ЗАКАТ ЭПОХИ ПАРУСНЫХ ЛИНКОРОВ Виктор Сергеевич Шитарев, (Окончание. Начало в № 5 - 2008) Началась Ионическая кампания, в поход вышли 6 линкоров и 6 фрегатов. К кораблям А.С. Катасанова больше претензий не было, "испытания огнем" подтвердили правильность концепций, заложенных в проекте. Военно-морской флот России получил корабли, превосходившие по своим качествам зарубежные аналоги. Гладкопалубный корпус имел известный нам "Азов"; запас прочности его корпуса давал возможность установить на нем не 74, а почти 90 орудий, что позволяло причислить линкор к кораблям 1 ранга. Как известно, Россия долгое время не строила 100-пушечные корабли, на постройку которых требовался дуб, а с этим видом древесины у нас было сложно. Благодаря конструктивным находкам А.С. Катасанова и эту сложную проблему удалось решить. Наглядным примером служит строительство 110-пушечного корабля "Париж". Линкор был заложен на стапеле Херсонского адмиралтейства корабельным мастером 6-го класса М.И. Суровцовым под другим именем еще 18 сентября 1812 г. Новое название корабль получил после вступления русской армии в столицу Франции 18 марта 1814 г. Служба линкора проходила относительно спокойно; в 1818 г. он входил в состав практической эскадры контр-адмирала П.М. Рожнова. "Париж" принимал участие в кампании под командованием вице-адмирала А.С. Грейга и контр-адмирала Ф.Ф. Мессера. Отслужив положенные 15 лет, он был исключен из списков флота 22 февраля 1827 г. История появления нового "Парижа" такова. На стапеле Николаевского адмиралтейства 17 октября 1823 г. корабельным мастером 7-го класса И.С. Разумовым был заложен 110-пушечный корабль, изначально названный "Дербентом". Спуск корабля на воду состоялся 23 сентября 1826 г. Его размерения составили: длина 58,9 м, ширина 15,9 м, глубина трюма 6,6 м. Линкор вооружили 112 орудиями. В 1827 г. "Дербент" переименовали в "Париж" (его носовым украшением на княвдигеде стал двуглавый орел, державший в когтях щит с изображением герба Парижа). Новому "Парижу" пришлось немало потрудиться в годы русско-турецкой войны 1828-1829 г. С 1818 г. по 1830 г. Черноморским флотом командовал адмирал Алексей Самуилович Грейг. В августе 1828 г. Черноморская эскадра, в составе которой был и "Париж", участвовала во взятии Варны и Анапы. Тогда корабль был флагманом, на нем держал свой флаг адмирал А.С. Грейг, ему помогал контр-адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. В апреле 1833 г. корабль участвовал в Босфорской экспедиции Черноморского флота под командованием контр-адмирала И.И. Стожевского. Однако срок службы корабля подходил к своему завершению, линкор ветшал, поэтому в 1834 г. его переоборудовали в плавучую батарею для обороны Севастополя. Но на этом "парижская" серия не закончилась. Последний "Париж" заложил на стапеле Николаевского адмиралтейства 18 июня 1847 г. подполковник корпуса корабельных инженеров С.И. Чернявский. На воду корабль спустили 23 ноября 1849 г., он имел длину 63,7 м и ширину 17,6 м. Это был большой 120-пушечный линкор 1 ранга. Разумеется, все "Парижи" были гладкопалубными и имели ту самую архитектуру, по поводу которой спорили Ф.Ф. Ушаков и А.С. Катасанов. Вооружение последнего "Парижа" было впечатляющим - двадцать восемь 68-фунтовых бомбических орудий, тридцать восемь 36-фунтовых пушек, двадцать четыре 24-фунтовых и тридцать четыре 36-фунтовых карронады. Корабельные гребные суда могли нести одну 24-фунтовую, две 12-фунтовых и 8-фунтовых карронады, а также восемь 3-фунтовых фальконетов. Едва покинув верфь, "Париж" включился в активные боевые действия. Началась Крымская война. С 1853 г. кораблем командовал капитан 1 ранга Владимир Иванович Истомин. 17 сентября 1853 г. "Париж" участвовал в высадке десанта на побережье Кавказа. В составе эскадры Черноморского флота под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова "Париж" 18 ноября 1853 г. активно действовал в Синопском сражении, на нем держал свой флаг контр-адмирал Федор Михайлович Новосильский. Постройкой в России 120-пушечных кораблей завершилась эпоха постройки деревянных линкоров. Проект такого линкора начал создаваться в 1829 г., он представлял собой последнее слово науки и техники того времени. Сохранилось большое количество архивных документов, в том числе чертежи - построечный, утвержденный адмиралом А.С. Грейгом, отчетный, подписанный инженер-полковником "начальником корабельных инженеров" Иваном Яковлевичем Осмининым, парусности, утвержденный адмиралом М.П. Лазаревым и другие. На построечном чертеже сохранились надписи, позволившие узнать ряд интересных подробностей. Плазовые ординаты адмирал А.С. Грейг рассчитал сам, а по ним прапорщик корпуса корабельных инженеров Григорий Васильевич Афонасьев сделал 20 ноября 1829 г. чертеж корпуса, который лично проверил генерал-майор корпуса корабельных инженеров Михаил Ильич Суровцов. Закладка корабля состоялась 30 марта 1832 г. на новом стапеле, сооруженном по предложению А.С. Грейга специально для трехдечных кораблей. Строителем был назначен полковник И.Я. Осминин, его помощником - Г.В. Афонасьев. Корабль, названный "Варшава", спустили на воду 6 ноября 1833 г., на его постройку затратили 19 месяцев и 7 дней - срок рекордно короткий. В 1834 г. к достроечным работам у заводского причала подключился поручик корпуса корабельных инженеров С.И. Чернявский. "Варшава" имела следующие размерения: длина 62,9 м, ширина без обшивки 16,73 м, осадка 7,81 м. Водоизмещение линкора достигало 5000 т. Моряки оценивали этот корабль как образец судостроительного искусства. Этот корабль в свое время был chef d'oeuvre корабельного искусства. Грейг дал "Варшаве" параболическую подводную часть, отчего корабль отлично ходил, был остойчив при самых неблагоприятных на море погодах и мог носить сильную артиллерию. Торжественный спуск корабля состоялся 6 ноября 1833 г. Вице-адмирал М.П. Лазарев, сменивший А.С. Грейга на посту командующего Черноморским флотом, занимался достройкой корабля. "Варшава", - писал он другу А.А. Шестакову, - строен по чертежу, составленному адмиралом Грейгом, и размерения прекрасны; надобно же сказать (не в хвастовство), что надводная часть, внутреннее расположение, рангоут и паруса - мои..." В разработке чертежей и изготовлении рангоута принимал участие В.И. Истомин, который в 1836 г. служил на "Варшаве" лейтенантом. М.П. Лазарев принял участие в усовершенствовании артиллерии, архитектуры и судовых устройств. Разработанными под его руководством новыми орудиями были вооружены линкоры Черноморского флота. В 1834 г. именно на "Варшаве" впервые ввели более совершенные прицелы, что упростило наводку на цель и повысило меткость стрельбы. В сентябре 1834 г. М.П. Лазарев лично проводил испытания "Варшавы". Отмечалась плавная бортовая качка и хорошая поворотливость; при ровном брамсельном ветре и скорости 5,5 узла (10,2 км/ч) "Варшава" выполняла поворот за 4 минуты. Однако острота носовых ватерлиний теоретического чертежа приводила к увеличенной килевой качке при волнении, что являлось некоторым недостатком корабля. Мощный образцовый корабль оказался настолько совершенным, что английские корабелы весьма интересовались его проектом. Чертежи "Варшавы" использовали при проектировании второго 120-пушечного корабля "Три святителя". Головным в серии из трех 120-пушечных кораблей для Черноморской эскадры был "Двенадцать апостолов". Его строил капитан-лейтенант корпуса корабельных инженеров С.И. Чернявский. За постройкой корабля наблюдал М.П. Лазарев. Главный калибр линкора был представлен 68-фунтовыми бомбическими орудиями. Корабль "Двенадцать апостолов" находился в строю с 1841 г. по 1855 г. Вот как о нем тогда писали: "Как образец корабельной архитектуры, нам не случалось видеть чего-либо подобного до введения винтовых кораблей". Тип парусного вооружения кораблей со времен царствования Петра 1 изменился незначительно. К середине XIX века парус блинд уже окончательно вышел из употребления. Блинда-гафель сохранился на бушприте до наших дней, теперь он неподвижен и представляет собой рангоутный брус, распирающий в стороны ватер-бакштаги. К нему также крепится страховочная сетка под бушпритом, чтобы работающие на бушприте моряки не падали в воду. Другим новшеством в парусном вооружении линкоров явилось "раздвоение" мачт: ниже марсовой площадки на каждой мачте поставили рангоутное дерево, к нему ниже марса укрепили гафель. Так на мачте появился трисель - косой парус. И вообще, иметь под рукой лишний, пусть даже вспомогательный парус, никогда не повредит. Однако век деревянных парусных линкоров неотвратимо стремился к завершению. Водоизмещение кораблей достигло 5000 т, а это значит, что несмотря на широкое использование железа (различные кницы, гвозди, скобы, накладки и пр.) конструктивный запас прочности древесины, как основного судостроительного материала, был полностью исчерпан. Поэтому уже в начале XIX века появились корпуса судов, построенные по композитной системе, то есть набор корпуса изготавливали полностью из железа, а обшивку делали из дерева. Так удалось "перешагнуть" пятитысячный предел водоизмещения боевых кораблей. Намечалась перспектива постройки полностью металлических судов. Первым в мире железным пароходом стал Aaron Manby, построенный в Англии в 1822 г. Он благополучно совершил переход из Лондона в Гавр и затем по Сене доплыл до Парижа. Железные суда оказались дешевле в постройке, долговечнее и удобнее в эксплуатации. Однако строить военные суда из железа англичане не спешили. Существовало мнение, что при обстреле из бомбических орудий такие корпуса окажутся менее стойкими и более опасными для экипажа. Зато в торговом флоте железные пароходы, как говорится, "пришлись ко двору". Английский железный пароход Great Britain (1843 г.) имел водоизмещение 3900 т, мощность паровой машины 1200 л.с, при этом масса корпуса составила 1000 т. В 1830-1840 гг. началось строительство пароходо-фрегатов. Еще в 1822 г. французский артиллерист Пэксан сконструировал пушку калибра 220 мм, стрелявшую бомбой массой 80 фунтов и поэтому названную бомбической. В 1842-43 гг. Англия и Франция провели испытания, стреляя бомбами по плите толщиной 150 мм. Плита задерживала 50-фунтовое ядро, но разрушалась от действия снаряда (бомбы). В 1845 г. корабельный инженер Дюпюи-де-Лом предложил проект броненосца с небольшим числом орудий максимально большого калибра с металлическим корпусом. Намечалось бесконечное соревнование брони и снаряда... Все это предрешило участь деревянных парусных линкоров, "лебединая песня" которых пришлась на вторую половину XIX века. [Напоминаем, что Интернет-вариант
статьи сильно сокращен. Ред.]
| ||