Поиск по сайту


КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Илья Юрьевич Самоненко,
соискатель кафедры социологии, психологии и педагогики МГТУ "СТАНКИН

В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием школьниками информационных технологий. Описывается математический аппарат для проведения данного исследования.

Современный период развития общества характеризуется интенсивной разработкой компьютерных и информационных технологий (ИТ). Серьезные опасения в связи с этим вызывает их негативное влияние на компоненты духовной культуры школьников. Известно, что наиважнейшие компоненты культуры формируются именно в подростковом возрасте и юности. Детальное и достоверное изучение этой проблемы невозможно построить на методах простейшего тестирования, анкетирования и т.п.; оно требует проведения системного социологического исследования. Его методологический инструментарий должен включать контент-анализ сложных и многозначных текстов, высказываний, рассуждений привлеченных к эксперименту респондентов, их аргументации в дискуссиях и спорах на заданные темы.

Первый этап такого исследования заключается в выделении из всего контингента учащейся молодежи групп по критериям, характеризующим деятельность их представителей в современной информационной среде. Второй этап нацелен на исследование компонентов духовной культуры (общения и рефлексии) у представителей этих групп. В работе рассмотрен первый этап данного социологического исследования.

В качестве фундаментального критерия, на базе которого проводилось выделение групп учащейся молодежи, было выбрано понятие "использование информационных технологий", а именно: использование в сфере игр и развлечений (в детском возрасте игры были ведущей деятельностью данного контингента респондентов); использование при обучении - основном виде деятельности учащейся молодежи в настоящий момент; использование в созидательной и трудовой профессиональной деятельности, то есть в ближайшем будущем.

Методический комплекс, разработанный специально для проведения описываемого социологического эксперимента, включал следующие основные компоненты: серия анкетных вопросов закрытого и открытого типа, характеризующая активность респондента для каждого из трех указанных ранее направлений. Преимущественно вопросы были закрытого типа с единственным или множественным вариантом ответа; база данных для хранения и систематизации полученной информации; программные средства для проведения анкетирования в интернете; математический аппарат, позволяющий провести специфическую обработку экспериментальных данных: выделить четкие группы учащейся молодежи, которые можно с большой степенью достоверности отнести к одному из выбранных направлений использования ИТ (развлечения, обучение, созидательная деятельность) и в вышеозначенных группах выбрать наиболее ярких представителей.

Для участия в социологическом исследовании были привлечены учащиеся школ центрального округа Москвы, а также слушатели школы развития Малой академии МГУ имени М.В. Ломоносова. На данном этапе в анкетировании приняли участие 297 респондентов.

Математическая обработка результатов анкетирования заключалась в следующем. Каждому ответу на каждый вопрос присваивалось некоторое вещественное число от 0 до 1 (вес). Для каждого респондента и для каждой из трех характеристик считалась сумма весов ответов, которые дал респондент на вопросы, посвященные данной характеристике. Таким образом, каждый респондент представлялся точкой в трехмерном эвклидовом пространстве характеристик. Заметим, что положение каждого респондента зависело не только от его ответов, но и от весов, которые были присвоены ответам. Следовало подобрать такие веса ответов, чтобы, с одной стороны, они лежали в некоторых заранее определенных интервалах, а, с другой стороны, искомые группы выделялись бы как можно более точно. Для этого была определена функция качества h, которая по положению респондента определяла, насколько хорошо его можно отнести к той или иной группе.

Чем больше значение функции качества h, тем точнее можно определить группу, к которой относится респондент. Благодаря этому задача сводилась к задаче поиска точки максимума функции от многих переменных. Такой функцией являлась глобальная функция качества F(W), равная сумме функций качества по всем респондентам. Переменными являлся вектор W весов ответов. Данная задача была решена численно с использованием математического пакета MatLab.

После обработки данных в каждую из трех групп было отобрано по 15 респондентов, у которых одна из изучаемых характеристик была проявлена в наибольшей степени, а остальные выражены минимально. С данными респондентами был проведен второй этап исследования.

Разработанная методика может быть применена и для решения других подобных задач, связанных с выделением по различным основаниям групп и кластеров респондентов среди широкого контингента населения.

Литература

1. Аверьянов В.Я. Искусство задавать вопросы. М.: Русский гуманитарный Интернет университет. 1998.
2. Соболь И. М. Метод Монте-Карло. М.: Наука, 1968.
3. Фомичева И. Д. Социология Интернет - СМИ. 2003. М: МГУ имени М. В. Ломоносова, факультет журналистики.