ИНФОРМАЦИЯ В издательстве ЦИАМ вышла монография признанного специалиста в области конструкционной прочности д.т.н. проф. А.Н. Петухова, в которой обобщены многолетние исследования автора в области фреттинг-коррозии и фреттинг-усталости - одной из актуальнейших проблем конструкционной прочности современных ГТД и ЭУ. В работе приведены многочисленные примеры возникновения фреттинг- коррозии в деталях ГТД и ЭУ. Наиболее опасные из них сопровождаются снижением предела выносливости малоподвижных соединений от 1,5 до 10 раз. На основе теоретического анализа условий силового взаимодействия и напряженно-деформированного состояния (НДС) в зоне контакта малоподвижных соединений при циклическом нагружении, вызывающих фреттинг-коррозию и разрушения материалов от фреттинг-усталости, автором предложена модель фреттинг-усталости, которая получила признание и положительные отзывы у специалистов, работающих в области трибологии (трения, износа, фреттинга). Журнал "Двигатель" размещал статьи Анатолия Николаевича, связанные с указанной тематикой, в № 6 - 2004 г. и № 3, 5 - 2005 г. На фоне известных исследований, выполненных зарубежными и отечественными учеными, особенно ярко проявляется разнообразие и уникальность разработанных автором методик (подтвержденных авторскими свидетельствами), которые применялись им при комплексном изучении механизма фреттинг-коррозии и фреттинг-усталости. Ряд методик был включен в "Методические рекомендации МР 217-86 Государственного комитета СССР по стандартам". Принципиальное отличие представленной работы от известных заключается в том, что автору на основе комплексных исследований впервые удалось установить связь между факторами, влияющими на интенсивность процесса фреттинга (амплитудой относительных перемещений Ар, величиной нормального давления р, частотой нагружения, длительностью нагружения, коэффициентом трения и др.), и их влиянием на фреттинг-усталость для различных пар конструкционных материалов, включая применяемые в современных отечественных ГТД. Установлено и подтверждено металлографическими исследованиями, что независимость результатов испытаний на усталость материала от повреждения фреттингом не является универсальной. Она справедлива только для высокопрочных сталей, в то время как у титановых сплавов выявлены принципиальные отличия в механизмах повреждения материала в процессе фреттинга и при фреттинг-усталости. Кроме того, в работе установлено существенное различие в пределах выносливости при испытаниях на фреттинг-усталость по схеме вал - втулка при жестком и мягком видах нагружениях. Полученные результаты представлены в виде: кривых усталости; таблиц значений эффективных коэффициентов концентрации, показателей наклона кривых усталости, значений характеристик рассеяния долговечности. Это необходимо для прогнозирования запасов прочности по критерию сопротивления усталости в зависимости от условий нагружения, вида и характеристик материала деталей. Анализ показал, что знакопеременный изгибающий момент от профильной части лопатки воспринимают контактные грани хвостовика лопатки, а эпюры деформаций на площадках контакта носят волновой характер и изменяют знак. При этом максимальные величины изгибающего момента существенно превышают экстраполированные по линейному закону значения от прикорневой части лопатки до опасного (минимального) сечения хвостовика в зависимости от конструктивных факторов соединения детали. В монографии приведены результаты испытаний на многоцикловую усталость около 30 вариантов замковых соединений из алюминиевых и титановых сплавов, высокопрочных сталей и жаропрочных никелевых сплавов в широком диапазоне температур (20…650 °С). В работе показано, что оценку повреждаемости фреттинг-коррозией и определение предела фреттинг-выносливости ответственных конструкций из титановых сплавов следует проводить на натурных элементах конструкции или на их моделях в условиях, максимально приближенных к эксплуатационным. Это позволяет оценить реальную прочность конструкции с учетом фреттинг-усталости и обеспечить надежность в эксплуатации конструктивного элемента. В монографии проанализированы результаты исследований, выполненные зарубежными авторами. Рассмотрен также и ряд конструктивных и технологических способов повышения несущей способности в условиях фреттинг - коррозии и фреттинг - усталости, применяемых за рубежом в современных ГТД. Показано, что формальное применение технологических методов не устраняет основные причины возникновения фреттинга и не исключает процесс фреттинг-коррозии. Результаты работ автора известны по статьям и докладам на конференциях. Они использовались при проектировании и доводке отечественных ГТД и ЭУ. Актуальность этой работы в настоящее время возрастает при внедрении новых конструкционных материалов, а для монокристаллических сплавов - обостряется. По комплексу методов исследований процессов фреттинг-коррозии и фреттинг-усталости, по спектру изученных конструкционных материалов и деталей из них, по условиям исследований проблемы фреттинг-усталости (режимам нагружения и диапазону температур), статистической достоверности полученных результатов, методикам прогнозирования фреттинг-усталости, представленных автором в монографии, в мировой технической литературе по фреттингу и фреттинг-усталости эта монография А.Н. Петухова аналогов не имеет. ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение" с 1 июля на месяц прекращает работу из-за падения спроса на продукцию со стороны ОАО "Газпром". В "Газпроме", чья доля в заказах КМПО составляет 75 %, сокращение закупок объясняют последствиями мирового кризиса. В настоящее время КМПО пытается снизить свою зависимость от "Газпрома" - оно активно ведет переговоры о заключении сторонних контрактов. Все работники предприятия будут отправлены в административные отпуска с сохранением двух третей тарифной ставки. Остановка производства позволит комплексно сократить затраты и тем самым компенсировать убытки от сокращения заказов. Для "Газпрома" в 2009 г. КМПО должно было изготовить 11 газоперекачивающих агрегатов (ГПА). Кроме того, планировалось реконструировать четыре ГПА-Ц-16 и поставить три комплекта установки приводной газотурбинной ГЦ-66. Стабильная работа предприятия была бы обеспечена, если бы стороны соблюдали договоренности, достигнутые в мае. Тогда "Газпром" и КМПО договорились сохранить объем заказов на ремонт двигателей при условии снижения цен на продукцию предприятия на 20 % (относительно 2008 г.). С подобным предложением "Газпром” обратился ко всем поставщикам оборудования, однако не все дали на это согласие. Так, НПК газотурбостроения "Зоря-Машпроект" уже готовую продукцию по сниженным ценам не отгружает. Другие поставщики договорились об иных размерах снижения цен. Что касается КМПО, то у него сегодня имеется портфель заказов с независимыми от "Газпрома" операторами на сумму 1,38 млрд руб. Соб. Инф. ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ В номере 1(61) за 2009 год нашего журнала допущена неточность в статье, посвященной юбилею О.Н. Фаворского. Статья размещена на стр. 40. Так, закрытие темы по СВВП произошло в конце 80-х годов (а не 70-х, как указано в статье), а О.Н. Фаворский был избран академиком РАН в 1980 г. (а не в 2000 г.). Приносим искренние извинения Олегу Николаевичу за вкравшиеся незамеченными в текст досадные опечатки. Редакция ОПК "ОБОРОНПРОМ" ПОКУПАЕТ АКЦИИ ОАО "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром" (структура госкорпорации "Ростехнологии") подала в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ ходатайства о покупке акций трех предприятий. Речь идет о приобретении 100 % акций ОАО "Климов", до 50 % акций ОАО "Красный Октябрь" (Санкт-Петербург) и до 75 % акций ОАО "Московское машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева". Как сообщала газета "Коммерсантъ", в начале мая совет директоров "Российской самолетостроительной компании "МИГ" (входит в ОАК) принял решение передать "Оборонпрому" принадлежащие ей 100 % акций ОАО "Климов", 50 % плюс 1 акцию ОАО "ММП им. В.В. Чернышева" и 25,5 % ОАО "Красный Октябрь". В результате сделки двигателестроительные заводы "МИГа" должны отойти "Оборонпрому", а ОАК получит взамен акции "ОКБ Сухого". Однако ФАС предположила, что сделки могут привести к ограничению конкуренции, и продлила срок рассмотрения ходатайств на 2 месяца. "Заинтересованные лица вправе представить сведения о влиянии сделки на состояние конкуренции", - отмечается в сообщении. В то же время ФАС РФ разрешила ОАО "ОПК "Оборонпром" приобрести до 100 % голосующих акций ОАО "НПО "Сатурн". Соответствующее ходатайство ОПК "Оборонпром" подал еще 16 апреля. В дальнейшем НПО "Сатурн" наряду с другими активами планируется передать в ОАО "Объединенная двигателестроительная компания" (ОДК). Она должна стать ведущим российским производителем двигателей для авиации и газоперекачки. Создать ее планируется до середины июля. ЗАВЕРШЕНО 150-ЧАСОВОЕ СЕРТИФИКАЦИОННОЕ СТЕНДОВОЕ ИСПЫТАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ПС-90А2 В ОАО "Авиадвигатель" завершено 150-часовое сертификационное стендовое испытание двигателя ПС-90А2. Это испытание, главная цель которого - подтверждение надежности и работоспособности двигателя в эксплуатации, - проводилось с максимально допустимыми значениями температур газа и частот вращения роторов и поддержанием взлетной тяги двигателя. Такое испытание было проведено впервые в истории отечественного двигателестроения. Испытание проводилось в соответствии с авиационными правилами АП-33, которые максимально гармонизированы с американскими нормами FAR-33. В соответствии с правилами двигатель отработал с поддержанием тяги максимальных частот вращения ротора и температуры газа перед турбиной в течение 18 часов 45 минут. Данному 150-часовому испытанию предшествовал ряд специальных испытаний, направленных на проверку работы новых узлов и систем двигателя ПС-90А2. В настоящее время ПС-90А2 ждет еще ряд испытаний, после чего состоятся летные испытания на самолете Ту-204. До конца 2009 г. планируется завершить сертификацию двигателя ПС-90А2.
| ||