Поиск по сайту


ЦЕЛЬ ЖИЗНИ - СОЗДАВАТЬ ДВИГАТЕЛИ

ГП “Ивченко-Прогресс”:
Игорь Федорович Кравченко,
первый заместитель руководителя предприятия, главный конструктор
Геннадий Романович Крицын,
начальник НИО, главный конструктор
Сергей Владимирович Дмитриев,
начальник ОНТИ

В одном ряду со знаменитыми и уникальными людьми, чья жизнь и силы отданы на благо процветания мировой авиации, стоит имя Федора Михайловича Муравченко. Его 80-летие совпало с 55-летием трудового и творческого пути на известном ныне во всем авиационном мире государственном предприятии "Ивченко-Прогресс".

Федор Михайлович Муравченко родился 18 марта 1929 года в селе Запорожье - Грудовато, Синельниковского района, Днепропетровской области в большой семье Муравченко Варвары Мироновны и Михаила Ефимовича. Он был восьмым ребенком в семье, в которой росли девять детей. Семья Муравченко сполна познала все ужасы и трудности сталинской коллективизации, гитлеровской оккупации и периода послевоенной разрухи: голод и болезни унесли жизни семерых детей, и в живых остались только Федор и самый старший - Иван. Такую вот суровую школу и закалку характера прошел в детстве Федор Михайлович.

Трудовую карьеру он начал в далекие послевоенные годы в сельской кузнице. А первое знакомство с авиацией произошло в Днепропетровской спецшколе ВВС. Это приобщение и определило жизненный путь Федора Михайловича: он поступил учиться в Харьковский авиационный институт. По окончании ХАИ с отличием Федор Муравченко был направлен в запорожское опытно-конструкторское бюро (ОКБ).

Вручение ордена "Дружбы Российской Федереции" президентом РФ В.В. Путиным (Киев, ноябрь 2004г.)Послевоенное время было непростым для ОКБ: авиация развивалась стремительными темпами, эра поршневых двигателей стала быстро уходить в прошлое, появилась острая необходимость перехода и закрепления на новом направлении авиадвигателестроения - создании газотурбинных двигателей. Это прекрасно понимал руководивший в тот период ОКБ главный (а в дальнейшем - генеральный) конструктор Александр Георгиевич Ивченко. Его главной задачей стало сохранение коллектива ОКБ, а значит, необходимо было резко поменять тематику всего конструкторского бюро.

Несмотря на трудности, А.Г. Ивченко начал подготовку к новой работе и добился выдачи ОКБ нового задания: в течение полугода создать турбостартер к двигателю НК-12 генерального конструктора Н.Д. Кузнецова. Срок был очень короткий, но Александр Георгиевич сделал все, чтобы после успешных испытаний этого турбостартера "верхи" согласились с тем, что запорожскому коллективу, руководимому А.Г. Ивченко, под силу и более сложные задания. И уже в 1954 г. в тематический план ОКБ была включена тема, предусматривавшая разработку двигателя АИ-20 для пассажирских и транспортных самолетов О.К. Антонова и С.В. Ильюшина. Возникла острая потребность в квалифицированных кадрах. Ивченко быстро решил эту проблему. По распоряжению минавиапрома в 1954 г. в ОКБ были направлены 26 молодых инженеров - выпускников ХАИ, в их числе был и Ф.М. Муравченко.

Посещение предприятия премьер-министром Украины Ю.В. Тимошенко (Запорожье, март 2005г)Прибыв на предприятие, Федор Михайлович со свойственной ему энергией и целеустремленностью включился в разработку газотурбинного двигателя АИ-20. К 1955 г. сформировался конструкторский коллектив, в первых рядах которого был Ф.М. Муравченко. Этот коллектив стал той творческой силой, которая разработала проект двигателя АИ-20, провела его доводку и победила в конкурсной борьбе с ОКБ Н.Д. Кузнецова. В конце 1957 г. транспортный самолет Ан-10, на котором были установлены четыре двигателя АИ-20, поднялся в воздух.

В 1959 г. Муравченко был назначен начальником конструкторской бригады по системам запуска двигателей. Он в то время предугадал перспективность воздушной системы запуска газотурбинного двигателя (ГТД), и под его руководством впервые в СССР разрабатывается воздушная система запуска газотурбинного двигателя взамен сложной и громоздкой электрической. Впоследствии новая система запуска ГТД нашла широкое применение на летательных аппаратах транспортной и пассажирской авиации, где и сегодня используется для запуска практически всех ГТД большой и средней мощности.

Генеральные конструкторы Ф.М.Муравченко и Д.С.Кива поздравляют с 90-летием Б.Е.Патона (Киев, ноябрь 2008г.)Профессионализм, работоспособность и талант - вот те черты, которые проявились у Муравченко и тогда, когда он возглавил конструкторскую бригаду камер сгорания (КС). Он умел глубоко вникать и анализировать работу элементов конструкции, находить оптимальные и оригинальные решения при разработке новой техники, что позволило заметно поднять технический уровень камер сгорания. Именно бригаде Муравченко впервые в мировой практике двигателестроения удалось достичь еще в 1965 г. ресурса КС, составлявшего 4000 ч. Федор Михайлович одним из первых понял преимущества применения кольцевых КС. Им была создана школа проектирования малоэмиссионных камер сгорания, благодаря которой все двигатели, разработанные на предприятии после 1965 г., удовлетворяют жестким мировым экологическим стандартам. Федор Михайлович - автор нескольких десятков изобретений по камерам сгорания.

Генеральные конструкторы Ф.М.Муравченко и П.В.Балабуев на международной выставке "Авиасвит" (Киев, сентябрь 2004г)Работая в каждой должности, Федор Михайлович оставлял свой особый след в разработке двигателей. При этом повышения по службе он получал, как правило, с переходом на более трудные участки, где требовалось решение срочных задач. Поэтому ему - уже ведущему конструктору - в 1965 г. поручили руководить работами по наземному применению авиационных газотурбинных двигателей. При его непосредственном участии по заказам министерства нефтяной и газовой промышленности на базе авиационного турбовинтового АИ-24 были разработаны двигатели для привода ряда буровых установок и приводы по интенсификации добычи нефти. С их помощью разведаны основные месторождения газа и нефти в Сибири. Проделан большой комплекс опытно-конструкторских работ по переводу питания газотурбинных двигателей на дизельное топливо и на природный газ, а также по созданию специализированных газотурбинных приводов (ГТП) для промышленности: парогазогенератора ГИГ-4, водогрейной установки и т.д.

С 1966 по 1968 гг. под его руководством были разработаны ГТП АИ-20С и АИ-23С-1 для судна на подводных крыльях "Буревестник", судна на воздушной подушке "Сормович" и газотурбохода "Тайфун". Эти суда успешно эксплуатировались на линиях речного и морского пароходств. Также были разработаны приводы, которые устанавливались на экранопланы СМ-6, суда на подводных крыльях "Метеор-2" и на электростанции АИ-24ПГТЭ.

В 1967 г. приказом МАП СССР Ф.М. Муравченко назначается заместителем главного конструктора по экспериментальным работам. Федор Михайлович принял активное участие в разработке первого в СССР турбореактивного двигателя с большой степенью двухконтурности Д-36. Эта трудная задача была решена методом оптимизации основных параметров двигателя - топливной экономичности, массы, производственной и эксплуатационной технологичности, надежности и ресурса. В настоящее время в эксплуатации находятся свыше 700 двигателей Д-36 различных модификаций, которые успешно эксплуатируются на пассажирских и транспортных самолетах Як-42, Ан-72, Ан-74, Ан-74ТК-300 как в Украине, так и во многих странах мира, а их суммарная наработка составляет более 10 миллионов часов.

В начале 1970-х годов Федор Михайлович выдвинул идею создания вертолетного газотурбинного Д-136 на базе двухкаскадного газогенератора двигателя Д-36. Эта идея была воплощена в жизнь. В 1979 г. создан самый мощный и экономичный в мире двигатель для вертолета Ми-26. Чуть позже, в 1984 г., создатели крупнейшего в мире вертолета Ми-26 (в числе которых был и Муравченко) за трудовую деятельность в области авиационной техники получили Государственную премию СССР.

На рубеже 1970 -1980 гг. при непосредственном участии Муравченко проводился комплекс проектных и экспериментально-исследовательских работ по созданию турбореактивных двигателей АИ-25, АИ-25ТЛ, Д-18Т, ДВ-2, которые эксплуатируются на самолетах Як-40, L-39, Ан-124 "Руслан" и др. Кроме того, совершенствовались и создавались модификации турбовинтовых двигателей АИ-20 и АИ-24 для самолетов Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Бе-12, Ил-18 и т.д. Непрерывно шли работы по привязке вспомогательных газотурбинных двигателей АИ-8, АИ-9 и АИ-9В для запуска маршевых двигателей на самолетах и вертолетах.

В 1983 г. Ф.М. Муравченко назначается главным конструктором, первым заместителем руководителя ЗМКБ "Прогресс". В этот период создаются модификации двигателя АИ-20 для самолета Ан-32, турбореактивный двигатель Д-436К для самолета специального назначения Ан-71, первый в мире турбовинтовентиляторный двигатель Д-27 для военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70.

Визит индийского посла в Украине Дебабрата Саха с супругой Хамаи (Запорожье, сентябрь 2006г)В 1989 г. Федор Михайлович Муравченко назначается генеральным конструктором ЗМКБ "Прогресс". Это было время конца эпохи могущества военно-промышленного комплекса. Вместо прежней стабильности финансирования и гарантии заказов генеральный конструктор получил разорванные нити связей десятилетиями складывавшихся научных, производственных и хозяйственных коопераций, почти полное прекращение государственных заказов и, следовательно, неизбежное сокращение работ. Едва ли не самой главной заботой нового руководителя предприятия при прежней занятости техническими задачами теперь становится жизнеобеспечение предприятия в буквальном смысле слова.

И он с этой труднейшей задачей справился. Когда нельзя отступать в сторону, нужно брать ответственность на себя. Эта позиция помогла ему выстоять в непростой борьбе против попыток "реструктуризации", а по сути, уничтожения предприятия. Она помогает ему и сегодня отстаивать независимость политики и перспективу дальнейшего развития предприятия.

В этот сложнейший период, несмотря на трудности, Федор Михайлович ведет активную борьбу за создание новой техники. Уже в апреле 1990 г. проводится первый запуск уникального двигателя Д-27, а в декабре 1994 г. - первый полет Ан-70.

За трудовую деятельность в области науки и техники и за большой вклад в создание двигателя Д-18Т для самолета Ан-124 "Руслан" в 1994 г. Федор Михайлович Муравченко награжден Государственной премией Украины.

Сегодня под его руководством и при непосредственном участии продолжают создаваться новые двигатели:

- семейство турбореактивных двигателей Д-436 для самолетов Ту-334, Бе-200, Ан-148;

- турбовинтовой двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1 для регионального самолета Ан-140;

- семейство АИ-450 для легких вертолетов, самолетов и беспилотных летательных аппаратов;

- семейство турбореактивных двигателей АИ-222 для учебных и боевых самолетов Як-130, L-15.

На основе полученного опыта проектируются двигатели новейшего поколения с форсажной камерой сгорания, малошумным широкохордным вентилятором, большой степенью двухконтурности, приводом вентилятора через редуктор и т.д.

Огромное внимание генеральный конструктор уделяет развитию наземного направления применения авиационных двигателей. В настоящее время ведутся работы по 21 теме создания газотурбинных приводов для нужд промышленности и транспорта в диапазоне мощностей от 1 до 25 МВт. Приоритетным направлением считается создание газотурбинных приводов для:
- передвижных электростанций, когенерационных установок - АИ-2500;
- блочно-модульных электростанций - АИ-6000;
- электрогенераторов - МСТ-198;
- газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций и газлифтных установок - семейства Д-336, АИ-336.

Проектируется также специальное оборудование:
- генератор инертных газов АИ-19 ГИГ для тушения и локализации пожаров в закрытых и полузакрытых помещениях;
- дожимной газовый компрессор АИ-45;
- холодильные установки ТМ-50, ТМ-210.

В настоящее время на предприятии ведутся проектные и опытно-конструкторские работы, предусматривающие создание газотурбинного привода АИ-12Н мощностью 12 МВт и модуля камеры сгорания электростанции мощностью 65 МВт. И этот перечень работ можно продолжать и продолжать.

Федор Михайлович Муравченко обладает широким техническим кругозором, огромным практическим опытом работы в области, требующей использования передовых достижений науки и техники. Разносторонняя инженерная эрудиция, постоянная работа над повышением своих технических знаний позволяют оперативно и на высоком техническом уровне решать сложные вопросы, связанные с созданием самой современной авиационной техники. Генеральный конструктор много времени отдает совершенствованию экологических параметров ГТД; эти работы всегда являлись на предприятии приоритетной темой. В результате все двигатели предприятия соответствуют самым жестким мировым стандартам.

Встреча с генеральным конструктором, президентом ОАО "Камов", Героем России С.В.Михеевым на международной выставке "Двигатели 2002"По результатам больших научно-исследовательских работ по созданию авиационных двигателей Ф.М. Муравченко в 1991 г. была защищена ученая степень доктора технических наук. В мае 2003 г. он был избран членом-корреспондентом Национальной академии наук Украины и в декабре 2003 г. членом-корреспондентом Академии технологических наук Российской Федерации. Муравченко также является академиком Инженерной академии Украины, действительным членом Международной инженерной академии. Он соавтор национальной программы "Развитие авиационной промышленности Украины". Им лично и в соавторстве выпущено свыше 170 научных работ. Федор Михайлович имеет свыше 40 авторских свидетельств и патентов.

За выдающийся вклад в развитие науки, техники и технологий в 2000-2008 годах, а также за укрепление международного инженерного сообщества Федору Михайловичу Муравченко присвоено почетное звание "Выдающийся инженер ХХ века". Он награжден золотой медалью лауреата международной премии Международной инженерной академии. За активное участие в евроазиатской интеграции и укреплении международных экономических и культурных связей Ф.М. Муравченко награжден орденом "Дружбы Российской Федерации", орденом "За верность долгу", международной наградой "Звезда Пальмиры", орденом "Звезда Содружества", орденом "Великая Победа", орденом "Содружество" II ст. и т.д. Ему присвоены звания "Почетный гражданин города Запорожье" (Украина) и "Почетный гражданин города Оклахома" (США).

Федор Михайлович Муравченко прошел большой трудовой путь от инженера-конструктора до руководителя ГП "Ивченко-Прогресс" - головного разработчика в Украине авиационных двигателей для самолетов и вертолетов самого разного класса, а также двигателей наземного применения. Полностью отдавая себя делу создания передовой авиационной техники, он лично участвовал в создании 44 типов и модификаций маршевых и вспомогательных ГТД, в создании 18 типов и модификаций приводов наземного применения.

За успешную деятельность в области создания новых образцов авиационной технФ.М.Муравченко у самолета Ту-334 с генеральным конструктором И.С.Шевчукомики Федор Михайлович Муравченко был награжден высокими правительственными наградами:
- медалью "За Трудовую доблесть" (1966 г.);
- орденом "Трудового Красного Знамени" (1971 г.);
- орденом "Октябрьской Революции" (1981 г.);
- орденом "За заслуги" III, ІІ , І степени (1994, 1999, 2005 гг.);
- Почетной грамотой Кабинета Министров Украины (1999 г.);
- званием "Герой Украины" (с вручением Ордена Государства, 2002 г.);
- почетным званием "Заслуженный деятель науки и техники Украины" (2003 г.).

За высокие достижения и заслуги перед украинским народом и Украинской Православной Церковью в 2001-2004 годах он награжден Орденским знаком "Слава на верность Отчизне" III степени с присвоением титула "Кавалер ордена "Слава на верность Отчизне", Крестом Почета "За возрождение Украины" I степени, Знаком ордена "Святой Князь Владимир" IV степени с присвоением титула "Рыцарь ордена "Святой Князь Владимир", Золотым орденом "Святой Апостол Андрей Первозванный".
Под руководством Ф.М. Муравченко работает многотысячный коллектив конструкторов, исследователей и производственников, способных решать уникальные задачи по созданию самой совершенной авиационной техники. При непосредственном участии Федора Михайловича разрабатываются долгосрочные программы развития гражданской авиации в Украине и конверсии авиационных двигателей с целью применения в народном хозяйстве. Известный конструктор, ученый, руководитель Ф.М. Муравченко пользуется большим авторитетом в области авиадвигателестроения не только среди специалистов СНГ, но и во всем авиационном мир
е.