ЦЕЛЬ ЖИЗНИ - СОЗДАВАТЬ ДВИГАТЕЛИ ГП “Ивченко-Прогресс”:
Федор Михайлович Муравченко родился 18 марта 1929 года в селе Запорожье - Грудовато, Синельниковского района, Днепропетровской области в большой семье Муравченко Варвары Мироновны и Михаила Ефимовича. Он был восьмым ребенком в семье, в которой росли девять детей. Семья Муравченко сполна познала все ужасы и трудности сталинской коллективизации, гитлеровской оккупации и периода послевоенной разрухи: голод и болезни унесли жизни семерых детей, и в живых остались только Федор и самый старший - Иван. Такую вот суровую школу и закалку характера прошел в детстве Федор Михайлович. Трудовую карьеру он начал в далекие послевоенные годы в сельской кузнице. А первое знакомство с авиацией произошло в Днепропетровской спецшколе ВВС. Это приобщение и определило жизненный путь Федора Михайловича: он поступил учиться в Харьковский авиационный институт. По окончании ХАИ с отличием Федор Муравченко был направлен в запорожское опытно-конструкторское бюро (ОКБ). Несмотря на трудности, А.Г. Ивченко начал подготовку к новой работе и добился выдачи ОКБ нового задания: в течение полугода создать турбостартер к двигателю НК-12 генерального конструктора Н.Д. Кузнецова. Срок был очень короткий, но Александр Георгиевич сделал все, чтобы после успешных испытаний этого турбостартера "верхи" согласились с тем, что запорожскому коллективу, руководимому А.Г. Ивченко, под силу и более сложные задания. И уже в 1954 г. в тематический план ОКБ была включена тема, предусматривавшая разработку двигателя АИ-20 для пассажирских и транспортных самолетов О.К. Антонова и С.В. Ильюшина. Возникла острая потребность в квалифицированных кадрах. Ивченко быстро решил эту проблему. По распоряжению минавиапрома в 1954 г. в ОКБ были направлены 26 молодых инженеров - выпускников ХАИ, в их числе был и Ф.М. Муравченко. В 1959 г. Муравченко был назначен начальником конструкторской бригады по системам запуска двигателей. Он в то время предугадал перспективность воздушной системы запуска газотурбинного двигателя (ГТД), и под его руководством впервые в СССР разрабатывается воздушная система запуска газотурбинного двигателя взамен сложной и громоздкой электрической. Впоследствии новая система запуска ГТД нашла широкое применение на летательных аппаратах транспортной и пассажирской авиации, где и сегодня используется для запуска практически всех ГТД большой и средней мощности. С 1966 по 1968 гг. под его руководством были разработаны ГТП АИ-20С и АИ-23С-1 для судна на подводных крыльях "Буревестник", судна на воздушной подушке "Сормович" и газотурбохода "Тайфун". Эти суда успешно эксплуатировались на линиях речного и морского пароходств. Также были разработаны приводы, которые устанавливались на экранопланы СМ-6, суда на подводных крыльях "Метеор-2" и на электростанции АИ-24ПГТЭ. В 1967 г. приказом МАП СССР Ф.М. Муравченко назначается заместителем главного конструктора по экспериментальным работам. Федор Михайлович принял активное участие в разработке первого в СССР турбореактивного двигателя с большой степенью двухконтурности Д-36. Эта трудная задача была решена методом оптимизации основных параметров двигателя - топливной экономичности, массы, производственной и эксплуатационной технологичности, надежности и ресурса. В настоящее время в эксплуатации находятся свыше 700 двигателей Д-36 различных модификаций, которые успешно эксплуатируются на пассажирских и транспортных самолетах Як-42, Ан-72, Ан-74, Ан-74ТК-300 как в Украине, так и во многих странах мира, а их суммарная наработка составляет более 10 миллионов часов. В начале 1970-х годов Федор Михайлович выдвинул идею создания вертолетного газотурбинного Д-136 на базе двухкаскадного газогенератора двигателя Д-36. Эта идея была воплощена в жизнь. В 1979 г. создан самый мощный и экономичный в мире двигатель для вертолета Ми-26. Чуть позже, в 1984 г., создатели крупнейшего в мире вертолета Ми-26 (в числе которых был и Муравченко) за трудовую деятельность в области авиационной техники получили Государственную премию СССР. На рубеже 1970 -1980 гг. при непосредственном участии Муравченко проводился комплекс проектных и экспериментально-исследовательских работ по созданию турбореактивных двигателей АИ-25, АИ-25ТЛ, Д-18Т, ДВ-2, которые эксплуатируются на самолетах Як-40, L-39, Ан-124 "Руслан" и др. Кроме того, совершенствовались и создавались модификации турбовинтовых двигателей АИ-20 и АИ-24 для самолетов Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Бе-12, Ил-18 и т.д. Непрерывно шли работы по привязке вспомогательных газотурбинных двигателей АИ-8, АИ-9 и АИ-9В для запуска маршевых двигателей на самолетах и вертолетах. В 1983 г. Ф.М. Муравченко назначается главным конструктором, первым заместителем руководителя ЗМКБ "Прогресс". В этот период создаются модификации двигателя АИ-20 для самолета Ан-32, турбореактивный двигатель Д-436К для самолета специального назначения Ан-71, первый в мире турбовинтовентиляторный двигатель Д-27 для военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70. И он с этой труднейшей задачей справился. Когда нельзя отступать в сторону, нужно брать ответственность на себя. Эта позиция помогла ему выстоять в непростой борьбе против попыток "реструктуризации", а по сути, уничтожения предприятия. Она помогает ему и сегодня отстаивать независимость политики и перспективу дальнейшего развития предприятия. В этот сложнейший период, несмотря на трудности, Федор Михайлович ведет активную борьбу за создание новой техники. Уже в апреле 1990 г. проводится первый запуск уникального двигателя Д-27, а в декабре 1994 г. - первый полет Ан-70. За трудовую деятельность в области науки и техники и за большой вклад в создание двигателя Д-18Т для самолета Ан-124 "Руслан" в 1994 г. Федор Михайлович Муравченко награжден Государственной премией Украины. Сегодня под его руководством и при непосредственном участии продолжают создаваться новые двигатели: - семейство турбореактивных двигателей Д-436 для самолетов Ту-334, Бе-200, Ан-148; - турбовинтовой двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1 для регионального самолета Ан-140; - семейство АИ-450 для легких вертолетов, самолетов и беспилотных летательных аппаратов; - семейство турбореактивных двигателей АИ-222 для учебных и боевых самолетов Як-130, L-15. На основе полученного опыта проектируются двигатели новейшего поколения с форсажной камерой сгорания, малошумным широкохордным вентилятором, большой степенью двухконтурности, приводом вентилятора через редуктор и т.д. Огромное внимание генеральный конструктор уделяет развитию наземного направления применения авиационных двигателей. В настоящее время ведутся работы по 21 теме создания газотурбинных приводов для нужд промышленности и транспорта в диапазоне мощностей от 1 до 25 МВт. Приоритетным направлением считается создание газотурбинных приводов для: Проектируется также специальное оборудование: В настоящее время на предприятии ведутся проектные и опытно-конструкторские работы, предусматривающие создание газотурбинного привода АИ-12Н мощностью 12 МВт и модуля камеры сгорания электростанции мощностью 65 МВт. И этот перечень работ можно продолжать и продолжать. Федор Михайлович Муравченко обладает широким техническим кругозором, огромным практическим опытом работы в области, требующей использования передовых достижений науки и техники. Разносторонняя инженерная эрудиция, постоянная работа над повышением своих технических знаний позволяют оперативно и на высоком техническом уровне решать сложные вопросы, связанные с созданием самой современной авиационной техники. Генеральный конструктор много времени отдает совершенствованию экологических параметров ГТД; эти работы всегда являлись на предприятии приоритетной темой. В результате все двигатели предприятия соответствуют самым жестким мировым стандартам. За выдающийся вклад в развитие науки, техники и технологий в 2000-2008 годах, а также за укрепление международного инженерного сообщества Федору Михайловичу Муравченко присвоено почетное звание "Выдающийся инженер ХХ века". Он награжден золотой медалью лауреата международной премии Международной инженерной академии. За активное участие в евроазиатской интеграции и укреплении международных экономических и культурных связей Ф.М. Муравченко награжден орденом "Дружбы Российской Федерации", орденом "За верность долгу", международной наградой "Звезда Пальмиры", орденом "Звезда Содружества", орденом "Великая Победа", орденом "Содружество" II ст. и т.д. Ему присвоены звания "Почетный гражданин города Запорожье" (Украина) и "Почетный гражданин города Оклахома" (США). Федор Михайлович Муравченко прошел большой трудовой путь от инженера-конструктора до руководителя ГП "Ивченко-Прогресс" - головного разработчика в Украине авиационных двигателей для самолетов и вертолетов самого разного класса, а также двигателей наземного применения. Полностью отдавая себя делу создания передовой авиационной техники, он лично участвовал в создании 44 типов и модификаций маршевых и вспомогательных ГТД, в создании 18 типов и модификаций приводов наземного применения. За успешную деятельность в области создания новых образцов авиационной техн За высокие достижения и заслуги перед украинским народом и Украинской Православной Церковью в 2001-2004 годах он награжден Орденским знаком "Слава на верность Отчизне" III степени с присвоением титула "Кавалер ордена "Слава на верность Отчизне", Крестом Почета "За возрождение Украины" I степени, Знаком ордена "Святой Князь Владимир" IV степени с присвоением титула "Рыцарь ордена "Святой Князь Владимир", Золотым орденом "Святой Апостол Андрей Первозванный".
| ||