Поиск по сайту


ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

(НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ)

Цай Чуньшэн, аспирант кафедры социологии, психологии и педагогики
Московского государственного технологического университета "Станкин"

Статья посвящена оценке экологических перспектив и проблем развития современного Китая, его роли в мировой экономике и политике, и изучению воздействия экологического фактора на социально-управленческие процессы, происходящие в КНР и за ее пределами. Экономическое развитие Китая на протяжении более полувека обеспечивалось при полном игнорировании экологических потребностей. Резкое ухудшение экологической ситуации есть закономерный результат индустриального развития при полном игнорировании экологических потребностей общества с присущей ему ценностной ориентацией на экономический рост, который обеспечивается экстенсивным путем - за счет эксплуатации природных ресурсов.

Экономическое развитие Китая обеспечивалось при полном игнорировании экологических потребностей. Однако разрастание экологических проблем в Китае при общей основе их возникновения в мире приобрело чрезвычайно опасный для страны характер, во-первых, в силу особого воздействия демографического фактора на весьма скудные природные ресурсы (по мнению китайских специалистов, численность населения - с точки зрения ресурсной обеспеченности - в 1,5-2 раза превышает "оптимальный уровень") и, во-вторых, в силу масштабности допущенных руководством страны ошибок при проведении политики "большого скачка" и "культурной революции".

Поэтому и экологические потери экономической модернизации в Китае выше по сравнению с потерями других развивающихся стран (в среднем по восточноазиатскому региону этот показатель составляет 5 %), что имеет крайне негативные последствия как для современного, так и перспективного развития страны - разрушается не только природный, но и человеческий капитал. Об остроте экологического кризиса в Китае говорят следующие данные. МБРР оценивает экологический ущерб в 7,7 % ВВП. Государственное управление по охране окружающей среды Китая определяет ежегодные экономические потери, вызванные деградацией природной среды для различных районов страны, в пределах от 5 до 13 % ВВП.

Сейчас в развитом мире все чаще поднимается вопрос - сможет ли Китай в 2030 г. прокормить свое население, или решение будет найдено в форме массовой миграции китайцев за пределы страны, или же - путем увеличения импорта продовольствия. Однако спрос населения Китая на продовольствие может превысить экспортный потенциал всех стран мира в поставках зерновых и иметь необратимые политические последствия в глобальном масштабе. При этом в число первых "жертв" возросших продовольственных потребностей Китая попадают страны развивающегося мира, в которых тенденция к росту зависимости от импорта продовольствия тоже набирает силу. По прогнозам Института всемирного наблюдения (The World Watch Institute), импорт зерна Египтом за период с 1990 по 2030 г. возрастет с 8 млн до 21 млн т, а потребности стран тропической Африки увеличатся в 10 раз и достигнут 250 млн т к началу 2030 г.

Тенденция к обострению экологических противоречий на современном этапе развития Китая сохраняется, чему способствуют следующие моменты. Конкурентоспособность страны в глобальной экономике в значительной мере обеспечивается за счет минимизации вложений в экологическую и социальную сферу в рамках осуществления модели экстенсивного экономического роста. Связанный с этим иррациональный характер использования природных ресурсов (с сопутствующим увеличением производства отходов) усугубляется нарастанием нагрузки на природные системы со стороны быстро увеличивающегося населения. В расчете на единицу промышленной продукции Китай потребляет воды в 10 раз больше, чем развитые страны.

Энергоемкость китайской промышленности в 6,1 раз выше, чем в Японии и 2,5 раза, чем в США. Именно это обстоятельство и обуславливает выход экологических проблем Китая за рамки национальных границ. Однако по мере увеличения численности населения и роста его доходов при сохранении высоких темпов экономического развития в рамках существующей модели развития спрос на природные ресурсы будет расширяться. Уже сегодня, по данным Института всемирного наблюдения, Китай обогнал США по потреблению мяса, зерна, стали и угля, уступая только в потреблении нефти. На долю Китая, вклад которого в производство мирового ВВП оценивается лишь в 4 %, приходится 12 % мирового потребления энергоресурсов, 15 % воды, 28 % стали, 25 % алюминия, 50 % цемента. За последние годы страна совершила такой качественный скачок в потреблении, какой в западной цивилизации занял сто лет. По мнению американского эколога Л. Брауна, если темпы роста экономики КНР останутся в пределах 8 % в год, то к 2031 г. доход на душу населения в Китае, где будет проживать 1,45 млрд. чел., поднимется до нынешнего уровня в США. Следствием этого станет резкое увеличение спроса на основные потребительские товары. Тогда Китай будет потреблять зерна в объеме, эквивалентном 2/3 oт современного мирового уровня. Если спрос на нефть будет расти так же, как сегодня в США, то ее потребуется 5 млрд. т ежегодно, в то время как сегодня в мире в год добывается лишь 4,2 млрд. т. Если динамика роста автотранспортного парка сохранится, то, согласно подсчетам Института нефти, спрос Китая на нефть в ближайшие 25 лет возрастет на 500 %.

Возможности удовлетворения этих потребностей уже сегодня ограничены, и это угрожает перспективам экономического развития, а также приводит к нарастанию социально-экономических конфликтов в обществе при обострении соперничества за доступ к природным ресурсам между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством. Так, площадь пахотной земли на душу населения в КНР составляет по мировым стандартам лишь одну треть от потребности, ресурсы пресной воды - одну четверть, а лесные ресурсы и растительный покров - всего одну шестнадцатую. На одного жителя Китая приходится на 25 % меньше воды, чем в среднем в мире. Ситуация усугубляется и тем, что природные ресурсы, население и производство распределены по территории страны крайне неравномерно.

Руководство страны сейчас открыто признает, что ухудшение экологической ситуации и соперничество за землю становятся источником нестабильности в китайском обществе и угрожают продовольственной безопасности, однако справиться с нарастанием социального недовольства оно не может. Так, в конце 2005 г. стихийный протест жителей деревни южной провинции Гуандун, недовольных выплатой им низкой компенсации за потерю земли, отобранной под строительство тепловой электростанции, перерос в столкновение с полицией, в ходе которого погибло 20 чел. Но это далеко не единичный случай за последние годы. В 2004 г. было зафиксировано 74 тыс. подобного рода стихийных протестов в сравнении с 58 тыс. в предшествующем году.

Западными экспертами рассматривается и возможность перерастания отдельных экологических протестов в общее движение. В экстремальных условиях, например, при резком обострении проблемы водного дефицита, социальное недовольство в обществе может проявиться в форме его массовой политической мобилизации с угрозой ослабления центральной власти в стране.

В ситуации крайне высокого перерасхода воды и уже существующего ее дефицита в 40 млрд куб. м значительная часть сельских жителей вынуждена ограничивать ее потребление. Последствием форсированной индустриализации стало и резкое ухудшение качества воды (Китай лидирует в мире по объему сбросов сточных вод, однако очищается менее половины этого объема), в результате чего 300 млн крестьян вынуждены пить грязную воду.

Ограничение доступа сельских жителей, составляющих большинство населения Китая, к природным ресурсам при общем ухудшении экологической ситуации усиливает социальное неравенство и подрывает основу для строительства "гармоничного общества". Последнее предполагает сокращение разрыва в уровне материального положения между сельским населением и городским, которое за последние годы XX в. и первые годы XXI в. выросло на 140 млн чел. за счет выходцев из деревни. Многие из них являются экологическими беженцами. Только за последнее десятилетие 24 тыс. деревень в Северном и Восточном Китае были покинуты жителями из-за наступления песков.

Рост числа мигрантов из деревни в город, в немалой степени связанный с воздействием экологического фактора на ухудшение социально-экономического положения крестьян, с одной стороны, поддерживает дешевизну рабочей силы, обеспечивающую конкурентоспособность китайской экономики, с другой стороны, способствует превращению города в зону повышенного экологического риска с сопутствующим возрастанием экономических и социальных затрат и снижением в целом конкурентоспособности китайской экономики. Шестьдесят процентов городов испытывают недостаток питьевой воды, а в 110 городах эта проблема стоит предельно остро. Воздействие уровня загрязнения атмосферы на здоровье проживающих в городах детей соизмеримо с выкуриванием ими двух пачек сигарет ежедневно.

Даже с учетом активных мер по минимизации экологического ущерба хозяйственной деятельности в крупных городах страны экологическая ситуация в них продолжает ухудшаться. И на этот раз - по причине роста числа транспортных средств (в 2005 г. было зарегистрировано 33 млн автомашин, к 2010 г. ожидается увеличение автопарка до 131 млн). Учитывая перспективный рост городов, где к 2020 г. должно проживать 55 % населения страны, общие социальные затраты, связанные с ухудшением экологической ситуации в стране, окажутся еще более внушительными в сравнении с сегодняшним днем. Одним словом, КНР подошла к тому рубежу своего развития, когда возникла настоятельная потребность усилить экологическую составляющую национальной стратегии развития.

Власти в Китае проявляют реальную заинтересованность в минимизации экологического риска бурного экономического развития, исходя из однозначного вывода о негативном воздействии деградации окружающей среды на темпы экономического роста и перспективы модернизации страны. Планируемое вхождение Китая в группу среднеразвитых стран в 2020 г. при увеличении в 4 раза объема ВВП по сравнению с 2000 г. предполагает отказ от традиционной модели экстенсивного экономического роста.

Нехватка природных ресурсов уже сегодня ставит вопрос об их рациональном использовании, что в свою очередь отвечает интересам интенсификации экономического развития и перехода страны на качественно новую ступень индустриального развития при опоре на новейшие достижения науки и техники. Расходы на науку к 2010 г. должны возрасти до 2 % ВВП с последующим увеличением до 2,5 %.

Именно поэтому, наряду с ужесточением мер по контролю над загрязнением, объектом повышенного интереса государства становятся те направления экологической деятельности, которые обладают к тому же и высокой экономической отдачей. Государство наметило в период осуществления XI пятилетнего плана сократить энергопотребление на 20 %, использование воды на единицу готовой промышленной продукции - на 30 %, а производство сточных отходов на 10 %. Переход Китая в 2004 г. на второй европейский стандарт по ограничению выхлопов автомобилей и мотоциклов наряду с расширением производства энергоэффективных моделей призван решить одновременно несколько задач - сократить уровень загрязнения, снизить спрос на топливо и повысить конкурентоспособность китайской автомобильной индустрии.

По мнению руководителей страны, Китаю предстоит показать миру новый сценарий индустриализации, основанный на развитии новых технологий, рациональном потреблении природных ресурсов, снижении уровня загрязнения окружающей среды. Эти целевые установки и находят отражение в государственной политике, направленной на создание "гармоничного", "устойчивого общества", при соблюдении паритета интересов экономического, социального и экологического развития в соответствии с задачами XI пятилетнего плана.

Интерес китайского руководства к проблеме охраны окружающей среды мотивируется не только прагматичными экономическими соображениями, но и политическими. Деградация окружающей среды представляет все большую угрозу для поддержания политической стабильности, поскольку может ослабить экономическую основу существующей политической власти и вызвать рост социальной напряженности. По оценкам экспертов, экономика должна развиваться не менее чем на 7 % в год, чтобы гарантировать социальную стабильность в стране. И хотя среднегодовые темпы прироста ВВП в 2004-2005 гг. составляли 9,5 %, с учетом высокого стоимостного показателя деградации окружающей среды, реальные оценки снижаются на 2-3 пункта. Местные чиновники не без основания опасаются того, что если население узнает всю правду об уровне загрязнения окружающей среды, это может спровоцировать социальный взрыв.

Руководство Китая сталкивается с объективными проблемами в обеспечении экологической безопасности, главными из которых является нехватка финансовых и технических ресурсов при сохраняющейся ориентации на достижение высоких темпов экономического роста. Именно в этом и видит Государственное управление по охране окружающей среды главную причину невыполнения восьми из двадцати поставленных на период 2000-2005 гг. экологических задач. Не удалось обеспечить запланированный ввод новых водоочистных сооружений и уровень сокращения объема потребления угля, выбросов углекислого газа, твердых промышленных отходов, двуокиси серы.

Проявляемый центральной властью интерес к экологии, который явно усилился с приходом к руководству страной Ху Цзиньтао, далеко не всегда разделяется местной администрацией. Сохраняющаяся приоритетная ориентация местного руководства на краткосрочные экономические интересы в ущерб экологии может свести на нет все усилия правительства страны по обеспечению экологически безопасного развития, несмотря на предпринимаемые усилия по ужесточению государственного экологического контроля.

Инспирированные сверху кампании за чистоту окружающей среды нередко превращаются в пустую формальность, как, например, в случае с закрытием грязных производств, многие из которых вскоре возобновляют свою работу, заручившись поддержкой местных властей. Дело в том, что закрытие, например, угольных шахт, которые являются одними из основных источников загрязнения, может привести к росту безработицы и снижению поступлений в местный бюджет. Интерес к охране окружающей среды демонстрируют лишь некоторые богатые районы страны с прочными международными связями.

Конфликт между экономическими и экологическими интересами на провинциальном уровне перерастает в политическую плоскость и угрожает авторитету коммунистической партии и государства в целом. Когда в ноябре 2005 г. произошел взрыв на государственном химическом предприятии, в результате которого в реку Сунгари попали отравляющие вещества, пассивность местных органов власти, не предпринявших никаких действий в течение четырех дней и скрывших от общественности и руководства страны информацию, могла бы иметь куда более серьезные социально-политические и международные последствии, если бы не вмешательство в это дело лично премьера страны Вэнь Цзябао. Чтобы не допустить повторения подобной ситуации, государство приняло решение, обязывающее местные органы власти сообщать в центр информацию о крупных авариях в течение четырех часов.

Введение нового индекса "зеленого" ВВП (впервые в мире) призвано повысить заинтересованность местной власти в решении экологических проблем и стать критерием оценки ее деятельности, которая до последнего времени ограничивалась исключительно экономическими показателями. Но в отсутствие финансовой поддержки сверху и эта мера борьбы за экологизацию экономического развития может стать очередной широко разрекламированной кампанией с сомнительными для окружающей среды результатами, но с предполагаемой экономической отдачей - она поможет предотвратить перегрев экономики с сопутствующими негативными экономическими и политическими последствиями.

Как свидетельствует мировой опыт, степень заинтересованности страны в решении экологических проблем повышается с уровнем ее интегрированности в мировую экономику, что опровергает, по мнению экспертов МБРР, ранее распространенную в мире гипотезу о неизбежности превращения Китая, как и других развивающихся стран, в "рай для загрязнителей". Собственные нормы экологической безопасности запрещают транснациональным компаниям, работающим в Китае, создавать промышленные предприятия на загрязненной территории.

Растущий спрос на мировых рынках на китайскую продукцию стимулирует подъем китайской экономики с сопутствующим увеличением нагрузки на природные системы, однако в то же время участие в ВТО ставит перед китайской промышленностью задачу соответствия международным стандартам и, в частности, требованиям международного сертификата качества систем экологического менеджмента по стандарту ISO-14000, который к 2004 г. был внедрен на 5 тыс. предприятий Китая.

Среди тех, кто более всего озабочен улучшением своего экологического имиджа, - крупнейшие государственные энергетические и металлургические предприятия с обширными международными деловыми связями, которые стремятся упрочить свое положение на мировом рынке. Как заявил один из руководителей ведущей китайской нефтяной компании СИНОПЕК: "Те компании, которые игнорируют требования техники безопасности в отношении персонала, а также экологической безопасности, столкнутся с проблемами в налаживании международных связей". В повышении эффективности экологической деятельности китайских предприятий заинтересован и международный бизнес, который видит в Китае конкурента, обеспечивающего свои конкурентные преимущества за счет снижения экологических издержек.

Возможности китайской экономики в целом адаптироваться к возрастающим экологическим требованиям мирового рынка вызывают сомнения, особенно когда речь идет о мелких и средних производствах, которые обслуживают только местный рынок. На многих старых заводах, в том числе и в металлургической промышленности, не осуществляются даже элементарные меры экологической защиты. Треть всех китайских заводов не имеет очистного оборудования вообще, еще одна треть его имеет, но не использует (чтобы снизить производственные издержки). Руководство этих предприятий уверено в том, что местные чиновники не допустят их закрытия.

Сейчас для Китая проблема не в принятии новых экологических законов, а в их соблюдении. Экологическое беззаконие в КНР - норма поведения. Уйти от исполнения законов можно легко, подкупив чиновников, хотя правонарушения такого рода чреваты тяжкими последствиями. Китай занимает первое место в мире по количеству аварий, связанных с нарушением норм трудовой и экологической безопасности. По официальным данным, с 2001 по 2004 г. в результате аварий на производстве ежегодно в среднем погибало 6282 чел. - примерно 17 чел. каждый день. Однако по другим оценкам этот показатель составляет не менее 20 тыс. чел. в год.

Экологические успехи в первую очередь демонстрируют крупные города страны - Пекин или Шанхай, имея каждый особый интерес к улучшению своего экологического имиджа. Пекин - по соображениям своей инвестиционной привлекательности и в связи с проведением Олимпийских игр, Шанхай - также и из-за проведения ЭКСПО. На экологические программы в Пекине было выделено 7 млрд долл. из общего олимпийского бюджета Китая в 37 млрд долл.

Однако проводимые в этих городах меры экологической защиты, предусматривающие структурную перестройку их хозяйственной деятельности, далеко не всегда доступны для других районов Китая, испытывающих дефицит финансовых средств и технических возможностей и сталкивающихся с проблемой занятости населения. Там по-прежнему чрезвычайно остро стоят проблемы выбросов промышленных предприятий, работающих на крайне устаревшей технологической базе, муниципальных стоков при нехватке очистных сооружений, утилизации бытового мусора и водоснабжения.

Китай находится на том экологически опасном этапе своего развития при переходе от низкого уровня развития к среднему, на котором, согласно теоретическим расчетам и накопленным эмпирическим данным по многим странам мира, происходит неизбежное ухудшение экологической ситуации. Это создает особые трудности для государства в обеспечении экологической безопасности, особенно учитывая масштаб стоящих перед ним проблем. По индексу экологической устойчивости (разработан Всемирным экономическим форумом совместно с Центром экологического права и политики Йельского университета) Китай стоит в списке из 146 стран мира на 133 месте.

Расходы на преодоление экологических последствий форсированной экономической модернизации и восстановление разрушенной природной среды превышают возможности КНР, даже несмотря на высокие темпы ее экономического роста. По оценкам Государственного управления по охране окружающей среды, государство должно израсходовать с 2006 по 2010 г. на охрану окружающей среды 156 млрд. долл. (1,5 % ВВП), однако нет никакой уверенности в том, что эти вложения будут сделаны, учитывая опыт последних лет. Так, на период с 2000 г. по 2005 г. было запланировано инвестировать в охрану окружающей среды 85 млрд долл. (1,3 % ВВП), однако в действительности было потрачено 75 млн долл.

Структурные изменения в экономике осуществляются медленно, однако их акцентирование в новом пятилетнем плане вселяет некоторую надежду на то, что Китаю удастся несколько минимизировать экологические потери своего бурного экономического роста. И проблема в том, насколько успешно будет осуществляться принятый сейчас руководством страны технико-экономический подход к обеспечению экологической безопасности. Спасение с помощью науки и техники - таков лозунг власти, взятый ею сейчас на вооружение и успешно апробированный в Японии.

И все же государство, готовое пойти на ужесточение экологического контроля, увеличение инвестиций в экологическую сферу и даже на предоставление политической площадки для экологических дебатов, пока не может осуществлять более затратные в экономическом плане и политически рискованные меры в интересах обеспечения экологической безопасности - например, повысить плату за воду, за загрязнение и отказаться от субсидий на энергоносители, или же оказать крупную финансовую поддержку местным властям в реализации проектов водоснабжения и утилизации отходов. В ведущих вузах КНР имеются студенческие экологические группы, в работе которых принимают участие и дети партийной элиты. В стране сейчас зарегистрировано более 70 экологических организаций. Но государство по-прежнему не готово к проведению реформ в политике.

Однако наметившаяся в последние годы тенденция на усиление экологизации в процессе принятия решений по управлению страной дает основания рассчитывать на укрепление политической основы экологической безопасности, обеспечение которой зависит и от усилий государства по стимулированию процесса перехода к модели интенсивного экономического роста. В перспективе Китай может выйти на одно из ведущих мест в мире по охране окружающей среды и экологическому состоянию в целом.