, МИИГА, МГУПИ, РГУИТП, МЭИ. Каждый год в ИЦПС через все виды обучения проходят около 3 тысяч ИТР и 1,5 тысяч рабочих и контролеров. Создан Центр ускоренной подготовки рабочих, ведутся работы по его расширению, обучению новым, особо востребованным промышленностью специальностям- шлифовщиков и операторов станков с ЧПУ, программистов. На поддержание системы непрерывного образования,
переподготовку кадров, повышение квалификации сотрудников всех уровней предприятие ежегодно затрачивает около
30 млн руб. За создание инновационной системы подготовки
и повышения квалификации персонала промышленного
предприятия ИЦПС в 2008 г. награжден золотой медалью IX
Международного Форума "Высокие технологии ХХI века". В США, например, есть беспроцентные ссуды на эти цели, а в Европе в национальной валюте они составляют около 2 % годовых. В России ставки снижены сегодня только до 16 %. Плюс 18 % НДС, это уже 34 %. А еще единый социальный налог, налог на имущество и другие выплаты. Какое предприятие в таких условиях сможет работать рентабельно? Государству необходимо подумать о сохранении и укреплении собственной армии, ее перевооружении. В сложившихся условиях важно не только не потерять то, что у нас было, но и, наоборот, попытаться раз ить. Пока другие приостановились надо успеть сделать шаг или два вперед. Государство может помочь предприятиям заказами для российской армии. Им сейчас как воздух необходима помощь в финансировании НИР и ОКР, технического перевооружения, ведь собственной прибыли практически нет. Необходимое финансирование всех четырех инновационных проектов "Салюта" для завершения работ в 2009- 2011 гг. составляет около 18 млрд руб. При этом ожидаемый объем реализации в 2009/2015 гг. может составить более 102 млрд руб. Иными словами, вложенное сегодня многократно вернется в будущем. Помня об этом, средства надо изыскивать в любом случае вопреки трудностям. Иначе в мировом масштабе мы отстанем раз и навсегда. | ||